«В модернизацию производства мы планируем инвестировать 8 млрд рублей»

1017
В планах ПСК «Трансстрой» на ближайшие три года повышение рентабельности бизнеса, увеличение доли на рынке и почти двукратный рост выручки. Чтобы достичь этих амбициозных целей, руководству холдинга пришлось пересмотреть его организационную структуру, разработать программу сокращения издержек, реинвестировать 3 млрд рублей в модернизацию производства и приобретение новой техники и оборудования. Интервью с Надеждой Масляевой, заместителем генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой»
Досье компании
ПСК «Трансстрой»

Год основания: 1991.
Сфера деятельности: проектирование объектов транспортной инфраструктуры, транспортное строительство, промышленно-гражданское строительство.

Основные факты: в 1991 году на базе Минтрансстроя была создана государственная корпорация «Трансстрой», преобразованная в 1992 году в ОАО Корпорация «Трансстрой». В 2005 году была образована корпорация «Группа компаний “Трансстрой”», в которую вошли порядка 50 крупнейших предприятий отрасли.

Программа технического перевооружения холдинга «Трансстрой» рассчитана на три года. За это время в модернизацию производства, покупку оборудования и строительной техники планируется инвестировать порядка 8 млрд рублей. Топ-менеджмент холдинга надеется, что новые производственные мощности и технологии позволят не только существенно увеличить портфель проектов и долю «Трансстроя» на рынке транспортного строительства России, но и повысить эффективность бизнеса. Благодаря росту заказов выручка холдинга к 2015 году должна достигнуть 80 млрд рублей, а рентабельность составить не менее 10 процентов. Задача довольно амбициозная, учитывая, что по итогам прошедшего года финансовый результат оказался гораздо скромнее – 40,3 млрд рублей. О том, что для этого уже предпринято и какие средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы, рассказывает Надежда Масляева, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой».

– Расскажите подробнее о программе технического переоснащения?

– Программа модернизации стартовала еще в 2010 году. На ее реализацию мы планируем потратить 8 млрд рублей, из которых в 2011 году уже инвестировали около 3 млрд рублей собственных средств. В том числе более 1,4 млрд рублей направили на приобретение оборудования для ведения работ по новой технологии тоннелестроения, которую «Трансстрой» применяет при строительстве автомагистрали в Сочи. Другая часть средств пошла на модернизацию парка механизмов для строительства аэродромов в городах Ейск и Чкаловский и развитие карьера Еловское в Якутии.

Как свидетельствует наш опыт, чтобы процесс был управляемым, необходимо 60 процентов объема строительно-монтажных работ выполнять собственными силами, а остальное поручать надежным субподрядчикам. Именно поэтому мы сделали ставку на развитие собственных мощностей. Впрочем, новое оборудование и техника предназначены не только для реализации текущих проектов, мы готовим производственную базу, с помощью которой планируем увеличить количество заказов. Соответственно выручка по итогам 2015 года планируется на уровне 80 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году она составляла почти вдвое меньше – 40,3 млрд рублей.

Кроме того, рассчитываем увеличить долю холдинга на рынке, сейчас «Трансстрой», по нашим оценкам, занимает четвертое место (7%) среди участников транспортного строительства России.

– На какую сумму рассчитан текущий портфель проектов?

Надежда Масляева, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой»

Образование: в 1992 году окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности инженер-физик по автоматике и электронике. В 1997 году получила второе высшее образование в Финансовой академии при Правительстве РФ, а в 2002 году сертификат МВА в Лондонской школе экономики и политических наук.

Карьера: начинала карьеру в финансовой сфере в банках «Возрождение» и Первый Чешско-Российский банк. В 2002 году Надежду Масляеву пригласили в компанию «Русал Глобал Менеджмент», где она в течение семи лет занимала должности финансового директора в различных подразделениях компании. С 2009 года руководила финансовыми департаментами разных структур компаний холдинга «Базовый элемент». В 2012 году назначена заместителем генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой».

– Ежегодно объем заказов «Трансстроя» увеличивается в среднем на 20 процентов. В частности, в прошлом году мы выиграли четыре тендера на генподрядные услуги по реконструкции авиабазы в городе Крымске – 5 млрд рублей, аэродромов в Краснодаре (4,7 млрд рублей) и Чкаловском (4,9 млрд рублей), а также строительство взлетно-посадочной полосы в Шереметьево – 22,4 млрд рублей. Таким образом, с учетом тех проектов, которые уже были в портфеле холдинга, производственная программа на 2012 год – это 120 проектов на общую сумму более 52 млрд рублей.

– Как при этом изменится рентабельность холдинга?

– Думаю, через три года она возрастет до 10 процентов. Это станет возможным благодаря повышению эффективности бизнеса, а именно сокращению сроков реализации проектов, снижению издержек и правильной загрузке производственных мощностей.

– Что конкретно будет предпринято для повышения эффективности бизнеса?

– Уже проведена реорганизация. Выстроена вертикально интегрированная модель управления с корпоративным центром – ПСК «Трансстрой». Сегодня холдинг объединяет около 40 строительных и проектных организаций. Основная задача управляющей компании – разработка стратегии развития, координация работы предприятий, а также контроль над их деятельностью.

– На реализацию производственной программы будут направлены собственные средства компании?

– Собственные средства «Трансстрой» вкладывает в техническое переоснащение и расширение производственных мощностей. Для реализации программы развития корпорация привлекает в том числе и заемные средства. Например, в ФСФР зарегистрирован проспект эмиссии облигаций на сумму 6 млрд рублей сроком на пять лет. Правда, ситуация на долговом рынке складывается не самая благоприятная, поэтому выпуск решили пока отложить.

– Не проще привлечь кредит на эти цели?

– Банковское финансирование привлекается исключительно для выполнения определенных задач в рамках конкретных проектов. При этом мы активно пользуемся банковскими гарантиями, что объясняется спецификой деятельности холдинга. Дело в том, что для участия в конкурсах нам приходится привлекать денежные средства сроком до 60 дней на обеспечение тендерной заявки (так называемый тендерный депозит) или предоставлять банковские гарантии на аналогичный период.

Кроме того, параллельно с контрактом подписывается гарантия возврата аванса – обязательство вернуть деньги в случае несоблюдения условий сделки , а также еще одна – обеспечивающая выполнение всех условий договора. Без них не обойтись и после завершения работ, когда «Трансстрой» подписывает постконтрактные гарантии, подтверждающие, что объект исправен и будет обслуживаться определенный период времени.

– На каких условиях банки финансируют проекты холдинга и предоставляют гарантии?

– «Трансстрой» – крупный холдинг, банки нас знают и доверяют. Наши кредиторы всегда четко понимают, на какие цели привлекаются средства или предоставляются гарантии. Учитывая, что мы строим объекты федерального значения, а основным заказчиком выступают бюджеты разного уровня, рисков практически не возникает. Соответственно, ниже процентная ставка. По тендерным депозитам она составляет порядка 8–10 процентов годовых, гарантии обходятся в несколько раз дешевле – 1,5–3 процента годовых.

В целом средневзвешенная ставка по кредитному портфелю холдинга составляет около 12 процентов годовых в рублях. В качестве обеспечения по сделкам нередко используются поручительства и гарантии управляющей или одной из генподрядных компаний (ОАО «Корпорация "Трансстрой"» и ЗАО «Инжтрансстрой»).

– Как будут финансироваться проекты из уже имеющегося портфеля заказов?

Личные темы

У вас есть хобби?
Очень люблю путешествовать. В этом году, например, планирую отдохнуть в Европе – пока выбираю между Испанией и Италией.

Какая страна произвела наибольшее впечатление?
Меня покорила Индонезия. Очень люблю бывать в государствах юго-восточной Азии, но от этой страны самые яркие воспоминания. Мне посчастливилось прожить в Джакарте три года.

Какие знания из полученных в Лондонской школе пригодились в работе в России?
В первую очередь, профессиональные навыки и понимание того, как работают экономические модели. Кроме того, в этой бизнес-школе студентов приучают к дисциплине, что тоже немаловажно в работе финансового директора. Еще один очень полезный, на мой взгляд, навык – умение общаться с людьми.

Сколько в среднем длится ваш рабочий день?
По складу характера я трудоголик, поэтому мой рабочий день продолжается не менее 12 часов.

– В основном за счет средств заказчика. Как правило, на этапе заключения контракта нам предоставляется аванс в размере от 20–30 процентов от общей стоимости проекта. Оставшаяся сумма выделяется поэтапно, по мере выполнения работ.

Привлечение заемного финансирования для реализации проектов в рамках производственной программы возможно только в двух случаях. Первый, когда заказчик не может своевременно выполнять принятые на себя обязательства. К счастью, такое на практике случается достаточно редко. Например, в 2007 году для продолжения строительства железной дороги в Якутии холдинг получил кредит на сумму 1,5 млрд рублей. Еще один пример – в 2008–2009 году задолженность компании «Мечел» перед строителями составила более 3 млрд рублей. И в том и другом случае, чтобы работы по проектам не прекращались, «Трансстрой» договаривался с банками о выделении финансирования. Правда, в этих случаях обслуживание займа и его погашение ложится непосредственно на плечи заказчика проекта.

Второй вариант, при котором допускается привлечение заемных средств, ситуации, когда необходимо быстро выполнить определенный вид работ. Например, строительство взлетно-посадочной полосы по техническим нормам допускается только при положительных температурах. Соответственно, чтобы уложиться в этот период, нам необходимо заранее завезти все материалы, подготовить площадку и выполнить огромный объем работ. Фактически мы можем привлекать дополнительное финансирование, чтобы не затягивать сроки реализации проекта, если график финансирования выполненных работ не соответствует плану строительства.

– Деньги выделяются на условиях проектного финансирования?

– В последнее время стараемся привлекать проектное финансирование. На мой взгляд, это наиболее удобный инструмент, как для нас, так и для кредиторов.

 

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль