ОЭЗ в налоговом плане

998
Как компания может использовать ОЭЗ в своей деятельности

Территория ОЭЗ отличается от остальной территории РФ действием особого режима осуществления предпринимательской деятельности. Он проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими предпринимательской деятельности различного рода льгот:

  • таможенных (внешнеторговых);
  • налоговых;
  • финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов);
  • административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан).

Особенность правового режима проявляется в гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 116-ФЗ) резидентам ОЭЗ даются гарантии от неблагоприятного изменения российского законодательства о налогах и сборах. Любые законы, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, за исключением нормативных актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Также, если в случае изменения законодательства произойдет увеличение совокупной налоговой нагрузки по сравнению с нагрузкой на момент начала финансирования инвестиционного проекта, то вновь принятые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ к резиденту ОЭЗ не применяются.

Все споры, возникающие из отношений, регулируемых нормами Закона № 116-ФЗ, разрешаются исключительно в судебном порядке. Административный механизм в данном случае не применяется (ст. 39 Закона № 16-ФЗ).

Согласно статье 4 Закона № 16-ФЗ на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

  • промышленно-производственные особые экономические зоны;
  • технико-внедренческие особые экономические зоны;
  • туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Особенности видов

Резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься на ее территории только производством и (или) переработкой товаров (продукции), а также их реализацией (ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ). Инвестор обязан сделать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалент-ной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу ЦБ РФ на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления ОЭЗ (п. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ). Из них не менее 1 млн евро должно быть инвестировано в течение года с момента заключения соглашения. ОЭЗ промышленно-производственного типа созданы на территориях Грязинского района Липецкой области и Елабужского района Республики Татарстан (по-становления правительства от 21.12.2005 № 782, № 784).

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе заниматься на ее территории созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также созданием программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанием услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем (ч. 2 ст. 10 Закона N 16-ФЗ). ОЭЗ этого типа работают на территориях Москвы, Петербурга, Дубны (Московская область) и Томска (постановления правительст-ва от 21 декабря 2005 года № 779, № 780, № 781, № 783).

Наконец с 8 июля 2006 года вступили в силу изменения в Закон № 16-ФЗ. К вышеуказанным экономическим зонам добавились турист-ско-рекреационные. Резидент такой ОЭЗ вправе строить, реконструировать и эксплуатировать объекты туристской индустрии. Кроме того, он может заниматься туристской деятельностью, разработкой месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов (ч. 2.1. ст. 10 Закона № 16-ФЗ). ОЭЗ туристско-рекреационного типа созданы на территориях Майминского и Чемальского района Республики Алтай, Прибайкальского района Республики Бурятия, Алтайского района Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области и Зеленоградского района Калининградской области (постановления правительства от 03.02.2007 № 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73).

Зонные ограничения

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Согласно статье 4 Закона № 16-ФЗ промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, имеющих общую границу и площадь которых не превышает 20 кв. километров. Технико-внедренческие ОЭЗ должны располагаться не более чем на двух участках территории общей площадью, не превышающей 3 кв. километров. А вот туристско-рекреационные ОЭЗ могут включать в себя территории нескольких муниципальных образований и участки какого-либо города, района, области или края.

При этом на территории ОЭЗ не допускается осуществление следующих видов деятельно-сти:

  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Виды деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ, определяются правительством РФ при создании зоны (п. 6 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 10 Закона № 16-ФЗ резиденты ОЭЗ не вправе открывать филиалы и представительства за пределами территории зоны. Статья 30 Закона № 16-ФЗ называет существенным нарушением осуществление на территории ОЭЗ предпринимательской деятельности, не преду-смотренной соглашением. Подобное нарушение служит основанием для расторжения судом указанного соглашения. Таким образом, резиденты ОЭЗ не вправе на ее территории вести иную деятельность, кроме определенной соглашением, и осуществлять какую-либо деятельность за пределами особой экономиче-ской зоны (письмо Минфина от 10.10.2006 № 03-05-02-03/36).

Статус резидента

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения записи в соответствующий реестр (п. 3 ст. 9 Закона № 116-ФЗ). В соответствии с нормами пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ резидентом особой зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

  • зарегистрирована органами управления ОЭЗ в соответст-вии с законодательством о регистрации юридических лиц на территории муниципального образования, в границах которого расположена зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований);
  • заключила с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 116-ФЗ. Отдельно следует отметить, что уступка прав по такому соглашению не допускается (п. 5 ст. 12, п. 5 ст. 22, п. 4 ст. 31.1 Закона № 116-ФЗ). К органам управления ОЭЗ относится Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы, которые находятся в ведении Минэкономразвития (постановление правительства от 19.08.2005 № 530).

Органы управления вносят в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации в течение трех дней с момента подписания соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. При этом резиденту выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (п. 5 ст. 9 Закона № 116-ФЗ) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 31.03.2006 № 84.

Порядок приобретения статуса резидента промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной ОЭЗ регламентируется главами 5, 6, 6.1. Закона № 116-ФЗ соответственно. Общими требованиями при подготовке заявки для всех типов ОЭЗ являются следующие:

  • предоставление сведений о предполагаемой дея-тельно-сти заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;
  • предоставление сведений о площади земельного участка, необходимой для предполагае-мой деятельности заявителя и/или сведений о государственном или муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя.

Кроме того, требуется предоставить следующие до-кументы:

  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о по-становке на учет в налоговом органе;
  • копия учредительных документов;
  • бизнес-план;
  • положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией;
  • сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-произ-водственной деятельности (только для промышленно-производственных ОЭЗ).

Не позднее чем через 10- рабочих дней после подачи документов заявитель должен получить либо заключение о разрешении на ведение промышленно-производственной деятельности, либо мотивированный отказ. Отказ допускается в случае:

  • представления неполного пакета документов;
  • отсутствия на территории ОЭЗ свободного земельного участка, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;
  • несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ;
  • несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, установленным в законе;
  • несоответствия бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Компаниям, претендующим на получение статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной ОЭЗ, дополнительно потребуется пройти экспертизу проекта. В первом случае ее осуществит Экспертный совет по технико-внедренческим ОЭЗ. Он должен дать свое заключение в течение 30 дней. Во втором – администрация туристско-рекреационной зоны за счет заявителя в течение 45 дней.

Органы управления ОЭЗ готовят и заключают с заявителем соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о заключении соглашения. Оно вступает в силу со дня его подписания сторонами и заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ. Решение об отказе в заключении соглашения может быть обжаловано в судебном порядке.

Налог на прибыль

Для резидентов ОЭЗ законодательные власти субъекта РФ, в котором она расположена, могут установить пониженную ставку налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ). Льготная ставка не может быть ниже 13,5%. Рассчитывать налог по этой ставке можно только в отношении прибыли, полученной от осуществления деятельности на территории ОЭЗ. Для этого необходимо вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории ОЭЗ и за ее пределами.

Свои особенности существует и в начислении амортизации. Налогоплательщики – резиденты промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ вправе при исчислении налога на прибыль применять специальный коэффициент, но не выше 2, то есть воспользоваться ускоренной амортизацией (п. 7 ст. 259 НК РФ).

По общему правилу расходы налогоплательщика на НИОКР признаются для целей налогообложения после завершения исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки (абз. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ). Такие затраты равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования исследований и разработок в производстве или при реализации товаров (абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ). Если же расходы на НИОКР не дали положительного результата, то они также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Но для резидентов ОЭЗ сделано исключение. Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 № 117-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 года, пункт 2 статьи 262 НК РФ был дополнен новым абзацем. Согласно нему расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-резидентами ОЭЗ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Уплата ЕСН

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории, применяются следующие ставки:

  • в отношении налоговой базы на одно физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. рублей – в размере 14%;
  • от 280 тыс. до 600 тыс. рублей – 39,2 тыс. рублей плюс 5,6% суммы, превышающей 280 тыс. рублей;
  • свыше 600 тыс. руб. – 57,12 тыс. рублей плюс 2% от суммы, превышающей 600 тыс. рублей.

Соответствующие изменения внесены пункт 1 статьи 241 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ. Следует обратить внимание, что согласно данной норме суммы ЕСН в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Следовательно, платежи от этой категории налогоплательщиков не поступают в Фонд социального страхования РФ. В связи с этим резиденты ОЭЗ не могут производить выплаты застрахованным лицам за счет сумм ЕСН.

Разъяснения даны в письме Фонда социального страхования от 11.11.2005 № 02-18/07-11352 «О выплате пособий гражданам, работающим в особых экономических зонах». В такой ситуации возмещение работодателям расходов по обязательному социальному страхованию может производиться в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (утверждена постановлением ФСС от 09.03.2004 № 22), применительно к порядку возмещения расходов страхователям-работодателям, имеющим льготы по уплате ЕСН.

Земельный налог

Пунктом 1 статьи 5 Закона № 116-ФЗ установлено, что ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собст-венности. По соглашению с резидентами ОЭЗ органы управления зоной передают земельные участки резидентам ОЭЗ на правах аренды. Но организации и физические лица не признаются налого-плательщиками в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения по земельному налогу возникает только в случае, если указанный налогоплательщик в пределах территории ОЭЗ создаст объекты недвижимости и выкупит в соответст-вии с законодательством РФ земельный участок, на котором указанные объекты расположены (п. 3 ст. 32 вышеупомянутого Закона). При этом организация-резидент ОЭЗ освобождается от обложения земельным налогом сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на этот земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ). По истечении пятилетнего срока указанный земельный участок подлежит налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с главой 31 НК РФ.

Налог на имущество

Организации-резиденты ОЭЗ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). По истечении этого срока имущест-во подлежит налогообложению исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Следует учитывать, что при исчислении остаточной стоимости такого имущества налогоплательщиками, имеющими статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, принимается величина амортизации, исчисленная по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета, с использованием к этим нормам специального коэффициента, но не выше 2 (абз. 4 п. 7 ст. 259 НК РФ).

Таможенный режим

На территории ОЭЗ установлен режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст. 37 Закона № 116-ФЗ). Акциз в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежит уплате в полном объеме. Режим свободной таможенной зоны действует в течение всего срока существования ОЭЗ.

В отношении российских товаров, помещаемых под режим свободной таможенной зоны, налоги не взимаются. Но в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, осуществляется возмещение НДС. Для подтверждения права на нулевую ставку по НДС налогоплательщик должен предоставить в инспекцию:

  • контракт (копию контракта) с резидентом особой экономической зоны;
  • платежные документы об оплате товаров;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономиче-ской зоны, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
  • таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).

При вывозе иностранных товаров и (или) продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой зоны, придется уплатить таможенные пошлины по ставкам, установленным для ино-странного товара, ввезенного или изготовленного на территории ОЭЗ, и НДС. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в том случае, если они не были изготовлены из подакцизных товаров. При вывозе россий-ских товаров и (или) продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, необходимо уплатить НДС.

При вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы России ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. Вывозные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы России в неизменном состоянии без учета естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Калининградская область

Отдельно необходимо упомянуть одну из старейших в РФ ОЭЗ – Калининградскую область. Ее статус ее претерпел изменения со вступлением с 1 апреля 2006 года в силу Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно нему ОЭЗ в Калининградской области создается на двадцать пять лет.

Новый Закон (далее – Закон № 16-ФЗ) установил льготы, которых не было ранее. Внесены изменения в НК РФ – он дополнен статьями 288.1 и 385.1. Срок действия льгот – 12 лет. Так, резиденты ОЭЗ в первые шесть лет реализации инвестиционного проекта полностью освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. А в последующие шесть лет будут платить эти налоги в размере 50% от действующей ставки. Эти положения распространяются только на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта, и на имущество, используемое при реализации проекта. При осуществлении иной хозяйственной деятельности организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов. Что касается остальных налогов и сборов, то они уплачиваются в соответствии с действующим законодательством, то есть от них резиденты не освобождаются.

Использование ОЭЗ

Несмотря на громоздкую процедуру согласования проекта и получения статуса резидента ОЭЗ, возможность получения доступа к ресурсам инфраструктуры на льготных условиях, а также налоговых преференций, безусловно, привлекательна для бизнеса. Но в основном резидентами ОЭЗ, за исключением Калининградской области, интереснее стать крупным компаниям, которые могут позволить себе осуществление масштабных инвестиционных программ.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОЭЗ

Общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (неопределенность прав собственности, недоступность или высокая стоимость кредитных ресурсов для большинства компаний, высокое налоговое бремя) мало благоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг. Нельзя обходиться отдельными мерами, такими, как раздача бюджетных средств и поддержка неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Необходимы комплексные улучшения в законодательной и административной сферах. В этих условиях одним из важных инструментов создания «точек роста» в экономике становятся зоны с особым экономическим режимом.

Цели создания таких зон многообразны. Для государства это прежде всего перспективный инструмент для:
– привлечения прямых иностранных инвестиций, передовых технологий на ограниченную часть территории страны;
– создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль