К чему должен быть готов финансовый директор, приступая к работе в агропромышленном холдинге

1394
Лузин Николай
финансовый директор ООО «Уральская агропромышленная группа», Старший партнер ГК «Стратегии устойчивого развития»
Особенности отрасли: жесткая конкуренция; вертикальная интеграция бизнес-процессов; разнообразие финансовых моделей и производственных циклов компаний, входящих в холдинговую структуру; сложный доступ к долгосрочному кредитованию. Как подготовиться: разобраться в терминологии и технологических процессах; обеспечить строгий контроль над затратами; разобраться в специфике работы кредитных учреждений с агропромышленными компаниями.
ДОСЬЕ КОМПАНИИ

ООО «Уральская агропромышленная группа»

Год основания: 2007.

Сфера деятельности: сельское хозяйство, хлебобулочное и мясоперерабатывающее производство.

Основные факты: бизнес группы находится в Курганской и Свердловской областях. Площадь возделываемых сельскохозяйственных земель превышает 80 тысяч гектаров. Мясокомбинат «Стандарт», находящийся в составе холдинга, входит в десятку крупнейших производителей мясных консервов в России.

Предприятия агропромышленного сектора весьма разнообразны, каждое направление характеризуется специфическими бизнес-процессами и сопровождающими их рисками. Без понимания этих особенностей финансовому директору агропромышленного холдинга трудно будет найти общий язык с менеджерами предприятий, входящих в цепочку производства. С другой стороны, именно за счет диверсификации по направлениям бизнеса и построения вертикально интегрированного холдинга удается снизить риски в данной отрасли.

ООО «Уральская агропромышленная группа» включает в себя растениеводческие хозяйства, свиноводческий комплекс, мясоперерабатывающее предприятие, хлебобулочное и кондитерское производства. Таким образом, бизнес-процессы выстроены в цепочку «от поля до прилавка».

 

Преимущества вертикальной интеграции

Построение вертикально интегрированного холдинга позволяет получить контроль над сырьевыми участками цепочки образования стоимости конечной продукции. Кроме того, предпосылкой к созданию такого комплекса предприятий являются требования торговых сетей по качеству, объемам, ритмичности и надежности поставок. Агропромышленные компании более успешно выполняют эти требования, чем предприятия-переработчики, не имеющие своих ресурсных баз. Немаловажным стимулом к построению холдинговой структуры становится возможность получить всю прибыль от реализации продукции, которая в условиях рыночной конъюнктуры распределяется между предприятиями холдинга неравномерно, рентабельность «перетекает» от одних производств к другим.

Рассмотрим эти нюансы на примере хлебного бизнеса. Для создания устойчивого агрохолдинга в составе группы компаний необходимо иметь сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, элеватор и мельницу. Самостоятельное выращивание зерновых культур позволяет нивелировать резкие колебания цен на зерно. Как известно, урожайность напрямую зависит от почвенно-климатических условий и при неизменности иных параметров (в частности, объема удобрений) может снижаться до 50 процентов от уровня плодородного года. Соответственно, в неурожайные годы цены вырастают порой более чем в два раза. Таким образом, запасы собственного зерна позволяют регулировать цену сырья для компаний холдинга. Наличие элеватора в составе группы преследует ту же цель, а именно позволяет создавать средний резервный объем запасов в долгосрочном периоде. Мельница предназначена для выработки сырья для предприятия-переработчика, кроме того, избытки муки можно продавать с учетом добавленной стоимости, созданной на всех переделах. Таким образом, создание цепочки «производитель сырья – перерабатывающее предприятие» удерживает себестоимость на готовую продукцию на уровне, обеспечивающем нормальную доходность всему холдингу, нивелируя резкие колебания в стоимости первичного сырья.

Конкуренция и изменчивый спрос

Как финансовому директору агрохолдинга, автору приходится учитывать специфику сразу нескольких сегментов рынка продуктов питания. Так, например, в сегменте мясных консервов очень высокая конкуренция. Она обусловлена большим количеством участников рынка, при этом федеральные бренды фактически отсутствуют. В последние годы наблюдается тенденция ужесточения борьбы за долю рынка. В такой ситуации некоторые производители не находят ничего лучше, чем продавать свою продукцию по необоснованно заниженным ценам, для чего им неизбежно приходится снижать качество. Но потребитель довольно быстро отказывается от низкопробных товаров, поэтому слабые в части качества и маркетинговой политики предприятия надолго в этом сегменте не задерживаются. К тому же редкий покупатель останавливается в своих предпочтениях на продукции какого-либо одного производителя, поэтому спрос волатилен.

У рынка хлебобулочных изделий другая проблема: очень жесткая привязка к территории сбыта. Кроме того, зачастую это производство имеет социальную значимость. В результате, с одной стороны, госконтроль за ценами на хлебопродукцию, а с другой – постоянный рост тарифов на электроэнергию и основное сырье.

Особенности планирования

Обязательное условие успешного развития диверсифицированного агропромышленного холдинга – наличие стратегического планирования на период от трех до пяти лет. Например, чтобы увеличить долю даже на локальном рынке мясоперерабатывающего комбината в долгосрочной перспективе, необходимо нарастить поголовье скота, а это, в свою очередь, требует расширения посевных площадей для обеспечения сырьем комбикормового завода. Рост посевных площадей неминуемо ведет к увеличению инвестиций в подготовку земель и приобретение уборочной техники и кормозаготовительного оборудования. Учитывая технологию земледелия, процесс освоения сельскохозяйственных земель длителен и предполагает привлечение долгосрочного заемного финансирования. Чтобы избежать неверных решений, финансовый директор обязан понимать производственные и бизнес-процессы в сельском хозяйстве, животноводстве и конечной переработке. Ошибки по причине незнания этих процессов могут обойтись компании непомерно высокими затратами и снизить норму прибыли всех звеньев производственной цепочки, что в условиях нестабильного покупательского спроса и низкой маржинальности бизнеса непозволительно.

Разумеется, кроме долгосрочного планирования составляется бюджет на каждый год. При этом задача финансовой службы облегчается тем, что нет необходимости в мелкой детализации, например, в сельском хозяйстве используется термин «бюджет урожая» – помесячная аналитика в данном случае не требуется. А бюджет свиноводческого комплекса без включения инвестиционных вложений представляет собой простую математическую модель бюджета доходов и расходов.

Условия кредитования

Особое внимание стоит уделить процессу привлечения заемных средств. Принято считать, что сельское хозяйство пользуется мощной государственной поддержкой и получает разнообразные льготы при кредитовании. На самом деле вмешательство государства носит весьма ограниченный характер. Речь идет о субсидировании процентной ставки по кредитам на проведение сезонно-полевых работ, приобретение селекционного материала или гербицидов. В остальном сельскохозяйственное производство выступает на равных условиях с остальными заемщиками. Например, кредитование посевной и уборочной кампаний осложняется тем, что в качестве залога зачастую используется только неснижаемый запас зерна на складах. Закладывать сельскохозяйственную технику в большинстве случаев невозможно, поскольку она сама либо приобретена в кредит и, соответственно, находится в залоге, либо выступает предметом лизинга. Остаются только основные фонды, которые едва ли представляют интерес для банков.

Как правило, при кредитовании стоимость залога должна быть равной или большей, чем сумма предоставляемого займа и выплачиваемых за год процентов. Но у сельхозпредприятий нет возможности замораживать запасы зерна в том объеме, который удовлетворит запросы банка. И в этом основная проблема при привлечении заемного финансирования. Кроме того, некоторые банковские продукты и вовсе затруднительно использовать в данной сфере, например овердрафтное кредитование. Дело в том, что агробизнес подвержен мощному фактору сезонности, соответственно, невозможно обеспечить стабильность поступления денежных средств на расчетные счета.

Поскольку все сельскохозяйственные предприятия холдинга являются звеньями в производственной цепочке, неприменим и такой вид финансирования, как факторинг. Кредитные организации, как правило, отказывают в финансировании взаимозависимых структур.

В целом в банковской структуре до сих пор принято считать сельское хозяйство зоной повышенного риска, более или менее приемлемые условия можно обнаружить только у крупных государственных и специализированных банков.

Квалифицированный персонал

Компетентные в агропромышленной отрасли сотрудники – это основной актив финансового директора. Сложность заключается в том, что требуется большое количество времени для подготовки специалиста высокого уровня, со знанием не только бухгалтерских и финансовых аспектов, но и с пониманием тонкостей сельского хозяйства, мясопереработки, хлебного и кондитерского производств, основных моментов маркетинговой политики. При этом необходимо осознавать количество и значение форм статистической и прочей отчетности перед государственными органами, которые приходится готовить службе финансового директора. Помимо этого к сотруднику зачастую предъявляются высокие требования в части аналитических способностей и навыков экономического моделирования.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль