Ценовые игры будут опасны

933
Минфин готовит поправки в НК РФ по трансфертному ценообразованию

В 2007 году Минфин активно взялся за работу над изменениями в Налоговый кодекс по трансфертному ценообразованию. И велика вероятность, что уже с 2008 года контроль над ценами для целей исчисления налогов изменится.

При помощи завышенных или заниженных цен на свои товары (услуги) компании могут перемещать прибыль из одной компании группы в другую. Причем, если последняя находится на территории с льготным налоговым режимом (в частности, в офшорной юрисдикции), то применение нерыночных цен может дать значительную экономию на налогах.

ПРИМЕР 1
Российская компания намерена экспортировать в США партию балалаек. Себестоимость партии – $100 (влияние НДС не рассматривается). Покупатель готов приобрести их по рыночной цене за $200. Если российская компания продаст свою продукцию напрямую в США, ее прибыль составит $100 и будет облагаться российским налогом на прибыль по ставке 24%. Но есть и другой вариант. Российская компания продает свои балалайки фирме Balalaika Ltd, зарегистрированной в офшорной юрисдикции (где ставка налога на прибыль – 0% или минимальна) за $101, которая затем перепродает товары за $200 в США конечному потребителю. Налоговые последствия данной цепочки сделок будут совершенно иными. Налоговая нагрузка будет состоять только из налога на прибыль, заплаченного в России по ставке 24% с $1 прибыли.

С правовой точки зрения оба варианта ведения бизнеса абсолютно законны: компания свободна в выборе покупателей и ценовой политики. Однако для целей налогообложения решающее значение имеет то, насколько уровень цен по сделкам соответствовал рыночному. Очевидно, что в первом случае применялись рыночные цены и, следовательно, налоговая нагрузка была адекватна. Во втором случае цена по сделке между российским продавцом и офшорной компанией была значительно ниже рыночной. Это и позволило получить значительную налоговую выгоду, сыграв на разнице налоговых режимов.

Рассмотренная ситуация является примером трансфертного ценообразования (transfer pricing). Во многих странах власти не перестают бороться с этим способом ухода от налогов. Похоже, что дело дошло и до России.

Впрочем, контролировать цены для целей налогообложения отечественные налоговики могут уже давно. С 1999 года (момент вступления в силу первой части НК РФ) инспекторы следят за ценами с помощью двух статей: статья 20 НК РФ дает определение взаимозависимости лиц, а статья 40 говорит о рыночной цене и методах ее нахождения.

Теоретически налоговая инспекция уже вправе доначислить налоги по определенным сделкам, если компания использовала нерыночные цены. Однако на практике подавляющее большинство судебных дел по таким спорам решается в пользу компаний. Арбитры становятся на сторону фирм прежде всего из-за нечетких формулировок закона. Кроме того, ряд сделок внутри холдинга вообще в настоящее время неподвластен налоговикам, поскольку, например, «сестринские» компании формально не соответствуют признакам взаимозависимости.

Минфин предлагает амбициозные поправки: вместо двух статей в Налоговом кодексе должна появиться целая глава (более двадцати статей), в которой будет намного более детально прописан порядок контроля над ценами. К тому же значительно расширится перечень взаимозависимых лиц, чьи сделки являются объектом особого внимания. Помимо этого, через несколько лет предлагается ввести абсолютную новинку – возможность заключить с налоговыми органами предварительное соглашение о рыночных ценах. Окончательный вариант поправок, безусловно, еще может претерпеть изменения, однако общая концепция, скорее всего, сохранится.

Кого проконтролируют

Итак, в настоящее время НК разрешает налоговикам контролировать цены следующих сделок:

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по бартерным операциям;
  • по внешнеторговым сделкам;
  • при отклонении цен более чем на 20% от недавно использованных компанией.

Если проект поправок будет принят в нынешнем виде, то этот список будет изменен. Последний вид сделок из перечисленных вовсе уйдет из-под контроля налоговиков. Зато к списку добавятся сделки с компаниями тех государств, где действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие информации при проведении финансовых операций. «Черный список» неблагонадежных стран должен утвердить Минфин. Воспользуются ли финансисты уже имеющимся «черным» списком ЦБ или же добавят туда еще какие-то юрисдикции – вопрос открытый. В то же время для специалистов этот список вряд ли станет сюрпризом. Очевидно, что в него войдут все страны, которые в настоящее время используются в качестве внешних офшоров для снижения налоговой нагрузки.

Кроме того, значительно расширится перечень взаимозависимых лиц. Благодаря этому, например, исчезнет лазейка в законе, который сейчас прямо не признает взаимозависимыми две дочерние компании, имеющие одного учредителя со 100%-ным участием. Дальше – больше. Даже если в цепочку поставщиков одного и того же товара между аффилированными структурами «затесалась» абсолютно независимая компания, цены по сделкам с ней тоже подпадут под пристальный контроль налоговиков.

Вдобавок ко всему у суда останется действующее и сейчас право признать взаимозависимыми в конкретном случае любые другие компании.

Как проконтролируют

В настоящее время доначислить налоги могут, если цена товара (работы, услуги) отличается от рыночной более чем на 20% в ту или иную сторону. В будущем этот порядок должен значительно измениться. В проекте поправок речь идет об интервале рыночных цен. Он определяется следующим образом:

  • определяются максимальная и минимальная рыночные цены и разница между ними;
  • указанная разница распределяется на четыре равных подинтервала цен от минимальной цены до максимальной цены;
  • минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен являются соответственно минимальное значение второго подинтервала цен и максимальное значение третьего подинтервала цен.
ПРИМЕ 2
Допустим, цены на рынке на определенный товар варьируются от 10 до 20 рублей за единицу. Делим этот промежуток на 4 подинтервала (10–12,5; 12,5–15; 15–17,5; 17,5–20). Цены, применяемые компанией для целей контроля, не должны выходить за интервал от 12,5 до 17,5 рублей за единицу. Также в проекте указано, что если в сделках по определенным товарам применяется единственная цена, интервал рыночных цен будет определяться исходя из границ отклонения на 10% в сторону повышения или в сторону понижения от указанной цены.

Информация о ценах

Одной из причин того, что в настоящее время трансфертный контроль не работает в полную силу, является отсутствие четкого определения источника информации о рыночных ценах. При определении рыночной цены товара, работы или услуги пункт 11 статьи 40 НК РФ предлагает использовать официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Однако, что именно является официальной информацией, законодательство не раскрывает. В итоге суды решают вопрос в каждом конкретном случае по-своему.
В новом проекте четко прописано, что для определения рыночных цен может быть использована следующая информация:

  • о биржевых ценах и котировках мировых бирж – для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли;
  • таможенная статистика внеш-ней торговли РФ;
  • информация, имеющаяся в госорганах (в частности, статистическая);
  • информация из общедоступных изданий и информационных систем;
  • отчет оценщика о рыночной стоимости;
  • информация, представляемая налоговым органам налогоплательщиками, систематизируемая и накапливаемая в информационных системах налоговых органов.

Утвержденный перечень источников информации добавляет ясности в отношения между контролерами и компаниями. В то же время при новой редакции НК РФ у компаний будет меньше возможности «отбиться» от претензий налоговиков по формальным основаниям, просто сославшись на неясность действующего понятия «официальные источники информации». Кроме того, потенциально опасным для компаний может стать последний в приведенном перечне вид информации – собственные данные налоговиков. Дело в том, что если указанную информационную базу не сделать общедоступной, налоговики смогут использовать данные о ценах «для служебного пользования», как им выгодно, а адекватность «ведомственных» данных будет невозможно проверить.

Безусловные новинки

Если все, о чем шла речь выше, в том или ином виде применяется и в настоящее время, то в проекте есть такие новеллы, о которых компании раньше и не помышляли.

Во-первых, компании будут обязаны представлять налоговикам сведения о контролируемых сделках (внутри холдинга), если доход или расход от них с одним партнером превышает 1 млн рублей. В приложении к декларации по налогу на прибыль и спецрежимам (по НДФЛ для физлиц) необходимо будет раскрывать информацию о таких сделках. Кстати, в проекте есть специальная оговорка о том, что полученная информация может быть использована и для контроля за другими налогами. Видимо, это означает, что в случае претензий НДС будет доначисляться на основе тех же данных.

Во-вторых, налоговики смогут затребовать по подконтрольным сделкам практически неограниченную дополнительную информацию в ходе проверок: о методе определения цены, об источниках информации, о прочих факторах, которые повлияли на цену сделки (ст. 93 НК РФ). По сути, компании должны в любой момент быть готовы объяснить налоговикам, что примененные ими цены являются рыночными.

В-третьих, в будущем компании смогут заранее согласовывать с налоговиками применяемые цены и (или) методику их формирования (налоговое соглашение о ценообразовании). Соглашения будут заключаться не более чем на три года, подписываться будут руководитель ФНС РФ или его заместители. Но спокойствие стоит дорого. За рассмотрение заявки на соглашение с налоговиками придется заплатить 1,5 млн рублей. При отклонении от параметров соглашения оно может быть аннулировано. Тогда компания должна будет заплатить налоги, исходя из рыночных цен, пени (начиная со дня заключения соглашения) и штраф в 1,5 млн рублей. Правда, соглашения о ценообразовании планируется ввести только с 2010 года. Так что время поразмыслить над новинкой будет у обеих сторон потенциального соглашения.

Итак, если поправки, о которых шла речь выше, будут приняты, ситуация с контролем за трансфертными ценами в нашей стране поменяется в корне и не в пользу компаний. Это связано с тем, что сейчас существует так называемая «презумпция рыночной цены». То есть пока налоговики не докажут, что цены сделок не соответствуют рыночным, компания может не беспокоиться. С принятием поправок бремя доказывания «рыночности» цен фактически будет переложена на налогоплательщиков.

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ

Недавно проект поправок вернулся из федеральной и региональных Торгово-промышленных палат с массой отрицательных отзывов. По мнению экспертов, возможные изменения в несколько раз увеличат объем сдаваемых в инспекцию документов, создадут неясности при расчете допустимого отклонения цен и поставят налогоплательщиков в еще более неравное положение с налоговиками. Неизвестно, прислушаются ли чиновники к мнению специалистов. Заседание правительства, на котором будет рассмотрен документ, назначено на 22 ноября 2007 года. При этом не стоит уповать на то, что такими темпами до конца года законопроект принять не успеют. Как показывает практика, огромная часть поправок в Налоговый кодекс принимается вообще 30 и 31 декабря.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль