Как повысить дисциплину при работе с контрагентами

3727
Михайлова Оксана
директор управления бюджетирования департамента экономики ООО «Росгосстрах»
Чтобы повысить ликвидность компании, снизить потери из-за пренебрежительного отношения сотрудников к работе, сократить сроки закрытия отчетных периодов, стоит наглядно показать, как ухудшает состояние компании недостаточное внимание к финансовой стороне работы с контрагентами.


Оксана Михайлова, директор управления бюджетирования департамента экономики ООО «Росгосстрах»


Работа с контрагентами зачастую связана с проблемой несвоевременного выполнения обязательств, что напрямую сказывается на финансовых показателях компании: завышается дебиторская задолженность, возникают дополнительные расходы, связанные с необходимостью привлекать заемные средства, в целом снижается ликвидность. Несвоевременное представление документов оборачивается дополнительными налоговыми издержками. К тому же срываются сроки закрытия отчетных периодов и формирования отчетности. Кто должен отвечать за все это?

Необходимость перемен в работе с контрагентами

Финансовое подразделение обычно напрямую с контрагентами не контактирует, а делают это так называемые кураторы по договорам, которые распределены по различным подразделениям: ИТ, административный отдел, отдел маркетинга, PR, коммерческая служба, служба безопасности и т.п. Именно они, как правило, отслеживают всю работу с контрагентами: от заключения договора, до выполнения обязательств по нему. На них ложится и финансовая составляющая сделки: получение счетов, закрывающих документов, оплат. Зачастую бухгалтерия лишь время от времени напоминает сотрудникам нефинансовых подразделений о непогашенной дебиторской задолженности и непредставленной документации (актах, счетах-фактурах, накладных). А они, в свою очередь, пытаются уйти от ответственности, воспринимая данные функции как некий «довесок» к основной деятельности. К тому же обязанности эти не всегда прописаны в должностной инструкции, слабо контролируются профильными руководителями и в результате не воспринимаются серьезно.

Все это незамедлительно отражается на бизнес-результате. Ситуацию надо менять, последовательно и комплексно. Один из вариантов решения – разработка системы мотивации. Здесь возникают трудности. Если работу сотрудников продающих подразделений объективно оценить довольно просто – ее итоги характеризуются исчисляемыми показателями (например, выручкой) – и вознаграждение в большинстве случаев зависит от финансовых результатов, то с оценкой деятельности других подразделений все гораздо сложнее.

Решение проблемы затрудняется тем, что административный ресурс финансового директора далеко не всегда позволяет самостоятельно выстраивать бизнес-процессы, в том числе в других подразделениях, и влиять на «чужих» сотрудников. Чтобы добиться результата и решить проблемы, надо предпринять ряд последовательных шагов.

Задачи финансового директора по изменению работы с контрагентами

Разделение ответственности

Первая задача финансового директора – донести до всех руководителей мысль о том, что состояние баланса компании, в том числе дебиторской задолженности, – это результат деятельности всех подразделений, а не итог загадочных бухгалтерских манипуляций. Это одна из сложнейших задач, потому как многие руководители нефинансовых подразделений, как только слышат слова «баланс», «актив», «ликвидность», начинают зевать, уверенные, что их деятельность к этим понятиям не имеет отношения. Можно, конечно, на общем собрании руководства детально разобрать отчетность и попытаться ее совместно проанализировать. Однако лучше использовать более наглядный материал с максимально простым изложением информации (таблицы, диаграммы), с ограниченным объемом данных. Соберите и представьте в нем следующие показатели:

  • общую сумму дебиторки. Ее желательно разделить на задолженность по выплаченным авансам и клиентскую, указать долю просрочки (суммарно и в процентах) в разбивке по срокам просрочки;
  • сумму списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
  • сумму, которую в результате компания потеряла или недополучила из-за того, что деньги вовремя не поступили (подсчитайте, сколько свободных средств не разместили в банке; на какую сумму пришлось брать кредит, чтобы не допустить кассового разрыва, сколько выплатить по нему процентов и комиссий; сколько пришлось переплатить налогов из-за отсутствия первичных документов).

Разделите данные по профильным подразделениям (в денежном и процентном выражении), выделив «лидеров» в каждой из «номинаций». Например, в большинстве компаний затраты на подбор персонала в общей структуре расходов невелики. Следовательно, дебиторская задолженность по этим услугам, которые оплачены авансами, в общем объеме задолженности будет ничтожно мала. От такой статистики руководитель службы персонала, на первый взгляд, выигрывает. Но покажите, что 80 процентов приходится на просрочку. То есть за теми немногочисленными договорами с кадровыми агентствами, которые курируют сотрудники отдела персонала, никто не следит.

Вся эта занимательная математика очень проста, интересна и показательна. Ничто так не действует на директора компании и руководителей подразделений, как персонализация полученной статистики. Страна должна знать своих героев, и обновлять эти полезные знания стоит регулярно, желательно с динамикой. Тут как-то само собой возникает понятие о разделении ответственности и начинает прогрессировать «околофинансовое» сознание руководства.

Разработка регламента и системы мотивации сотрудников при работе с контрагентами

Как только вся статистика предоставлена, «кто виноват», определено, надо решать, «что делать». Хорошо, если профильные подразделения, проникшись всей остротой проб­лемы, начнут наводить у себя порядок самостоятельно. Но запала, скорее всего, хватит лишь на короткое время, или с появлением иных задач приоритеты поменя­ются.

Поэтому финансовому директору предстоит отладить процесс контроля в компании таким образом, чтобы все ответственные сотрудники осознали: взаимодействие с финансовой службой – неотъемлемая часть их обязанностей. Он должен выступить мето­дологом формирования бизнес-процессов и построения процедур взаимодействия с финансовой службой. Профильные подразделения также должны участвовать в разработке регламентов или как минимум согласовать их до начала исполнения. Для этого совместно с их руководителями финансовому директору нужно разработать изменения в должностных инструкциях и регламенты, прописать в них контрольные процедуры и систему мотивации. Регламенты должны быть четкими, понятными и реальными к исполнению. Важно выделить орган, конт­ролирующий исполнение процедур, и наделить его необходимыми полномочиями. Как правило, если в процедурах задействованы сотрудники различных подразделений, то регламенты закрепляются в приказах генерального директора.

Оценка работы с контрагентами

Далее необходимо сформировать набор ключевых показателей эффективности (KPI) и интегрировать их в принятую в компании систему мотивации. Это очень важная и интересная задача, которая открывает большой простор для улучшения многих финансовых показателей.

Главное – точно выбрать направления деятельности, которые наиболее нуждаются в улучшении. Показатели могут быть как относительные, так и абсолютные, как денежные, так и натуральные. Например, качество работы с контрагентами отражают количественные характеристики следующих показателей:

  • просроченная дебиторская задолженность (можно указать в денежном выражении, но лучше использовать процент по отношению к текущей задолженности, поскольку суммы контрактов у исполнителей различаются);
  • несвоевременно представленные закрывающие документы (количество и/или общая сумма по ним, доля в общей массе документов отчетного периода);
  • платежи (или услуги/работы/поставки), которые компания получила несвое­временно (сумма и сроки задержки);
  • некорректно оформленные закрывающие документы (количество и/или сумма подтверждаемых ими операций). Сотрудник, получая такие документы, должен их проверить, а не выполнять лишь курьерские функции. Большинство ошибок можно будет исправить до поступ­ления бумаг в бухгалтерию.

Если в оценке будет несколько показателей, то каждому из них нужно придать вес значимости (см. табл.). Например, организация заинтересована иметь все оригиналы договоров в срок, но эта задача менее важна, чем своевременное получение денежных средств за оказанные услуги, следовательно, вес итоговых оценок по этим направлениям должен быть разный.

Важно, чтобы сроки, используемые в расчетах, были реальными и достижимыми для сотрудников. Например, от подрядчика, который осуществляет ремонт, полный комплект закрывающих документов можно получить в течение трех рабочих дней после выполнения работ. Иначе эту компанию с легкостью можно заменить на любую другую, более дисциплинированную. И если акты от нее поступили лишь через две недели после выполнения работ – это явный показатель того, что сотрудник не сильно усердствовал. Совершенно другое дело – работа с монополистами, например, энергетическими компаниями, получение любых первичных документов от которых в течение двух недель можно расценить как большое достижение. Поэтому очень важно совместно с профильными подразделениями определить такие сроки, которые будут и выполнимы для сотрудников, и приемлемы для работы финансового подразделения.

После того как основные вопросы будут решены, необходимо подключить сотрудников кадровой службы. Они помогут определить или скорректировать методологию, выбрать подачу и оформление материала оценки, интегрировать нововведения в существующую в компании систему мотивации. Ведь мотивация – это их хлеб, и если вам удастся убедить коллег из отдела персонала, что вы совместно решаете важную для компании задачу, они будут очень конструктивны и открыты.

Оценка работы с контрагентами сотрудника нефинансового подразделения

Показатель Шкала оценок Показа-
тели сотруд-
ника за отчет-
ный период
Баллы
по шкале
оценок
Вес
показа-
теля
Доля просроченной дебиторской задолженности по сопровождаемым договорам 0% – 10 баллов,
до 3% – 7 баллов,
3–5% – 5 баллов,
более 5% – 0 баллов
4% 5 0,5
Сумма поставок товаров (работ, услуг), по которым не  представлены закрывающие документы 0 руб. – 10 баллов,
до 100 тыс. руб. – 7 баллов,
100 тыс. – 500 тыс. руб. – 5 баллов,
более 500 тыс. руб. – 0 баллов
50 тыс. руб. 7 0,4
Оригиналы договоров, просроченные к возврату в организацию 0 шт. – 10 баллов,
до 10 шт. – 5 баллов,
более 10 шт. – 0 баллов
0 шт. 10 0,1
Средний балл с учетом весов 6,3

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль