Простые приемы управления эмоциями

6147
Моносова Анна
директор по развитию Ars Vitae
Используя яркие слова в общении, гася эмоциональные всплески собеседников нейтральными фразами, не провоцируя их ответной агрессией, можно поставить под контроль свои эмоции, научиться приемам самомотивации и технике ведения переговоров.

Эмоциональный интеллект – одно из наиболее востребованных качеств у тех людей, кто принимает важные решения в бизнесе, управляет сотрудниками и процессами. На нем основаны многие техники ведения переговоров. Рассмотрим несколько простых приемов, которыми вы сможете сразу же воспользоваться.

Самомотивация

Финансовый директор не имеет права на ошибку, его мотивация прочно связана с результатом. Так, при низкой мотивации и результат будет невысокий. Однако если она слишком высока, то возникает избыточное напряжение, и результат ухудшается. За этим психологическим законом стоят физиологические и биохимические процессы. Разберемся, как повысить недостаточный уровень мотивации и снизить напряжение, когда оно избыточно.

Простые приемы управления эмоциями

Прием «я хочу». Если, приступая к работе, вы прокручиваете в голове фразу «я вынужден разобрать эти документы», большего желания от ее выполнения не появится. Фразу нужно переформулировать, начав со слов «я хочу». Стоит убрать из ежедневного лексикона «вынужденность» и привык­нуть к позитивным формулировкам.

Борьба с избыточным напряжением. В ситуации, когда беспокойство не дает работать, примените прием «дойти до дна»: ситуация, вызывающая страх, анализируется с помощью последовательных вопросов. Например, вы переживаете перед выступ­лением на мероприятии или отчетом для акционера. Вопросы, которые интересуют финансового директора в такой ситуации: «что может произойти, если презентация не заинтересует слушателей?», «...если у меня будет дрожать голос?», «...если мне зададут каверзный вопрос?». Ответы наверняка покажут, что даже наиболее негативное последствие не стоит таких переживаний.

Мотивация сотрудников

Руководителю важно создать у людей нужные (обычно позитивные) эмоции: привлечь, мотивировать, вызвать симпатию. Помимо систем премирования и прочих инструментов воздействия на сотрудников, один из действенных методов – речь. Далее приведены два приглашения от руководителей с предложением участвовать в проектах. Проекты абсолютно одинаковы по оплате и временным затратам. Выберите, к какому менеджеру вам хотелось бы пойти.

Пример

Уважаемые сотрудники! Приглашаю вас принять участие в новом проекте «Альфа» – очень важном для нашей компании. Мы с вами займемся разработкой инновационной системы, для которой уже подготовлены результаты исследований. Данные удивительные, и мне не терпится поделиться ими с вами. Вы сможете выбрать наиболее интересную для вас область работы в рамках проекта. Давайте обсудим сегодня организационные вопросы, чтобы вы могли принять решение о своем участии.
Пример

Уважаемые сотрудники! Проект «Гамма» стартует! Только в этом проекте вы покажете, на что способны. Конечно, вам придется напрячься, чтобы справиться. Но все, кто считает себя профессионалом, обязаны к нам присоединиться. Сегодня – последний день, когда вы можете подать свою заявку. Уверен, что вы сделаете правильный выбор.

Большинство проявит интерес к первому обращению. В нем есть ряд мотивирующих эмоциональных элементов. Слова «новое», «интерес», «удивление» вызывают эмоции интереса, стремление узнать и выяснить. «Важное» у работников затрагивает ощущение своей значимости, что также мотивирует, а обращения «мы с вами», «давайте вместе» создают чувство общности. Предлагаемая возможность выбора блока работы дает читателю ощущение свободы. А уважительный тон вызывает у адресатов симпатию и желание работать в одной команде.

Приглашение второго руководителя (проект «Гамма»), как правило, вызывает отторжение. В его тексте присутствует оценка собеседников («все, кто считает себя профессионалом»), негативные слова («напрячься»), фальшивое акцентирование («только в этом проекте»), подталкивание к решению («последний день», «уверен, вы сделаете правильный выбор»). Перечисленное заставляет избегать такого человека.

В общении с сотрудниками желательно употреблять яркие слова различных модальностей: «ярко», «звучно», «аромат», «блеск», «тайна», «мягко», «шелковистая», «уютно» и им подобные, так как они вызывают чувство удовлетворения.

Контроль нежелательных эмоций

Кроме способности формировать у людей нужные эмоции, не менее важно уметь минимизировать и нейтрализовать негативные. Представьте, что негодующий важный клиент или генеральный директор кричит: «Вы понимаете, что будет из-за срыва сроков представления отчета?!» На практике в подобной ситуации мы зачастую реагируем несколькими способами: оправдываемся, проявляем равнодушие, иронизируем, поучаем или нападаем в ответ. Это естественные реакции, но они усиливают агрессию. Чтобы ее нейтрализовать, нужно руководствоваться следующими принципами. Говорите спокойно, слушайте внимательно, показывайте свой интерес к проблемам собеседника, дайте ему выговориться. Обращайтесь к фактам и, если получится, предлагайте конкретный выход из сложившейся ситуации. Также можно воспользоваться следующими техниками:

  • техника подчеркивания общности («мы оба хотим найти выход из этой ситуации»);
  • техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения («ваша идея мне показалась очень ценной»);
  • техника озвучивания своих чувств («мне искренне жаль, что с вами это случилось») и чувств собеседника («если я правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации»). Говоря о чувствах собеседника, используйте корректные формулировки. Не стоит говорить «вы злитесь», лучше – «вы сердитесь». Слова «вы нервничаете» вызовут раздражение, а «вас беспокоит» снизит напряжение. Сказав «вы не понимаете», вы заденете и так взвинченного собеседника, а «вы удивлены» будет воспринято более благосклонно. В результате вместо резких слов «меня подвели» или «вы сами не сделали» гасить эмоциональные всплески в речи можно фразами «жаль, что у вас сложилось такое впечатление», «именно поэтому нам необходимо поговорить», «спасибо, что вы затронули этот вопрос».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль