Опыт размещения акций

1048
IPO позволило «Полиметаллу» расплатиться с долгами и получить инструмент для сделок по слияниям и поглощениям

У нас было три основных причины выхода на IPO. Первая — долговой портфель «Полиметалла» превышал $400 млн. При выручке в $300 млн такое положение дел не радовало. Первичное размещение могло бы разрешить эту проблему. Вторая — определение стоимости компании. Всегда хорошо обладать обратной связью с рынком — в любой момент можно решить, насколько хороши стратегия развития и качество работы менеджмента. Наконец, третье основание — публичная компания может использовать собственные акции для приобретения других предприятий, что было особенно интересно нашим акционерам.

В октябре 2006 года началась непосредственная подготовка к выходу на публичный рынок. Поскольку сама идея возникла раньше, за 2–3 года до этого, технически компания была готова к выходу на IPO. У нас уже была аудированная финансовая отчетность по US GAAP, начиная с 2001 года. Аудитором выступала компания PricewaterhouseCoopers, запасы проверяла британская SRK Consulting Ltd. В качестве основной площадки для размещения мы рассматривали три биржи: AIM, основную площадку LSE и NYSE. Для секции альтернативных инвестиций мы были слишком большой компанией. Из двух оставшихся вариантов выбрали Лондон — он ближе географически, а требования LSE оказались более приемлемыми. Кроме того, российские компании вообще больше ориентированы на европейский рынок.

Мы отобрали четыре банка: Deutsche Bank AG, Merrill Lynch, UBS и RBC Capital Markets. В выборе андеррайтеров принимали участие как акционеры, так и топ-менеджмент компании. Выбирали исходя из их опыта работы с металлургическими компаниями и типа институциональных инвесторов, которым данные кредитные учреждения наиболее близки. Например, канадский RBC Capital Markets подошел нам из-за большого интереса к серебру в Канаде. А Deutsche Bank обладает хорошим опытом и неплохо представлен в России.

Аналитики этих банков представили отчеты, в которых дали оценку компании. Затем мы обсудили факторы, принятые во внимание банками и повлиявшие на оценку компании, и пришли к приемлемой и разумной стоимости «Полиметалла». Так получилось, что эта оценка оказалось близка к средней. До IPO диапазон был достаточно широк — от $6 до 10. В итоге акции были размещены по цене $7,75, капитализация компании составила $2,44 млрд.

Практически все средства, вырученные от IPO, пошли на погашение кредиторской задолженности. На подготовку и проведение размещения «Полиметалл» потратил более $16 млн. Львиная доля этих средств (более $10 млн) пришлась на оплату услуг андеррайтеров. Вторая по сумме -статья расходов — юристы, затем — аудиторы и бухгалтеры. Например, услуги аудиторов обошлись «Полиметаллу» в $1,5 млн.

Пожалуй, самой сложной задачей была подготовка проспекта эмиссии и получение положительных отзывов на него. Вместе с тем, мы без особых сложностей прошли процедуру листинга GDR в официаль-ном списке Управления по листингу ценных бумаг Великобритании (UKLA) и LSE, параллельно получили листинг обыкновенных акций в РТС и допуск к торгам на ММВБ.

В целом мы удовлетворены результатами размещения. Но если бы у меня была возможность провести IPO заново, я бы внес некоторые коррективы. Во-первых, привлекли бы меньшее количество банков. Например, мы остались не удовлетворены работой RBC Capital Markets. Во-вторых, более серьезно подошли бы к выбору юридического консультанта для андеррайтеров. Оказалось, что андеррайтеры выбрали консультанта по своему усмотрению, а работать с ним пришлось нам. В-третьих, возможно, при проведении road-show поменяли бы фокус с фондов, интересующихся развивающимися рынками, на отраслевые. Мы много времени уделили первому типу, а большие заявки по хорошим ценам пришли от вторых.

В ходе road-show очень важно определить ключевых инвесторов. Их должны подсказать банки, а компании нужно спланировать презентацию таким образом, чтобы осталось время для личной беседы с ними. На некоторые встречи мы выделили по три часа, хотя перво-начальный график предусматри-вал лишь 15 минут на вопросы. Кому-то достаточно отправить презентацию и обсудить детали по телефону. А крупному отраслевому инвестору, который интересуется российской индустрией, и 40 минут презентации не хватит. Подход должен быть индивидуальным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль