Учет: Опыт постановки

1411
Как «Владимирский текстиль» решил проблему задержки подачи данных

Ситуация с задержкой подачи данных в головной офис из территориально удаленных предприятий, принадлежащих холдингам, встречается повсеместно. Менеджеры стонут, специалисты по управленческому учету разводят руками и говорят: «А мы что можем? Поменяйте нам людей, найдите более расторопных!». Но других взять негде. Однако компания может при помощи выстроенной под эти условия методологии управленческого учета нивелировать (хотя и не устранить полностью) перекосы с оперативностью подачи данных. Холдингу «Владимирский текстиль», входящему в группу РОЭЛ, удалось успешно решить эту проблему.

Информация о проекте

Суть проекта под названием «Текстиль» заключалась в следующем — вывести на прибыльность ряд убыточных текстильных заводов (Камешковский текстильный комбинат, Вязьниковский льнокомбинат и Меленковский льнокомбинат), связанных между собой единым технологическим циклом и дающих продукцию в виде брезента различных марок.

В процессе реализации проекта возник вопрос о постановке методологии и автоматизации системы управленческого учета в целях правильного подсчета финансовых результатов. В связи с этим было принято решение об использовании системы «Инталев: Корпоративные финансы 2004» для управления предприятием.

Тому способствовали следующие причины:

  • планирование и управленческий учет на предприятиях, задействованных в проекте, велся в формах MS Excel, что обеспечивало выгрузку данных с использованием функционала программы;
  • бухгалтерский учет выполнялся на предприятиях в комплексной конфигурации «1С: Предприятие 7.7», что позволяло наладить перенос данных бухгалтерии в управленческий контур.
Рассказывает ЕВГЕНИЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ, генеральный директор холдинговой компании «Владимирский текстиль»:
«На первоначальном этапе было принято решение выбрать за основу автоматизации платформу 1С: Предприятие 7.7. Далее был проведен анализ рынка программных продуктов, которые позволили бы решать задачи бюджетного управления и управленческого учета в тесной интеграции с выбранной платформой».

Методическая проблема

В ходе работ по проекту выяснилось, что подсчет реальной себестоимости продукции и вообще затрат заводов — серьезная проблема по причине запаздывания данных по доходам и расходам на два-три месяца, а то и на полгода. Часть данных о доходах или расходах могла вообще никогда не быть получена. Причина — человеческий фактор.

В связи с этим данные о доходах или расходах становились малодостоверными и порой вовсе отсутствовали вовсе. Закрытие управленческой отчетности запаздывало на те же сроки со сдвигом на месяц необходимый для обработки данных. Ситуация не устраивала менеджмент проекта. Перед консультантами на завершающей стадии проекта была поставлена задача — продумать и реализовать в программном продукте систему подсчета полной себестоимости в установленные сроки. При этом система должна была методически максимально нивелировать значение человеческого фактора в подсчетах. При этом в постановке задачи делался упор на возможное выявление ошибки через определенный период времени. Сами подсчеты могли идти с определенной погрешностью.

Пошаговая инструкция

Прежде всего, встал вопрос — на какие данные опереться? И все ли ЦФО столь проблемные? Подробно имелись лишь данные о платежах управляющей компании в адрес заводов и нормативах. По счастью доходы и расходы заводов практически совпадали с оплатой — либо больше, либо равны платежам. При этом менеджмент управляющей компании не интересовали данные по конкретным контрагентам и расчетам заводов. В начале был составлен список ЦФО, где возможно прямое использование данных учета по доходам и расходам, и где необходимо более сложное решение (см. таблицу). Таким образом, требование объективности к данным учета сводилось к определению допустимой погрешности данных в системе учета и к тому, какие именно данные будут использоваться в подсчете, а какие в проверке подсчетов.

В рамках следующего шага, прежде всего, нужно было определить, по каким еще данным, помимо отчетности можно определить себестоимость продукции и полную себестоимость. Платежи «дочек» отпали сами собой, так как для расчета производственной себестоимости требовалась более детальная информация, чем содержали данные по платежам. Было установлено, что для подсчета себестоимости можно использовать не данные учета, а данные нормативов, прежде всего по производству. Консультанты выявили, что если брать фактические данные и расчеты, в основе которых лежат нормативы, то ошибка будет составлять не более 5-7%. Такая погрешность устраивала менеджмент. Поэтому в основу подсчетов легла нормативная себестоимость. Она была использована в ходе настроек всех расчетных операций по себестоимости с фильтрами по «проблемным» ЦФО в программном продукте.

Благодаря таблице, сузился круг ЦФО, по которым производятся приблизительные подсчеты. Поток данных разбивался на две части, каждая из которых требовала отдельного методического решения. Для тех ЦФО, информацию по которым невозможно было получать в принципе, кроме как данные по платежам, было принято решение оценивать себестоимость через нормативы. Затем производить сравнение нормативных данных с данными по платежам и при необходимости делать корректировку финансового результата.

План счетов

В управленческом плане счетов для ЦФО указанных в пункте 2 таблицы были выделены два счета:
– 90.2 «Себестоимость» — для учета себестоимости по нормативам;
– 77 «Кредиторская задолженность ЦФО по нормативам» — по сути, счет-накопитель расхождений между нормативными подсчетами и полученными данными о платежах по факту.

Все данные по себестоимости аккумулировались на счете 90.2 «Себестоимость» путем подсчета через нормативы. При этом на управленческом плане счетов для этих ЦФО всегда формировалась проводка:
Дебет 90.2 Кредит 77
Далее накопление данных по платежам в адрес «проблемных» ЦФО происходило следующим образом:
Дебет 77 Кредит 51
В конце периода выявлялось сальдо по счету 77. Оно представляло собой отдельную строку в управленческом балансе (см. рисунок). В итоге по счету 77 формировалась разница между себестоимостью начисленной по нормативам и платежами. При этом возможно две ситуации:

– дебетовое сальдо по счету 77. Оно показывало ошибку в начислении себестоимости. Иными словами, нормативы дали себестоимость меньше, чем она есть на самом деле. Данная ситуация на практике не возникла ни разу, но методически была предусмотрена. Дебетовое сальдо подлежало списанию на финансовые результаты проводкой:
Дебет 90.2 Кредит 77
– кредитовое сальдо по счету 77. Эта ситуация и была практически постоянной в ходе закрытия отчетных данных.
Как уже говорилось выше, данные по платежам были меньше либо равны расходам в 90% случаев, поэтому кредитовое сальдо по счету 77 не подлежало списанию, а показывало в балансе степень возможной ошибки в подсчете себестоимости по нормативам.

Но ведь движение денег не всегда есть отражение доходов или расходов. Поэтому во избежание принципиальных просчетов были настроены фильтры по статьям БДДС на случай возврата или получения кредитов (данные расчеты не попадали в проводки по счету 77).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

Работы по проекту в холдинге «Владимирский текстиль» проводились в следующей последовательности:
– деление группы заводов и управляющей компании на Центры финансовой ответственности (далее ЦФО);
– установка, настройка правил безопасности и обучение пользователей программного обеспечения;
– создание управленческого плана счетов и списков статей Бюджета доходов и расходов (БДР) и Бюджета движения денежных средств (БДДС);
– создание и настройка проформ (первичных документов управленческого учета и планирования). В том числе появились проформы, позволяющие вводить в систему данные о производстве продукции;
– создание и настройка необходимых форм отчетности, включая Управленческий баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств, а также ряд специфических отчетов, например, расчет средней цены материала;
– настройка выгрузки данных из форм MS Excel в систему «Инталев»;
– выработка и последующая настройка в программном продукте правил подсчета и оценки затрат производимых всей группой в условиях недостаточности данных учета.

ТАБЛИЦА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦФО

N пп Свойства данных по ЦФО ЦФО
1. Данные известны в срок ЦФО 1, ЦФО 2, ЦФО 3
2. Данные только по платежам. ЦФО 4, ЦФО 5

ТАБЛИЦА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЦФО В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ БАЛАНСЕ

Показатели 4 Квартал 2006 г. Итого за период
Сценарий факта 2007 год Ольга Сценарий факта 2007 год Ольга
Нематериальные активы 0,00 0,00
Прочие внеоборотные активы 0,00 0,00
Пассивы 17 996 951,63 17 996 951,63
Обязательства текущие 17 996 951,63 17 996 951,63
Поставщикам 2 832 055,40 2 832 055,40
Государству 54 063,86 54 063,86
Банкам 10 000 000,00 10 000 000,00
Сотрудникам 4 543 434,70 4 543 434,70
Учредителям 195 318,98 195 318,98
Прочим 372 078,69 372 078,69
Задолженность между ЦФО 0,00 0,00

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль