Налоговые проблемы с бонусами от поставщиков: три стратегии решения

1587
Лихачев Сергей
старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP LLP, к. ю. н.
Цели: обезопасить от налоговых претензий взаимоотношения торговых компаний и их поставщиков при выплате бонусов за реализацию товара. Как действовать: подготовить корректирующие счета-фактуры по поставкам в рамках действующих договоров, видоизменить схемы премирования или запастись весомыми аргументами для защиты действующей схемы в суде.

Журнал «Финансовый директор» уже рассказывал о решении Пре­зидиума Высшего арбитражного суда по так называемому делу «Леруа Мерлен» (постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.12 № 11637/11), которое явилось предметом многочисленных дискуссий среди участников рынка и юристов. Напомним, судьи приняли решение формально в пользу налогоплательщика: они сочли, что НДС на премии за присутствие товаров в сети не начисляется, поскольку те не являются оплатой услуг. Но одновременно президиум ВАС пришел к выводу, что подобные бонусы представляют собой торговые скидки, изменяющие цену товара, и соответственно должны корректировать налоговую базу у поставщика и покупателя. Сейчас ситуация с премированием остается неопределенной. В этом материале мы проанализируем статус-кво и рассмотрим варианты поведения налогоплательщиков с учетом изменившейся правоприменительной практики.

Статус-кво

Зачем ВАС предпринял очередную попытку сломать сложившуюся практику, непонятно. Самое интересное, что в результате государство ничего, кроме дополнительного администрирования, не получает – если раньше в бюджет перечислялся НДС с премии от поставщика, то теперь он будет поступать от покупателя в виде уменьшения налоговых вычетов.

Конечно, с методологической точки зрения правильнее рассматривать премию как корректировку цены, приводящую к изменению налоговых обязательств. Однако очевидно, что такая корректировка с правовой точки зрения может рассматриваться как изменяющая цену, только если стороны договора это прямо согласовали. Изначально именно по этому пути, более удобному для бизнеса, пошла практика. И контролирующие органы, и суды поддерживали ее долгие годы, до тех пор пока ВАС не попытался ее изменить в конце 2009 года в «деле “Дирол Кэдберри”».

Тогда Высший арбитражный суд пришел к выводу, что любые премии, бонусы независимо от формы их выплаты фактически являются изменением цены товара, то есть представляют собой скидки. Это решение послужило причиной разногласий между отдельными торговыми сетями и поставщиками. К вопросу подключился Минфин, подтвердив свою прежнюю позицию об отсутствии оснований для начисления НДС на премии. Это позволило вернуться к прежней практике.

Сегодня налогоплательщики также надеются на поддержку Минфина по данному вопросу. В рамках различных бизнес-ассоциаций готовятся запросы в министерство. Уже появился первый официальный ответ на один из них. В письме от 17.05.12 № 03-07-14/52 Минфин подтверждает, что при получении покупателем вознаграждения за достижение определенного объема закупок НДС не исчисляется. Также прямо указывается, что данная позиция не противоречит выводам ВАС по «делу “Леруа Мерлен”». Однако при этом чиновники ничего не говорят о том, должна ли все-таки сумма премии корректировать налоговые обязательства или нет. В данном контексте ответ Минфина фактически лишь повторяет вывод Высшего арбитражного суда, но не более. В любом случае поддержка министерства не исключает предъявления претензий со стороны налоговых и иных контролирующих органов, основанных на позиции ВАС по «делу “Леруа Мерлен”». Уже сейчас при проведении проверок налоговики предпринимают подобные попытки. Поэтому участникам рынка в любом случае имеет смысл заранее продумать дальнейшие действия.

Риски контрагентов

Если покупатель в прошлых периодах не уменьшал свои налоговые вычеты при получении премии, ему грозят доначисления НДС. Но по выплатам, произведенным до 1 октября 2011 года, то есть до вступления в силу изменений в Налоговом кодексе, которыми введены корректировочные счета-фактуры, у налогоплательщика есть хорошие шансы отбиться от претензий. Нужно ссылаться на то, что до этой даты законодательство не преду­сматривало такого основания для восстановления правомерно принятых налоговых вычетов, как изменение цены товара. Кроме того, как следует из постановления Девятого апелляционного арбитражного суда от 20.04.12 № 09АП-29177/2011-АК по другому делу с участием «Леруа Мерлен» (принятого уже после рассматриваемого решения ВАС), корректировка у покупателя налоговых вычетов возможна только после корректировки налоговой базы у поставщика и выставления им корректировочного счета-фактуры.

Что касается периода после 1 октября 2011 года, то здесь торговые сети могут избежать проблем, только подав уточненные декларации за прошлые периоды.

В свою очередь у поставщика возникают риски, связанные с возможным предъявлением покупателем гражданско-правовых требований о возврате излишне уплаченного НДС, относящегося к премии. Они могут быть заявлены в иске об истребовании суммы неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Однако такое право у торговой сети возникает, только если соответствующую сумму она уже уплатила в бюджет. Таким образом, учитывая, что сама по себе позиция о начислении НДС на премию является спорной, перспективы взыскания с поставщика налога по премиям в гражданско-правовом порядке выглядят неопределенными, и самое главное – подобный спор не решает проблему, ставя под угрозу совместный бизнес как таковой. Кроме того, у поставщика могут возникнуть риски в части вычета НДС по общехозяйственным операциям при наличии как облагаемого, так и не облагаемого этим налогом оборота.

В отношении текущих (будущих) периодов тоже не все просто. На практике компании столкнутся с кратным ростом документооборота. Например, при выплате поставщиком покупателю премии по итогам года поставщик должен выставить отдельный корректировочный счет-фактуру к каждому первичному счету-фактуре, изначально оформленному при отгрузке товара. То есть фактически заново оформить первичные документы по всем поставкам за истекший год.

Варианты поведения налогоплательщиков

Что следует предпринять участникам рынка в сложившейся ситуации, какую линию поведения избрать? С учетом нашего опыта работы с клиентами можно предложить несколько вариантов.

Предупреждение
Вариант поведения налогоплательщика, который предполагает сохранение действующей схемы премирования, едва ли можно назвать безопасным, несмотря на весомые аргументы в его защиту. Такая позиция оправданна только тогда, когда компания обладает высококвалифицированной юридической поддержкой. Очевидно, что скорее всего оспаривать претензии налоговой придется в суде.

Стратегия 1. Настаивать на отсутствии оснований для корректировки налоговой базы по НДС. В защиту данной позиции можно привести следующие аргументы.

Во-первых, гражданское законодательство (ст. 424 ГК РФ) допускает изменение цены на поставляемые товары только в результате соглашения сторон или на основании закона. То есть, если стороны договорились, что премия не изменяет цену товара, контролирующие органы не вправе самостоятельно квалифицировать бонус как скидку.

Во-вторых, налоговое законодательство различает скидки, учитываемые непосредственно при определении цены, то есть изменяющие цену единицы товара, и так называемые ретро-скидки, не изменяющие цену, учитываемые в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В-третьих, решение по «делу “Леруа Мерлен”» носит частный характер (основано на конкретных обстоятельствах), поэтому содержащиеся в нем выводы не могут распространяться на другие субъекты предпринимательской деятельности без учета конкретных обстоятельств.

В-четвертых, Минфин России традиционно поддерживал позицию об отсутствии оснований для начисления НДС на премии, не изменяющие цену товара (письма Минфина России от 14.12.10 № 03-07-07/78, от 13.11.10 № 03-07-11/436, от 26.07.07 № 03-07-15/112 и др.).

Наконец, для участников рынка продовольственных товаров дополнительным аргументом является статья 9 закона о торговле. Согласно ее положениям, при определении цены таких товаров премия (вознаграждение) не учитывается. Впрочем, ссылки на данный закон суды могут и не принять, поскольку он не является частью налогового законодательства и, соответственно, не способен регулировать вопросы корректировки налоговой базы.

Стратегия 2. Упростить порядок выставления корректировочных счетов-фактур. Корректировка налоговой базы и выставление корректировочных счетов-фактур снимает налоговые и правовые риски сторон, однако значительно увеличивает административные издержки, связанные с ростом документооборота. Но проблема во многом решается технически – путем введения электронного порядка выставления счетов-фактур.

Кроме того, можно включить в корректировочный счет-фактуру дополнительные реквизиты таким образом, чтобы выставлять его в отношении нескольких первичных документов, объединив в нем корректировки. В этом случае риски сводятся лишь к возможным формальным претензиям со стороны налогового органа, отбиться от которых будет несложно. Кстати, сейчас собирается пул компаний для подачи коллективного иска к правительству с целью оспорить его постановление, устанавливающее форму корректировочного счета-фактуры. Не полностью, но в части, которая в трактовке налоговиков не допускает оформления одного корректировочного счета-фактуры к нескольким первичным счетам-фактурам.

Стратегия 3. Заменить премии иными формами стимулирования. Новая схема может строиться, например, на использовании «он-инвойсов». То есть вместо премий, рассчитываемых по итогам прошедшего периода, поставщик включает в счет скидки авансом исходя из заранее спланированного объема продаж. При отклонении по результатам прошедшего периода фактического объема продаж от прогнозируемого корректировка цены осуществляется в инвойсах следующего периода. Как альтернатива – предоставление скидок «он-инвойс» в текущем периоде, рассчитанных с учетом результатов предыдущего.

Кроме того, в каких-то случаях стороны вместо выплаты премий могут договориться об оказании дополнительных услуг по продвижению товара, маркетингу и так далее, главное, чтобы услуги были действительно реальными, а не закамуфлированной формой выплаты премий.

Все перечисленные варианты имеют как свои плюсы, так и минусы, должны рассматриваться и обсуждаться с учетом конкретных обстоятельств и условий деятельности компании.

Решение на законодательном уровне

Глобальным же решением проблемы могло бы стать законодательное закрепление существующей практики в главе 21 Налогового кодекса. В НК РФ имеет смысл внести положение, согласно которому премии, выплачиваемые продавцом покупателю за выполнение определенных условий, в частности об объеме покупок, признаются изменением цены товара только в том случае, если это прямо предусмотрено договором. И если по договору бонусы и премии предоставляются без изменения цены ранее поставленных товаров, то у поставщика не возникает обязанности откорректировать налоговую базу в сторону уменьшения, а у покупателя, соответственно, восстановить заявленный ранее вычет.

 


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль