«Финансист должен разбираться в деталях производства»

1526
Интервью с Надеждой Масляевой, заместителем генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой». До перехода в крупный холдинг Надежда Масляева успела поработать в банках и Фонде драгоценных металлов Магаданской области. Затем началась карьера в структурах, контролируемых «Базовым элементом», в том числе «Русале» и «Трансстрое». О своих самых интересных проектах, приобретенных профессиональных навыках, особенностях работы на промышленных предприятиях Надежда Масляева рассказывает в интервью журналу «Финансовый директор» в рамках юбилейного проекта.

– Как началась ваша карьера в «Русале»?

– В «Русал» я пришла в 2002 году. В качестве заместителя, а потом финансового директора работала в проекте по развитию взаимодействия с Таджикским алюминиевым заводом (ТадАЗ). Для этого проекта собиралась команда, перед которой стояли задачи в короткий срок увеличить объемы производства на ТадАЗе, снизить издержки, модернизировать предприятие. Я отвечала за финансовый аспект: моделирование производственных процессов и финансовых потоков, разработку и внедрение системы бюджетирования, финанализ, ценообразование, подготовку материалов для акционеров, прогнозы развития компании, бизнес-планы и даже за поставку сырья.

В 2005 году, на стадии завершения предыдущего, мне предложили новый проект. Не стану его называть, к сожалению, он не был завершен. Но полученные навыки и знания внесли ощутимый вклад в копилку моего профессионального роста. В этом проекте мы разрабатывали банковское ТЭО, проводили оценку незавершенного строительства. Я детально разобралась в строительных сметах, их содержании и принципах составления, освоила методы сравнения сметной и реальной стоимости работ. Кроме того, научилась вести сложные переговоры с партнерами и подрядчиками.

– Где вас застал кризис 2008–2009 годов?

– В 2007 году я вернулась к финансовому управлению производственными предприятиями. Меня назначили директором финансового департамента сырьевого дивизиона «Русала», который в тот момент только формировался. В компании шли процессы по слиянию и приобретению новых активов, их интеграции. Работы было много. Когда наступил кризис 2009 года, мне поручили работу по реструктуризации кредиторской задолженности всех предприятий «Русала». Это было непростое время, но я получила серьезный опыт антикризисного управления.

– Что было после «Русала»?

– В декабре 2010 года я ушла из «Русала», но продолжила работу в холдинге «Базовый элемент», получив должность в Объединенной нефтяной группе (ОНГ). В нее входили нефтеперерабатывающий и нефтедобывающий активы, АЗС и топливозаправочные комплексы. Здесь я выполняла полный спектр функций финансового директора: финансовое управление, контроль и обеспечение бесперебойной производственно-хозяйственной деятельности предприятий, оптимизация расходов, поддержание прибыльности и платежеспособности компаний, привлечение банковского финансирования, подготовка отчетности по МСФО, определение методологии бухучета, налоговое планирование, разработка принципов бюджетирования. В этот период в ОНГ происходили выделение и объединение части активов, интеграция в группу вновь приобретенных структур. После этой работы моими новыми навыками стали подготовка крупных сделок M&A и привлечение значительных кредитных ресурсов от банков.

– Чем полезна работа в крупном диверсифицированном холдинге?

– Работа в такой структуре, как «Базовый элемент», позволяет приобрести разноплановый опыт и применить свои знания на предприятиях различных отраслей экономики. Так, после ОНГ я перешла в военно-промышленную компанию, занимающуюся производством колесной бронированной техники. Машиностроение, пожалуй, одна из сложнейших отраслей экономики. Создание и реализация продукции по государственным контрактам не позволяет предприятию извлекать достаточно прибыли для модернизации производства и инвестирования в разработку новой техники. Это влечет сложности в управлении финансовыми потоками, требует организации жесткого контроля над производственными издержками и сбалансированности обязательств компании перед контрагентами. Несмотря на уже значительный опыт работы, я вновь стала учиться. Пришлось разобраться в производственных вопросах, вникнуть в суть производственной цепочки, построить систему жесточайшей финансовой дисциплины в условиях ограниченной рентабельности госконтрактов. За время работы в ВПК мне удалось решить основную задачу на тот момент – сбалансировать финансовые потоки.

– Какие цели вы ставите перед собой сейчас в «Трансстрое»?

– В этой компании мне понадобился и строительный опыт, и опыт работы в условиях финансирования по госконтрактам. Здесь важно применять проектное финансирование, которое позволяет замкнуть финансовый поток и максимально точно определить результат проекта. При этом в течение жизненного цикла проекта последовательно используется набор специфических финансовых инструментов: тендерная гарантия или депозит на стадии участия в конкурсе, гарантии возврата авансов или исполнения обязательств при заключении контракта, кредитные средства при несбалансированности денежного потока по проекту, а после завершения производственного периода – постконтрактные гарантии. Оптимизировать и наладить финансовую систему работы холдинга как единого организма и есть моя задача номер один на 2012 год.

– Что нужно для успеха финансовому директору производственной компании?

– Мой опыт показал, что без глубокого знания производственного процесса невозможно квалифицированное управление финансами предприятия. Финансист обязательно должен разобраться в деталях производства, его нюансах, ну и, конечно, понимать особенности конкретного сектора экономики. Применить подходы, опробованные на одном предприятии, формально, без адаптации на другом, – нереально. Еще один важный момент – работа в команде единомышленников, нацеленных на результат. Это очень важно. И мне в этом всегда везло.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль