Как извлечь максимум пользы из своего выступления на конференции

1963
Дьяконов Кирилл
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»
Цели: заинтересовать аудиторию своим докладом, донести смысл идеи до слушателей, удержать их внимание на протяжении всего выступления, обсудить с коллегами предлагаемое решение, обменяться с ними опытом. Как действовать: определить ключевые тезисы выступления, отобразить их в виде блок-схемы, самостоятельно оформить слайды для презентации, продумать заранее возможные вопросы, во время доклада следить за реакцией слушателей, стараться избегать чтения по шпаргалке.

Финансовые директора, выступающие в роли спикеров на различных профессиональных форумах, конференциях или семинарах, чаще всего преследуют две цели. Во-первых, укрепить свою репутацию как профессионала в области управления финансами. Во-вторых, поделиться опытом, протестировать его среди коллег-финансистов. Кстати, результат такого тестирования – вопросы и замечания слушателей – представляет большую ценность для докладчика, заставляет задуматься и даже внести корректировки в те или иные решения. Поэтому если к вам обратились организаторы мероприятия с предложением выступить, не спешите отказываться. Вполне возможно, что пользы вы найдете намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Но чтобы получить желаемую качественную обратную связь, необходимо хорошо подготовиться к докладу. Ведь если вы не сможете правильно донести свою идею до слушателей, заинтересовать их, то и вопросов, скорее всего, не будет. Вежливое молчание – обычная реакция на выступление, которое не произвело никакого впечатления на аудиторию.

Сделать акцент на практическом опыте по заданной теме

Постарайтесь отложить на некоторое время все рабочие вопросы, вооружитесь ручкой или карандашом и на нескольких листах бумаги изложите ключевые тезисы, о которых хотели бы рассказать. Помните, что люди посещают конференции и другие подобные мероприятия для обмена практическим опытом. Забудьте о теории и общих рассуждениях по теме. Кстати, тезисы лучше не просто перечислить по порядку, а разметить стрелками (наподобие блок-схемы) – спроектировать последовательную связь изложения.

Личный опыт
Иван Пирожков,
финансовый директор ICM Group

Черновик для презентации стараюсь оценить с не­скольких позиций. Сначала со своей точки зрения – кратко формулирую итоги доклада: что удалось сделать в рамках описываемого проекта или решения проблемы, какими еще подробностями мог бы поделиться с коллегами. А затем ставлю себя на место коллеги-слушателя и представляю, что черновик – раздаточный материал на конференции. Так я могу оценить полезность доклада, актуальность темы, последовательность изложения.

Оценить презентацию желательно в несколько подходов, с перерывом хотя бы в несколько часов, и по итогам внести корректировки в свое выступление. И только когда черновик на бумаге будет выверен полностью, можно переходить к работе над презентацией в PowerPoint.

Создать презентацию

От того, насколько качественно подготовлена презентация, во многом зависит успех вашего выступления. Есть несколько простых правил ее оформления:

  • крупный шрифт и минимум текста. Если слайды перегружены, да еще их трудно разглядеть с последних рядов, у слушателя может возникнуть разрыв между тем, что он видит, и тем, что слышит;
  • ограниченное число деталей на одной странице. Обилие деталей значительно снижает внимание аудитории, не позволяет сосредоточиться на сути выступления. Будет лучше, если подробности вы расскажете в комментарии к сла­йду;
  • дозированная подача важных тезисов и выводов. Например, по частям с помощью анимации. Так внимание слушателей фокусируется на том, что спикер произносит и показывает на экране;
  • минимум справочной информации о компании и производимых ею продуктах или услугах. Ее избыточный объем вызывает у аудитории такую же реакцию, как рекламные ролики во время показа фильмов на телевидении.
Личный опыт
Иван Пирожков,
финансовый директор ICM Group

Я добавляю в начало презентации слайд с оглавлением и в конец – с резюме. В первом раскрываю основные тезисы, в последнем – выводы доклада. Чтобы подчеркнуть логику изложения, можно разбить его основную часть на блоки при помощи слайдов-«разделителей» с краткой формулировкой темы очередного блока. Они никак не влияют на время выступления, но помогают аудитории фиксировать и структурировать материал, а мне – менять фокус и делать презентацию более живой. Как правило, на комментирование слайда вполне достаточно двух минут.

Помните, что главное в презентации – суть выступления, поэтому уделите максимум времени содержательной части. Дизайном можно заняться и позже. Изложите основные мысли, прямо по схеме, разработанной ранее на бумаге. Как только презентация будет готова, по аналогии с тезисами попробуйте оценить ее с точки зрения слушателя и доработайте по необходимости.

Продумайте, какие каверзные вопросы могут возникнуть у аудитории по ходу выступления. Желательно сразу подготовить на них ответы, чтобы слушатели не застали вас врасплох. Не помешают заранее собранная статистика, дополнительный пример из практики и т.д. Сохраните файл и попробуйте сократить количество слайдов, убрав те, что могут показаться аудитории неинтересными. Как только черновик будет готов, переходите к работе над дизайном презентации (вставка картинок и фотографий, подбор шрифтов и т.п.).

Личный опыт
Иван Пирожков,
финансовый директор ICM Group

Уверен, что число слайдов можно вполне безболезненно сократить в два раза. Причем без снижения качества и ухудшения логики изложения, но с усилением фокуса на действительно важных моментах. И еще одно существенное примечание. Если до выступления достаточно времени (не менее одного дня), я делаю паузу, даю презентации «отлежаться». Затем возвращаюсь к слайдам и, просматривая их, на листе бумаги выписываю важные фразы для выступления, мысленно репетируя его и следя за временем. Далее готовую презентацию отправляю почитать кому-либо из коллег.

Отрепетировать и набраться уверенности

Во время выступления крайне важно держаться уверенно. Будьте готовы аргументировать свою позицию. Если есть возможность, постарайтесь во время доклада не стоять на одном месте.

Личный опыт
Иван Пирожков,
финансовый директор ICM Group

Движение позволяет добавить динамики в выступление, избежать монотонности. Также лучше чувствуешь невербальную реакцию аудитории. Помогают привлечь внимание слушателей жесты, мимика.

Если у вас нет практики публичных выступлений, обязательно устройте репетицию, уделяя внимание деталям. Как минимум перед зеркалом, а лучше – перед коллегами по отделу.

И еще несколько рекомендаций, продиктованных практикой:

  • задача хорошего докладчика – донести до аудитории суть своей идеи, поделиться опытом, а не продемонстрировать себя; получить обратную связь, а не просто прочитать текст. Выступление должно быть динамичным, а не статичным;
  • наблюдайте за взглядами и невербальными сигналами из аудитории. Задержитесь на тех моментах, которые, по вашим ощущениям, вызывают оживленную реакцию;
  • говорите громко, четко и без шпаргалок. Не зачитывайте слайды – присутствующие и так видят их и вполне способны самостоятельно прочитать текст. Задача докладчика в процессе выступления – прокомментировать, дополнить, развить информацию, которую он демонстрирует;
  • вполне возможно, что слушатели разбираются в каких-то нюансах гораздо лучше, чем вы. Не теряйтесь от сложных вопросов и замечаний присутствующих, не бойтесь признать, что не готовы ответить сейчас или не задумывались над этой темой. Запоминайте вопросы, ведь в них могут быть заложены ценные рекомендации на будущее;
  • обязательно следите за длительностью выступления. Помните, что регламент важен не только организаторам конференции, но и слушателям. И те, и другие следят за программой мероприятия, понимают, насколько вы укладываетесь в отведенное время. На основании этого они оценивают и мастерство докладчика.

В заключение стоит отметить еще одну немаловажную часть профессиональных мероприятий – кофе-паузы. Если есть возможность остаться до конца секции, в которой был ваш доклад, воспользуйтесь ею. Зачастую основная часть прений приходится именно на эти промежутки времени, когда коллеги готовы обсудить детали с докладчиком и поделиться своим опытом.

Пять правил для начинающего спикера

Помните, что любое публичное выступление отражается на вашей профессиональной репутации. Не уделив должного внимания предварительной работе над ним, вы рискуете своим именем на рынке.

1. Не экономьте время на качественную подготовку к выступлению. Прокомментировать этот пункт можно афоризмом, некогда высказанным одним из политических деятелей: «Если хотите, чтобы я говорил 15 минут, мне нужны сутки на подготовку. Если хотите, чтобы я говорил сутки – могу начинать прямо сейчас».

2. Готовьте тезисы и презентацию самостоятельно. Только так можно качественно раскрыть свой же опыт, подготовить наглядные примеры и уделить внимание важным подробностям.

3. Формулируйте рекомендации, которые вытекают из вашей практики. Это добавляет уверенности при выступлении, а также позволяет получить ценные вопросы и замечания от аудитории.

4. Включайте в доклад только тот материал, который вам лично было бы интересно слушать и смотреть, а также обсуждать и задавать вопросы. Избегайте информации, не способной вызвать дискуссии. Порой излишние детали, значимые для вас как «прожитое» и «постигнутое», аудитории не интересны.

5. Создайте между слайдами презентации причинно-следственную связь. Это позволит обеспечить ее целостность, «вести» слушателя и убедительно формулировать выводы и рекомендации.

 

Еще по теме

iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса (Кармин Галло. Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2011).

Ораторское искусство – путь к успеху! (А.С. Зубра. Изд.: Дикта, 2011).

Мастер-класс ораторского искусства (Рудольф Штайнер. Изд.: Лонгин, 2011).

Презентация в стиле дзен. Дизайн, разработка, проведение и примеры (Гарр Рейнольдс. Изд.: Вильямс, 2009).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль