Какими инструментами можно отрегулировать закупочную деятельность, чтобы избежать затоваривания и лишних расходов?

2044
Нестеров Роман
руководитель финансово-экономического отдела ОАО «Спецсетьстрой»
«В отличие от стандартных тендеров, где основную роль играет низкая цена, закупочная комиссия более эффективна. Коммерческие предложения анализируются в целом, принимается во внимание множество факторов».

Определяя потребность в материалах для производства, менеджменту компании, в том числе финансовому директору, нужно жестко контролировать фактические остатки запасов на складах. Кроме того, необходимо учитывать стоимость перемещения запасов между складами хранения. Основой, как правило, служат данные бухгалтерского учета по счету 10 «Материалы». Имеющиеся запасы разделяют по срокам возникновения, планируемым срокам использования в производстве и местам хранения. Такая информация позволяет принимать эффективные решения по их дальнейшему использованию, что в свою очередь улучшает финансовые показатели компании.

Стоит обратить внимание, насколько своевременно закупаются материалы. Хотя отдел снабжения ориентируется на производственный план, его специалисты не всегда владеют актуальной информацией об остатках, простоях производства, отставании от плана или изменении технологии. По этой причине снабженцы могут затоварить склад и необоснованно отвлечь оборотные средства. Проблему несогласованности действий можно решить, если внести в регламент согласования платежей требование об обязательном визировании счетов на оплату начальником цеха (участка, направления). Если подпись под согласованием счета есть, значит данный материал действительно нужен для обеспечения бесперебойного производственного цикла. Таким образом, менеджер по производству разделяет ответственность с отделом снабжения за излишнее заполнение складов.

Как инструмент управления оборотным капиталом при закупках хорошо зарекомендовала себя закупочная комиссия, которая формируется из сотрудников нескольких подразделений. На их собраниях рассматриваются коммерческие предложения поставщиков, причем в отличие от тендеров ключевым фактором определения контрагента не всегда будет минимальная цена. Учитываются порядок пред- и постоплат, рассрочки и скидки, гарантийный срок, стоимость доставки и т.п. Именно финансовый директор, который обязательно входит в комиссию, определяет оптимальный вариант расчетов с поставщиками.

Разберем работу закупочной комиссии на примере контрактов компании «Радиус» (название изменено. – Прим. ред.), приобретающей геотекстиль «Дорнит». Закупки производятся за счет кредитных средств, овердрафт в банке открыт под 20 процентов годовых. Производственный цикл от момента получения материала до отгрузки готовой продукции составляет 35 календарных дней, оплата – в течение 1–2 дней со дня поставки (см. табл.). Комиссии предстоит определить стоимость закупки материалов.

таблица. Сопоставление коммерческих предложений на примере закупки 30 000 кв. м геотекстиля «Дорнит» для компании «Радиус»

Наименование ОАО «Завод Ильича» ЗАО «Геотекстиль» ООО «Техпоставка»
цена за
кв. м, руб.
Стоимость
без НДС,
всего, руб.
цена за
кв. м, руб.
Стоимость
без НДС,
всего, руб.
цена за
кв. м, руб.
Стоимость
без НДС,
всего, руб.
  37,05 1 111 500,00 38,90 1 168 000,00 40,00 1 200 000,00
Доставка, руб. 38 000 Входит в стоимость Входит в стоимость
Стоимость
с учетом доставки, руб.
1 149 500,00 1 168 000,00 1 200 000,00
Срок изготовления, дн. 21 раб. / 29 календ. 10 раб. / 14 календ. 10 раб. / 14 календ.
Порядок расчетов Предоплата 100% Предоплата 30% Предоплата 50%
Рассрочка платежа Не предусмотрена 30 календарных дней по факту поставки 15 календарных дней по факту поставки

Вариант 1 – ОАО «Завод Ильича». Кредитные средства – 1 149 500 рублей на выплату аванса (предоплата – 100%) нужно привлечь на 65 дней (29 + 1 + 35, то есть периоды изготовления заказа, доставки, а затем производства. Исходные данные приведены в таблице). Проценты по банковскому кредиту составят 40 941 рубль (1 149 500 руб. × 65 дн. : 365 дн. × 20%), а полная стоимость приобретенного материала – 1 190 441 рубль.

Вариант 2 – ЗАО «Геотекстиль». Контракт предполагает выплату аванса 30 процентов от суммы поставки (350 400 руб.), которые привлекаются на 50 дней (14 + 1 + 35). Оставшаяся часть средств по факту поставки – 817 600 рублей привлекается на 6 дней (1 + 35 – 30). Соответственно сумма уплаченных процентов составит 12 288 рублей (350 400 руб. × 50 дн. / 365 дн. × 20% + 817 600 руб. × 6 дн. : 365 дн. × 20%), и полная стоимость поставки составит 1 180 288 рублей.

Вариант 3 – ООО «Техпоставка». Компания «Радиус» должна перечислить в качестве аванса 600 000 рублей (50%), взяв их в кредит на 50 дней, а оставшуюся часть берет на 21 день (1 + 35 – 15). Тогда проценты по кредиту составят: 600 000 руб. × 50 дн. / 365 дн. × 20% + 600 000 руб. × 21 дн. / 365 дн. × 20% = 23 342 рубля. Конечная стоимость материала равна 1 223 342 рублям.

Расчеты закупочной комиссии показали, что наиболее выгодные условия предложил ЗАО «Геотекстиль», при этом первоначальная цена в данном случае не играла решающей роли. Анализ можно усовершенствовать, если учитывать также дисконтирование денежных потоков, учет НДС и оборачиваемость капитала.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль