Отчеты «дочек» иностранных компаний, полезные в российской практике

1920
Алексеева Наталия
финансовый директор ГК «ТРИЭР», к. э. н.
Цели: сделать управленческую отчетность компании более наглядной и информативной. Как действовать: изучить правила составления национальной финансовой отчетности в развитых странах, задействовать заинтересовавшие показатели, аналитические признаки и группировки в своих управленческих отчетах.

Принято считать, что с точки зрения управления бизнесом отчетность, формируемая по МСФО, эффективнее всего. Но нередко отчеты, подготовленные по национальным стандартам западных стран, не уступают ей в информативности. В этом убедились в российской группе компаний «Альфа»*, занимающейся поставками сырья для хлебопекарной и кондитерской промышленности, а также выпускающей продукцию под собственным товарным знаком. В состав группы входят несколько территориально распределенных юридических лиц – дочерних компаний (производство и сбыт), у каждой своя бухгалтерия. Головная структура владеет 90 и более процентами в уставных капиталах «дочек» и выполняет функции единого управляющего центра. Российская группа, в свою очередь, интегрирована в международный холдинг со штаб-квартирой в Германии. И хотя «Альфа» составляла отчетность по немецким стандартам директивно, российские компании также могут извлечь из этого подхода немалую пользу, применяя его в управленческих целях.

Баланс

Структура баланса построена, исходя из принципа владения (в табл. 1 приведена форма отчета, адаптированная компанией «Альфа»). Согласно ей, долги классифицируются не по возвратности, а по природе происхождения. В пассиве задолженность рассматривается в следующих разрезах: перед поставщиками, учредителями, другими компаниями холдинга, персоналом, по платежам в бюджет группы.

таблица 1. Адаптированная структура баланса*

Актив Пассив
А. Внеоборотные активы А. Собственный капитал
I. Нематериальные активы, в том числе: I. Уставный капитал
1. Концессии, охраняемые права на объекты промышленной собственности и иные подобные права и ценности II. Резервный капитал, в том числе:
2. Гудвилл 1. Резервы, образованные в соответствии с законодательством
3. Выданные предоплаты по приобретению нематериальных активов 2. Иные резервы (образованные в соответствии с учредительными документами)
II. Основные средства III. Чистая прибыль, в том числе:
III. Финансовые вложения, в том числе: 1. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1. Доли в связанных предприятиях 2. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
2. Ссуды связанным предприятиям (займы и кредиты) B. Отчисления в резервные фонды, в том числе:
3. Вклады в уставные капиталы других организаций 1. Отчисления на уплату налогов
4. Ценные бумаги в составе внеоборотных активов (долгосрочные) 2. Резервы предстоящих периодов
5. Прочие ссуды C. Кредиторская задолженность, в том числе перед:
IV. Отложенные налоговые активы 1. Кредитными организациями (займы и кредиты)
V. Прочие внеоборотные активы 2. Поставщиками и подрядчиками
B. Оборотные активы 3. Связанными предприятиями
I. Запасы 4. Предприятиями, связанными посредством долевого участия в капитале
II. Дебиторская задолженность и прочее имущество, в том числе: 5. Перед персоналом организации
1. Покупатели и заказчики 6. Перед государственными внебюджетными фондами и прочими кредиторами
2. Дебиторская задолженность связанных предприятий 7. Перед участниками (учредителями) по выплате доходов, в том числе:
3. Дебиторская задолженность предприятий, связанных посредством долевого участия в капитале – дивиденды
4. Прочая дебиторская задолженность – расходы на уплату процентов
5. НДС по приобретенным ценностям 8. Задолженность по налогам и сборам
6. Прочие оборотные активы 9. Отложенные налоговые обязательства
III. Прочие ценные бумаги (краткосрочные финансовые вложения) D. Доходы будущих периодов
IV. Денежные средства C. Расходы будущих периодов

* Таблица приведена с некоторыми сокращениями.

В активе авансы, выданные поставщикам, распределяют по целевому назначению и показывают в соответствующих разделах. Например, на приобретение нематериальных активов (НМА) и основных средств – в разделе «Вне­оборотные активы», на закупку сырья и материалов – в разделе «Оборотные активы», подраздел «Запасы». Такая группировка наглядно демонстрирует структуру вложений и позволяет компании оценить величину и динамику своих будущих активов.

Данный подход, вероятно, будет удобен российским компаниям из сферы высоких технологий, занимающихся научными разработками, а также организациям, ведущим долгосрочные инвестиционные проекты. Торговые компании также могут его использовать, поскольку выделение авансов поставщикам позволяет с большей точностью планировать товарооборот.

В пассиве баланса особого внимания заслуживают два больших раздела – «Собственный капитал» и «Кредиторская задолженность». Структура первого в основном схожа с привычной для отечественных бухгалтеров формой, за исключением специальных статей, предназначенных для отражения прибыли, полученной при переоценке определенных активов, но не облагаемой налогом и поэтому не включаемой в отчет о прибылях и убытках. Цель такой подачи данных – показать, что часть прибыли не отражается в текущем периоде, а возникает, к примеру, в связи с ростом рыночной стоимости активов. Это может быть рост биржевых котировок ценных бумаг, находящихся во владении организации, или переоценка имущества. Поскольку национальным законодательством Германии компаниям предписано вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций, делается это при помощи специальных статей (аналогично тем, что содержатся в российском ПБУ 18/02).

«Кредиторская задолженность» сформирована также по принципу владения – в ней приводятся особые статьи для налоговых целей (аналогично российским отложенным налоговым обязательствам, но подробнее, поскольку в Германии сильна фискальная функция учета); начисления (указывается задолженность по всем видам налогов и взносов с фонда оплаты труда); кредиторская задолженность (с постатейной расшифровкой ее видов – перед покупателями, поставщиками, учредителями, другими компаниями холдинга).

Стоит отметить, что немецкие финансисты предпочитают осторожную оценку в отношении как активов, так и обязательств. Первые оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей, а вторые – по наибольшей. И еще: стандарты Германии (Торговый кодекс), в отличие от МСФО, предписывают после переоценки признавать нереализованные убытки, но не доходы.

Составление баланса в адаптированной форме помогает подготовить прогнозные баланс и отчет о прибылях и убытках на следующий отчетный период. К примеру, сначала анализируются выданные авансы, чтобы оценить изменения по строкам «Нематериальные активы, «Основные средства», «Запасы», «Дебиторская задолженность». Затем методом начисления в отчете о прибылях и убытках отражаются прогнозные величины выручки и себестоимости реализованных товаров, амортизация и значения по другим статьям расходов, авансы по которым показываются обособленно.

Для расчета показателей ликвидности достаточно к текущим активам прибавить авансы по приобретаемым основным средствам и нематериальным активам. С определением текущих обязательств проблем не возникает вовсе – это не что иное, как значение по строке баланса «Сумма кредиторской задолженности». Показатели оборачиваемости рассчитываются на основании выручки из отчета о прибылях и убытках. Оборачивае­мость активов – отношение выручки за период к активу баланса, а дебиторской задолженности – выручки к скорректированной дебиторке (с учетом выданных авансов, отраженных в других разделах актива баланса).

Состав дебиторской и кредиторской задолженности детализируется в отдельных отчетах, приложениях к балансу. Информация в этих отчетах структурирована схожим образом – данные по видам дебиторов и кредиторов группируются так же, как и соответствующие статьи в активе и пассиве баланса (например, задолженность покупателей, задолженность между компаниями группы). По каждому разделу информация предоставляется в следующем формате: наименование контрагента, сумма задолженности, срок платежа.

Еще один отчет включает детальную расшифровку дебиторской задолженности покупателей и заказчиков свыше определенной суммы (к примеру, более 250 тыс. рублей). В нем указываются обороты покупателей за отчетный период и аналогичный период прошлого года, общая сумма дебиторской задолженности, в том числе текущая и просроченная по срокам образования (до 30 дней, 31–60 дней и т.д.). Если включить в этот отчет несколько последовательных периодов и сравнить полученные результаты, можно выделить наиболее проблемную часть дебиторки, ранжировать клиентов по степени проблемности и разработать индивидуальные меры для ее взыскания.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках может быть составлен одним из двух способов: полных или функциональных затрат – соответственно, по элементам расходов или по статьям калькуляции. В компании «Альфа» используют первый метод, в отчете достаточно подробно расшифрованы все основные статьи. Кстати, они необычно сгруппированы (см. табл. 2). К примеру, затраты на персонал (оплата труда и выплаты во внебюджетные фонды) выделены в отдельный подраздел «Персональные расходы». По РСБУ эти же затраты относятся на себестоимость (в производстве) или накладные расходы (управление, техническое обслуживание).

таблица 2. Отчет о прибылях и убытках (извлечение)

Показатель Код Счет по РСБУ
1. Доход от оборота, в том числе: 010 90, 91
– производство 90
– торговля 90, 91
2. Прочие производственные доходы, в том числе: 010, 090 90, 91/1
– от оказания транспортных услуг 010 90
– прочие доходы 090 91/1
3. Курсовая прибыль/потери, в том числе: 090, 100 91/1, 91/2
– курсовая прибыль 090 91/1
– курсовые потери 100 91/2
4. Стоимость материалов (прямая себестоимость), в том числе: 020 26, 41, 43
– сырье 10
– товары 41
5. Персональные расходы, в том числе: 020
– оплата труда 70
– ПФР, ФСС 39
7. Прочие производственные затраты, в том числе: 020, 030
– другие расходы, в том числе: 100 91/2
– банковские расходы: покупка / продажа валюты 91/2
– прочее 26, 91/2
– убыток от продажи имущества
8. Результат хозяйственной деятельности
9. Прочие проценты и аналогичные доходы, в том числе: 060 91/1
– доходы от связанных предприятий
– учредителей (участников) по выплате доходов
10. Доходы от участия в других организациях 80 91/1
11. Амортизационные отчисления по финансовым вкладам и ценным бумагам оборотного капитала
12. Проценты по займам и аналогичные расходы 070 91/2
13. Результат обычной хозяйственной деятельности 140 99
14. Налог на прибыль 150 68
15. Отложенные налоговые активы 160 09
16. Отложенные налоговые обязательства 170 77
17. Прочие налоги и сборы 180 68
18. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 99 – налог 68

Еще одна особенность – вынесение курсовых разниц в верхнюю часть отчета. Такая группировка удобна компаниям, осуществ­ляющим внешнеэкономическую деятельность, поскольку уже на этапе определения валовой прибыли можно сразу же учесть влияние валютных курсов.

Часть доходов и расходов, которые в российской практике относят к прочим и учитывают на счете 91, включена в другие статьи. К примеру, изменение валютных курсов в российском учете приводится среди прочих доходов и расходов, а по немецким стандартам должно быть учтено как связанное с основной деятельностью. То же самое касается и затрат на услуги банков, а также убытков от продажи имущества. Подобная группировка позволяет четко рассчитать затраты компании и корректно сформировать финансовый результат от основного вида деятельности.

Отдельно в прочие вынесены доходы и расходы от инвестиций. Так, проценты по финансовым вложениям всех видов: предоставленные займы, владение долями других компаний, проценты по долговым ценным бумагам и т.п. – все это прочие доходы. В расходах также проценты, но уже к уплате.

Представленные в таком формате показатели позволяют без дополнительного анализа сделать выводы о том, какие факторы повлияли на формирование окончательного финансового результата, а при сравнении аналогичных показателей по периодам – об их динамике и складывающихся тенденциях.

В заключение стоит отметить, что практически любая компания может использовать в своей повседневной практике приведенные формы как управленческие, если они отвечают потребностям бизнеса и удобны в использовании менеджментом.

* Название компании изменено по просьбе автора статьи. – Прим. ред.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Файл Excel с основными отчетами, составленными с учетом немецкого законодательства..xls


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль