Как делегировать полномочия

1237
Модернизация финансовой службы транспортного предприятия. Финансовый директор «Автолайна» делится опытом делегирования полномочий

Год назад финансовый департамент управляющей компании «Автолайн-Транслайт» состоял из нескольких разрозненных управлений: расчетно-кассового центра, управления лизинга и страхования, отдела бухгалтерского учета и отчетности, договорного отдела и других. Многоуровневая структура не отвечала требованиям растущего бизнеса. Все информационные потоки сходились непосредственно на финансовом директоре. Приходилось уделять внимание как планированию деятельности компании, так и мелким текущим вопросам. Например, в моем ведении находилось заключение договоров лизинга на незначительные суммы, вопросы страхования.

Такое положение дел негативно сказывалось на работе финансового департамента. Мы приняли решение о реструктуризации, все отделы были укрупнены. В результате проведенных преобразований появилась сформированная по классическим принципам финансовая служба.

Для повышения эффективности работы часть полномочий была делегирована моим заместителям. Первый возглавил бухгалтерию, второй — управление контроллинга, третий курирует работу казначейства. Каждый из них находится в моем прямом подчинении. Главная функциональная задача замов — контроль над деятельностью своего управления и взаимодействие с остальными службами. Непосредственно от них поступает проанализированная и консолидированная информация о деятельности каждого подразделения, на основании которой принимаются управленческие решения. Распределение обязанностей помогло мне освободиться от рутинной работы и больше времени уделять стратегическому развитию компании и вопросам взаимодействия с инвесторами.

Главный бухгалтер головного офиса теперь напрямую подчиняется финансовому директору и заместителю, курирующему бухгалтерию. В непосредственном подчинении у него находится помощник по работе с управляемыми обществами, поскольку каждое предприятие, входящее в группу «Автолайн», имеет статус независимого юридического лица. Для облегчения работы главбуха мы ввели позицию помощника по работе с регионами. Деятельность группы не ограничена рамками Москвы и области: с 1 марта мы работаем в Ивановской области. В планах — расширение присутствия в регионах.

Помимо управления бухгалтерского учета и отчетности в центральном офисе, в каждом из юридических лиц существует собственная бухгалтерия. Их главбухи подчиняются заместителю финансового директора, руководящему бухгалтерией. С целью сопоставимости отчетности по всем взаимозависимым предприятиям мы ввели единую систему документооборота и единый план счетов. Кроме этого внедрена ежеквартальная процедура согласования балансовой отчетности. Для контроля над деятельностью региональных бухгалтеров управление контроллинга проводит ежеквартальные выездные проверки. Кроме того, все договоры, заключенные компаниями группы, визируются в головном офисе. Они проверяются специалистами юридического департамента, затем проходят согласование в финансовой службе и только после этого подписываются генеральным директором управляющей компании. Предварительное заключение по каждому договору предоставляется курирующим отделом. Например, договор по ремонту автопарка сначала визируется в технической службе.

В качестве расчетно-кассового центра компании было выделено казначейство, которое управляет кредитным портфелем «Автолайна». Оно составляет отчетность, бизнес-планы и технико-экономические обоснования для банков. К компетенции управления контроллинга относятся бюджетирование, анализ подвижного состава и деятельности каждого отдельно взятого предприятия группы. Бюджеты составляются в разрезе каждого юридического лица, затем формируется сводный бюджет на три года. В конце каждого месяца отслеживается его соблюдение и при необходимости вносятся поправки.

В целом в финансовой службе центрального офиса занято 33 специалиста, но рост компании и переход на МСФО требует постоянного расширения штата сотрудников. Решению этой проблемы способствует ежегодная аттестация главных бухгалтеров и их заместителей. Это не только эффективный способ контроля, но и возможность выделить перспективных и способных сотрудников. Уже имели место прецеденты, когда успешно прошедших тестирование помощников главных бухгалтеров продвигали по службе и доверяли им руководство бухгалтерией новых компаний группы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль