«Главное в управлении дебиторской задолженностью — создание четких и понятных правил»

5278
Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской задолженности связано главным образом с различного рода техническими ошибками и редко неоплата намерена. Поэтому основной способ борьбы с нарушением сроков платежей — это работа с клиентами и при необходимости напоминание им о сроках платежей.


Интервью с финансовым директором компании «Талосто» (Санкт-Петербург) Сергеем Пустоваловым

— Как на вашем предприятии осуществляется управление дебиторской задолженностью?

— У нас разработана коммерческая политика компании, которая представляет собой набор регламентов, регулирующих вопросы по работе с клиентами. Основные задачи, решаемые при помощи коммерческой политики, — это создание оптимальных условий работы с нашими клиентами и захват большей доли рынка.

И один из эффективных инструментов расширения рынка сбыта — отгрузка товаров с рассрочкой (коммерческое кредитование). Наиболее значимые показатели, которые регламентируются кредитной политикой, — это предоставляемые скидки (бонусы), срок и допустимый объем предоставляемого коммерческого кредита.

— Чем вы руководствовались при определении значений этих показателей?

— Основой для определения условий предоставления рассрочки платежа для нас стал так называемый «нулевой» уровень — условия коммерческого кредитования, которые сложились на рынке. Изначально мы ставили задачу предоставить скидки и объемы товарного кредита не меньше, чем у конкурентов. Разумеется, существовало и экономическое обоснование принятых условий: объем коммерческого кредита должен укладываться в лимиты, устанавливаемые исходя из соображений рискованности и ликвидности.

— Каким образом определялись эти лимиты?

— Логика их определения достаточно проста. Почему у компании возникает необходимость устанавливать лимиты на отгружаемую в кредит продукцию? Потому что нет уверенности в том, что клиент выполнит свои обязательства. Другими словами, существует риск возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. Самый эффективный способ оценки платежеспособности покупателя — анализ накопленного опыта работы с ним, в том числе нарушений договорных условий. Далее идет анализ статистики по объемам отгрузки в кредит. К примеру, в течение прошлого года данный покупатель ежемесячно отгружал товар в кредит на сумму 100 тысяч рублей. Зная, что поставки данному клиенту осуществляются два раза в месяц, разовый лимит отгрузки для него будет установлен в 65 тысяч рублей, то есть в размере среднего объема отгрузки за прошлый год, увеличенного на 30%, при сроке оборачиваемости 15 дней. Иначе говоря, мы даем возможность нашим покупателям наращивать объемы реализации и сами растем вместе с ними. Дело в том, что рынок достаточно стабилен и если кто-то хочет удвоить или утроить объем закупок в кредит, то такую ситуацию мы рассматриваем отдельно как высокорисковую.

Нормирование объема отгружаемой в кредит продукции осуществляется как в целях минимизации рисков, так и для поддержания ликвидности компании на запланированном уровне. То есть наряду с прочими статьями баланса компании планируется также дебиторская задолженность.

— Как избежать возникновения просроченной дебиторской задолженности?

— Как показывает практика, возникновение просроченной дебиторской задолженности связано главным образом с различного рода техническими ошибками и редко неоплата намеренна. Поэтому основной способ борьбы с нарушением сроков платежей — это работа с клиентами и при необходимости напоминание им о сроках платежей. Сейчас мы разрабатываем систему, которая позволит автоматически рассылать письма с напоминанием по электронной почте.

— Что бы Вы могли посоветовать финансовым директорам, занимающимся вопросами управления дебиторской задолженностью?

— Главное при управлении дебиторской задолженностью — создание четких правил, которых компания будет жестко придерживаться. Важно, чтобы эти правила были понятны не только менеджерам компании, но и ее клиентам.

Беседовал Александр Афанасьев

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль