Готова ли компания к выездной налоговой проверке

1626
Мерзляков Кирилл
главный специалист Налогового департамента ОАО «Газпром Нефть»
Чтобы сумма доначислений и штрафов была минимальной, а сама налоговая проверка не мешала текущей деятельности, финансовому директору следует регулярно тестировать готовность компании к этой процедуре. Задача – получить четкие ответы на несколько вопросов.

Все ли налоговые риски выявлены? Финансовый директор должен знать обо всех слабых местах в налоговой политике компании, а также о возможных нарушениях законодательства. Зачастую полезно пригласить внешнего консультанта или аудитора для проверки правильности расчета и уплаты налогов. Это позволит выявить основные области риска, определить возможный размер доначислений и наметить меры по устранению нарушений. Кроме внешней проверки, желательно провести интервью на тему возможных претензий налоговиков с сотрудником компании, ведущим учет и рассчитывающим налоги.

Собраны ли досье на контрагентов? Хотя обязанность доказывать недобросовестность контрагента лежит на налоговом органе, и Минфин, и юристы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам собирать документы, подтверждающие должную осмотрительность при выборе партнеров. Желательно включить в досье выписки из ЕГРЮЛ, копии документов, подтверждающих полномочия представителей контрагента, копии его отчетности, информацию о собственной или арендованной им недвижимости и прочие данные. Чем больше свидетельств тому, что партнер ведет реальную экономическую деятельность, а не является фирмой-однодневкой, тем лучше. Разумеется, вся информация должна быть актуальной на момент проведения сделок с данной компанией.

Все ли первичные документы в наличии? Иногда контрагенты забывают прислать оригиналы тех же счетов-фактур, и в папке остается лишь факсовая копия. Да, в случае проверки у налогоплательщика будет 10 рабочих дней на получение оригиналов. Но зачастую при проведении мероприятий налогового контроля запрашивается сразу много документов, и времени, чтобы их собрать, порой не хватает. При мониторинге «первички» особое внимание следует уделять документации по крупным сделкам, а также контрагентам, которым свойственна «забывчивость».

Помнят ли сотрудники правила общения с инспекторами? В идеале получать запросы, предоставлять документы и давать пояснения от имени компании должен один человек (например, главный бухгалтер или его заместитель). Остальной персонал, особенно сотрудники бухгалтерии, должен иметь четкое указание: со всеми вопросами инспекторов нужно направлять к такому уполномоченному лицу. Если же проверяющие сочтут нужным провести опрос свидетеля, необходимо настаивать на предъявлении повестки. Сотруднику в этом случае понадобятся инструкции о том, что он может рассказать, не выходя за рамки своих полномочий и заданных инспектором вопросов.

Можно ли оперативно выгрузить данные из учетной системы? Разрешать инспекторам работать непосредственно в программе нежелательно. Но можно предоставлять запрашиваемую информацию в электронном или распечатанном виде. Скорее всего, налоговые органы попросят постатейную расшифровку показателей доходов и расходов. Нужно убедиться, что такие расшифровки либо уже имеются, либо быстро формируются.

Есть ли условия для приема инспекторов? Хорошо, когда в резерве имеется переговорная комната или возможность предоставить проверяющим отдельный кабинет. В противном случае рабочее место инспекторов стоит организовать там, где не будут обсуждаться потенциально интересные для них вопросы, например, в производственном отделе. Разумеется, из этого помещения необходимо изъять все сколько-нибудь важные документы, дабы у сотрудников ФНС не возникало искушения полистать их в ожидании запрошенных бумаг.

Знаком ли уполномоченный сотрудник с процедурными вопросами? Человек, отвечающий за общение с инспекторами, должен хорошо знать права налогоплательщика. Основные из них – знакомиться с решением о проведении проверки, ее приостановлении и иными подобными документами, материалами встречных проверок. Любая документация налогоплательщика предоставляется только по официальному запросу и в установленный законом срок. Процедурные нарушения со стороны сотрудников ФНС могут стать основанием для обжалования решения налоговой инспекции.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль