Как вести себя с коллегами и партнерами вне офиса

6733
Кобзева Вера
эксперт по деловому этикету, профессиональный бизнес-тренер, к. соц. н.
Современный деловой этикет не догма, поэтому каждый вправе выбрать удобные для себя формы поведения. Мы лишь напомним о несложных правилах, которые легко запомнить. Они помогут наладить общение вне работы с коллегами и партнерами, повысить авторитет.

Современный деловой этикет не догма, поэтому каждый вправе выбрать удобные для себя формы поведения. Мы лишь напомним о несложных правилах, которые легко запомнить. Они помогут наладить общение вне работы с коллегами и партнерами, повысить свой авторитет, а также деловую и профессиональную репутацию.

Корпоративные мероприятия

В какой бы форме не проводился корпоративный праздник (официальный торжественный ужин, чествование лучших сотрудников, веселая вечеринка), цель, как правило, у него одна – улучшение микроклимата в коллективе. Если не забывать о правилах делового этикета и на таких мероприятиях, то получится укрепить свой профессиональный имидж и проявить себя с наилучшей стороны. Вот основные из них.

Как вести себя с коллегами и партнерами вне офисаПоддерживать хорошее настроение. Самый простой совет, но многие руководители об этом забывают. На празднике не стоит быть мрачным, хмурым, проявлять пессимизм. Ведь это же праздник. На забывайте о том, что подчиненные «сканируют» ваши эмоции, что их настроение напрямую зависит от вашего.

Быть легким в общении. Чтобы окружающим было приятно с вами общаться, поменьше говорите о себе, больше слушайте и интересуйтесь другими. Зацикленность на своей персоне, повествование об успехах или сложностях в своей жизни, жизни близких не имеют ничего общего с этикетом. Лучшие темы для беседы на празднике – события культурной, спортивной жизни, новинки литературы, театральные премьеры, путешествия. Политика, религия, войны, конфликты, болезни, секс – это темы-табу.

Сохранять дистанцию. Под дистанцией понимается степень близости между руководителем и его подчиненными, определяющая их роли в деловом взаимодействии. Многие руководители могут поделиться своим негативным опытом, показывающим, что не нужно сближаться с сослуживцами и заводить дружеские отношения. Короткая дистанция ведет к нарушению субординации, срывам в графиках работ, снижению их качества. Зачастую именно на празднике хочется забыть о различиях в статусе, поделиться наболевшим, даже историями из личной жизни. В приподнятом настроении легко давать необдуманные обещания (например, о повышении зарплаты или внеочередном отпуске). Но стоит понимать, что такие «игры в демократию» могут нанести вред и вашему авторитету, и деятельности компании в целом. С управленческой точки зрения, эффективное руководство во многом связано с отстраненностью руководителя, его закрытостью. Это не означает, что надо быть «букой» и лишь формально присутствовать на корпоративных праздниках. В то же время необходимо четко разделять личные и деловые отношения, не создавать иллюзию равенства. В любой ситуации фамильярность не уместна. Не забывайте, что для подчиненных важна предсказуемость в поведении руководителя. Если вы будете демонстрировать перепады в манере общения – от излишнего дружелюбия на празднике до неоправданной жесткости в рабочих ситуациях, то это может помешать созданию оптимальной дистанции.

Не слушать сплетни. Желание «перемыть косточки» коллегам недостойно любого руководителя. Если подчиненный или сослуживец захочет поделиться с вами «жареными» фактами, стоит сразу же пресечь эту попытку и выразить свое негативное отношение к таким темам. Например: «Извините, я думаю, что меня это не касается. Пожалуйста, воздержитесь впредь от трансляции подобной информации». Одно из полезных правил для финансовых директоров – не заводить фаворитов и особо приближенных сотрудников. Иначе он сам будет заподозрен в необъективности и протекционизме.

Сдержанно относиться к комплиментам. Опыт показывает, что на праздниках люди делают друг другу комплименты чаще, чем в рабочей обстановке. Если комплимент касается вас, выслушайте, не перебивая, поблагодарите. А потом проанализируйте, что именно скрывается за приятными словами.

Быть одинаково любезным и приветливым со всеми. Не ограничивайтесь при общении лишь теми, кто находится поблизости. Постарайтесь пообщаться со всеми присутствующими, обменяться хотя бы парой слов. Независимо от типа мероприятия желательно найти возможность подойти к каждому сотруднику или к каждой группе, поздравить с праздником и пожелать что-нибудь хорошее.

Выглядеть празднично. Нарядная одежда, отличающаяся от повседневной, обязательна. В зависимости от типа мероприятия степень нарядности может различаться, но праздничный акцент необходим. Например, для мужчины это может быть более красочный, чем обычно, галстук или цветок в петлице пиджака. Для женщины – более броские украшения, костюм яркой расцветки. При этом чересчур открытые платья и слишком вычурные наряды лучше не надевать. Нередко в приглашениях на мероприятие указывается необходимый или желательный дресс-код. Даже если это высказано в форме пожелания, ему лучше следовать.

К выступлениям готовиться заранее. Экспромт хорош, если он тщательно подготовлен. Любое выступление на корпоративном празднике, будь то официальная речь или праздничный тост, требует проработки. Будьте лаконичны, не злоупотребляйте вниманием коллег. Прорепетируйте, убедитесь, что укладываетесь в отведенное время. При выступлении не забудьте встать, этого требуют правила хорошего тона.

Выездные семинары

Цель выездных семинаров – наращивание актуальных знаний и тренировка деловых навыков. Чтобы обучение принесло реальную пользу и удовольствие участникам семинарской группы, каждый из них должен соблюдать деловой этикет. Руководитель в силу своей должности служит ролевой моделью для сослуживцев и подает пример поведения. Поэтому крайне важно придерживаться следующих правил.

Прийти вовремя. Лучше прибыть на семинар минут за 20 до его начала. Это позволит привести себя в порядок, осмотреться, адаптироваться к учебной обстановке, настроиться на тему семинара. Если есть объек­тивные причины для задержки, пре­дупредите организаторов мероприятия и сво­­их коллег об опоздании. Но не стоит допускать, чтобы в этом случае вас ждали и откладывали начало семинара. Если все-таки опоздали, то, входя в аудиторию, постарайтесь не привлекать к себе внимания, садитесь на ближайшее свободное место. В перерыве подойдите к ведущему семинара и извинитесь за опоздание. Возвращаться с перерыва тоже следует вовремя.

Спланировать рабочий день так, чтобы участвовать в семинаре на 100 процентов. Зачастую нелегко вырваться из постоянного цейтнота, приходится оперативно реагировать на телефонные звонки и электронные письма. И все же, планируя свое участие в семинаре, попробуйте так организовать свой рабочий день, чтобы во время обучения ни на что не отвлекаться. Постоянно разговаривающий по телефону и выбегающий из учебной аудитории человек мешает другим участникам, пропускает часть материала, снижает эффективность семинара для себя лично.

Мобильный телефон и другие электронные устройства перевести в бесшумный режим. Деловой этикет предписывает заботиться о комфорте окружающих. Звуки мобильного телефона и других электронных устройств отвлекают не только вас, но и ведущего семинара, остальных участников. Если важно оставаться на связи, займите место в аудитории недалеко от выхода, переведите свой телефон в режим «вибровызова» и каждый раз выходите, чтобы ответить на звонок.

Спросить разрешение при желании пользоваться диктофоном или фотоаппаратом. По закону, любой семинар – это произведение в устной форме. И на него распространяются положения о защите авторских прав. Его автор и ведущий вправе как разрешить, так и запретить использование диктофона и фотоаппарата в ходе обучения. Если вы хотите ими воспользоваться, стоит попросить разрешения заранее. Крайне невежливо без предупреждения после начала семинара класть диктофон перед ведущим или начинать фотосъемку.

Учиться, а не спорить. Семинар – это форма обучения, а не дебаты. Поэтому важно настроить себя на открытость новому, освоение иных подходов к предмету семинара, не перебивать и избегать категоричности. Фразы, адресованные ведущему и сослуживцам в стиле «Я не согласен», «Вы не правы», «Это не так», не имеют отношения к деловому этикету. Вопросы ведущему необходимо задавать в то время, которое определил он сам – перед перерывом, в конце учебного дня или в ходе изложения материала. Будет вежливо именно задавать вопросы, а не делать утверждений типа: «Правильно ли я понимаю, что…», «Иными словами, вы говорите, что…», «Позвольте уточнить, вы имеете в виду, что…» и т.п. Не стоит подавлять ведущего и присутствующих своей эрудицией. Уважайте иную точку зрения. Когда тренер предлагает высказаться, поделиться своим мнением, не спешите, пропустите вперед других участников семинара, особенно тех, кто ниже вас по должности. Если озвучите свою оценку раньше подчиненных, есть риск, что они подстроят свои ответы под вашу позицию.

Помнить, что семинар – групповая форма обучения. В отличие от индивидуальных консультаций в семинаре принимают участие несколько человек, и каждому из них должно хватить внимания ведущего. Некрасиво «перетягивать одеяло на себя», постоянно вступать в диалог с тренером, как будто в группе больше никого нет. Если есть необходимость в дополнительной информации, то лучше подойти к ведущему в перерыве и уточнить все детали.

Не вести занятие вместо тренера. Практика показывает, что иногда финансовый директор, привыкший авторитарно и властно общаться в рабочей обстановке, переносит эту привычку на процесс обучения. Такой руководитель может прервать ведущего семинара, более того, начать вести мероприятие вместо него. Целесообразно сдерживать себя в попытке завладеть вниманием присутствующих и сознательно придерживаться роли обучающегося.

Не заниматься посторонними делами. Переписываться во время занятия по телефону (коммуникатору), шептаться с коллегами, читать газету – все это дурные манеры, плохой пример для подчиненных. Постарайтесь сосредоточиться на содержании семинара. Позиция «заинтересуйте меня» не к лицу для руководителя. Гораздо конструктивнее «что полезного я сам могу найти».

Современный деловой этикет основан на уважении, здравом смысле и носит рекомендательный характер. Конечно же, вы сами сможете выбрать подходящую для себя форму поведения в той или иной ситуации и, соответственно, нести за нее ответственность. Соблюдать или нарушать деловой этикет – это всегда личный выбор.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль