«Даже с западным образованием шансы достичь чего-то на родине выше, чем за границей»

2153
Интервью с Алексеем Урусовым, заместителем генерального директора, руководителем функции по финансам, экономике, планированию и учету компании NIS a.d. (Группа «Газпром-нефть»). В послужном списке Алексея Урусова работа в крупнейших нефтегазовых компаниях России – «ТНК-ВР», «Интегра», «Газпром-нефть», а также работа за рубежом – в Сербии и на Украине. В интервью в рамках юбилейного проекта журнала «Финансовый директор» он рассказал, почему после учебы в Великобритании предпочел строить карьеру в России.

– Расскажите, как вам удалось получить одновременно и российское, и западное образование. И почему не остались работать за границей?

– В 1995 году я поступил на математический факультет Тюменского государственного университета и после первого курса перевелся на экономический, благодаря родителям, которые дали мне отличную подготовку. С нашим вузом сотрудничал Вулверхэмптонский университет (Великобритания), и после третьего курса обучение можно было продолжить за границей. Благо учебная программа Тюменского госуниверситета давала для этого знаний более чем достаточно. Выбрав бизнес-администрирование, а не финансовый факультет, я сдал все экзамены и стал студентом Вулверхэмптонского университета, пошел сразу на третий курс. В Россию вернулся с дипломом бакалавра и продолжил учебу со своими прежними однокурсниками.

Уже во время учебы в Великобритании я читал лекции по МСФО для бухгалтеров из России. Правда, за них мне не платили, так как по закону я не мог работать на территории Соединенного Королевства. Были и другие предложения, однако оставаться за границей мне не хотелось. Я считаю, что эмигрант всегда остается чужим в другой стране. Кроме того, чтобы сделать там хорошую карьеру, нужно прикладывать в несколько раз больше усилий. Шансы достичь чего-то на родине всегда гораздо выше.

– С чего началась карьера в России?

– С работы на российско-американское СП. Машиностроительная компания FMC развивала производство в Тюмени, создав совместное предприятие с «Сибнефтегазмашем». Им требовался сотрудник с западным образованием в области финансов, свободно владеющий английским. Так в 1996 году я стал главным бухгалтером небольшого предприятия, производившего задвижки для нефтяных скважин. Однако через год российское подразделение закрыли, предложив мне продолжить работу в США или Великобритании. Побывав в этих странах и изучив условия жизни и работы, я отказался.

– Как оказались в «ТНК-ВР»?

– В 1997 году меня пригласили в российско-канадское совместное предприятие «Тура Петролеум» внедрять систему двойного бухгалтерского учета Sun System. После завершения проекта я был назначен главным бухгалтером, а затем вторым заместителем генерального директора по финансам. Первыми заместителями всегда были канадцы, работавшие по вахтовому методу – 30 дней в России, 30 дней в Канаде. Поэтому нужен был сотрудник, постоянно находившийся здесь и решающий текущие вопросы. Впоследствии предприятие вошло в холдинг «ТНК-ВР». В 24 года я занимался финансовыми вопросами компании с оборотом под сотню миллионов долларов.

– Вы уходили из нефтегазовой отрасли?

– Да, через два года мне предложили вакансию финансового директора крупного фармдистрибьютора «Инвакорп». Предложение было заманчивым – переезд в Москву, огромный штат в подчинении, 34 филиала, 37 региональных представительств.

– Почему вернулись в ТНК и снова ее покинули?

– В 2002 году в ТНК создали группу мониторинга и контроля, помогающую совету директоров анализировать деятельность компании. В команду из пяти специалистов пригласили и меня. Это была возможность не только общаться с топ-менеджерами, но и увидеть, как работают дочерние структуры ТНК в регионах, побывать в центральном офисе ВР. Затем в 2003 году BP, «Альфа-Групп» и «Ренова» объединили свои нефтяные активы на территории России и Украины в компанию «ТНК-ВР», а мне предложили стать главным финансовым директором одной из «дочек» – «ТНК-ВР Украина».

Позже, в 2005 году, несколько менеджеров из «ТНК-ВР» создали «Интегру» и в 2006м пригласили меня. Мне предложили стать членом правления, руководителем по управлению эффективностью деятельности. В состав правления входили два финансовых руководителя: один (CFO) отвечал за взаимодействие с банками и аудиторами, корпоративные финансы и отчетность по МСФО, второй (моя роль) занимался управленческой отчетностью, инвестиционными проектами, бюджетным контролем, финансовым планированием и функциональным руководством финансовыми директорами четырех блоков и 16 бизнес-единиц.

– И все же вы вновь оказались за границей – в Сербии?

– В 2009 году, купив сербскую нефтяную компанию, «Газпром-нефть» пригласила меня на позицию финансового директора NIS a.d. Начинать работу было непросто. В этой компании был сильно раздут штат, бизнес-процессы оставались неэффективными. Мои подчиненные даже не знали, что такое EBITDA. Нам пришлось практически с нуля выстаивать работу предприятия. И мы превратили убыточную компанию в прибыльную. В 2010 году впервые за свою историю чистая прибыль NIS a.d. составила 200 млн долларов при выручке 2,8 млрд, а в 2011-м прибыль выросла более чем вдвое. Кредитный портфель компании за три года сократился вдвое, сейчас он менее 500 млн долларов. Запустили систему SAP, интегрировав модули логистики, финансов и контроллинга (более 1000 пользователей), это было крупнейшее внедрение в Европе в 2010 году. В 2011-м реализовали новую систему управления дебиторской задолженностью через кредитные лимиты. Совместно с МТО внедрили новый тендерный процесс для прозрачного выбора поставщиков и подрядчиков. Создали новую систему обработки первичных документов, выделив из департамента бухгалтерского учета весь оперативный бухучет и передав его в бэкофис. Реализовали проект «Быстрое закрытие» и стали стабильно закрывать месячную отчетность на пятый рабочий день.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль