Что учесть при разработке кредитной политики предприятия

10825
Управление дебиторской задолженностью – одна из самых сложных задач для многих российских предприятий, работающих на условиях отсрочки платежа. Для ее решения необходимо разработать грамотную кредитную политику, которая позволит контролировать долю «дебиторки» в общей структуре активов, а также снизить риск возникновения безнадежной дебиторской задолженности.

Дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. И хотя деятельность предприятий реального сектора экономики значительно отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же. По словам Игоря Николаева, финансового директора ООО «Медико-фармацевтическая фирма «Аконит» (Санкт-Петербург), коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предприятия предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных денежных средств ограничен).

Условия коммерческого кредита

Стоимость коммерческого кредита. При установлении цены коммерческого кредита нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями предприятия и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств. Существует и другой подход, согласно которому предприятие должно кредитовать покупателей по ставке, превышающей средневзвешенную стоимость капитала1 (weighted average cost of capital, WACC).

Срок кредитования. Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство предприятий, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. По мнению Тимофея Прошлякова, генерального директора консалтинговой компании «Конквест» (Москва), нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы предприятие, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляло отсрочку платежа на 40 дней, поскольку это ставит под угрозу платежеспособностью продавца.

Размер дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для предприятия, так и по каждому покупателю (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств)2.

Личный опыт

Игорь Аверчев, старший менеджер департамента управленческого консультирования компании «МАГ КОНСАЛТИНГ» (Москва)

Определить возможный объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ), можно по следующей формуле:

ИДЗ = ОРК х КСЦ х (ППК + ПР),

где ОРК — планируемый объем реализации продукции в кредит;
КСЦ — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;
ППК — средний период предоставления кредита покупателям (в днях);
ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях).

К примеру, торговая компания покупает товар по цене 35 у.е. за единицу, несет расходы на перевозку и хранение этого товара в размере 5 у.е. за единицу и перепродает товар по цене 46 у.е. за единицу. Поскольку ежедневный объем реализации товара в кредит составляет 100 единиц, а период с момента реализации до момента получения дебиторской задолженности равен 40 дням, то допустимый размер дебиторской задолженности торгового предприятия составит 160 000 у.е. (46 у.е. × 100 ед. × 40 у.е. : 46 у.е. × 40 дней = 160 000 у.е.).

При изменении целей предприятия, его стратегии, рыночных условий и других значимых факторов кредитную политику необходимо пересматривать.

Как оценить эффективность кредитной политики

С точки зрения инвестиционного анализа вложения в дебиторскую задолженность ничем не отличаются от инвестиций в производственные мощности. Поэтому к дебиторской задолженности вполне применимы все основные показатели, используемые для оценки эффективности капиталовложений: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и индекс рентабельности (PI). Однако широкому применению такого подхода препятствует следующая проблема. Дело в том, что точно оценить дополнительные денежные потоки, которые будут сгенерированы в результате предоставления покупателям отсрочки платежа, достаточно сложно.

Например, руководство предприятия решило увеличить долю рынка за счет предоставления клиентам возможности оплачивать продукцию с большей рассрочкой платежа. В результате возросла дебиторская задолженность, но при этом неясно, как новая схема влияет на ее рентабельность. Наиболее достоверно оценить подобного рода изменения можно, рассчитав значение показателя среднедневной маржинальной прибыли. Под маржинальной прибылью в рамках данной статьи понимается торговая наценка, за исключением переменных расходов.

Показатель среднедневной маржинальной прибыли (Pn) рассчитывается по следующей формуле:

Pn = P : dn,

где P — маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности;
dn — период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях3).

Наиболее эффективной будет такая кредитная политика, при которой значение показателя Pn максимально. Использовать этот показатель удобно не только при пересмотре кредитной политики предприятия в целом, но и при оценке эффективности работы с разными клиентами.

Пример

Период оборота торгового предприятия составляет 25 рабочих дней, маржинальная прибыль — 800 тыс. руб. Для привлечения большего количества клиентов планируется увеличение отсрочки, предоставляемой покупателям, до 32 рабочих дней. При этом согласно расчетам маржинальная прибыль увеличится до 1000 тыс. руб.

Рассчитаем среднедневную маржинальную прибыль на текущий момент:

Pn = 800 тыс. руб. : 25 = 32 тыс. руб.

Теперь рассчитаем этот же показатель в случае изменения кредитной политики:

Pn = 1000 тыс. руб. : 32 = 31,25 тыс. руб.

Очевидно, что изменение кредитной политики неэффективно и от него следует отказаться.

Применяя предложенные подходы к формированию кредитной политики, следует помнить, что проблема кредитования покупателей является частью более широкой задачи — выбора стратегической позиции организации на рынке, то есть определения приоритетов деятельности предприятия. Именно от стратегии зависят характер работы с дебиторами, кредитная политика и подходы к оценке инвестиций в дебиторскую задолженность.

____________________________________

1 Подробнее о методике расчета средневзвешенной стоимости капитала см. в статье «Расчет ставки дисконтирования», «Финансовый директор», 2003, № 4. – Примеч. редакции.
2 Подробнее об оценке кредитных рисков см. статью «Как управлять рисками», «Финансовый директор», 2003, № 9. – Примеч. редакции.
3 Использование в формуле рабочих, а не календарных дней обусловлено тем, что количество рабочих дней, в течение которых и осуществляется движение товарных и денежных потоков, варьируется от месяца к месяцу. Поэтому один и тот же уровень товарооборота в разные месяцы для компании имеет разную ценность.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль