Как профинансировать управляющую компанию группы и не попасть на налоги

11189
Джаарбеков Станислав
управляющий партнер «Черник, Джаарбеков и партнеры»
Цели: оплатить расходы управляющей компании холдинга с минимальными налоговыми потерями. Как действовать: взвесить все плюсы и минусы заключения возмездных договоров или выплаты дивидендов, оценить налоговую нагрузку на обе стороны, выбрать вариант, максимально соответствующий сути отношений между головным офисом и компаниями группы.

Cразу к делу. Холдинг состоит из двух компаний – управляющей компании (УК) и дочернего предприятия. «Дочка» заканчивает год с прибылью 100 млн рублей, а расходы УК на управление ею составляют 25 млн рублей. Если отношения внутри группы не оформлены, непонятно, откуда управляющая компания возьмет эти 25 млн рублей. И даже если она найдет деньги, то не сможет учесть их при расчете налогооблагаемой базы. Такие расходы налоговая инспекция не признает экономически обоснованными, ведь они понесены в пользу другой компании и не направлены на получение доходов (ст. 252 НК РФ). В то же время «дочке» придется заплатить налог на прибыль со всего своего дохода в 100 млн рублей, не учитывая расходы на управление. Также проверяющие могут заставить дочернее предприятие заплатить налог с рыночной стоимости полученных им услуг по управлению. Ведь по сути это его внереализационный доход в виде безвозмездно полученной выгоды (п. 8 ст. 250 НК РФ). А управляющей компании еще придется перечислить НДС от этой стоимости в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ). Причем дочернее предприятие не сможет принять его к вычету.

Обеспечить финансирование УК и избежать при этом негативных налоговых последствий можно, если оформить договором реальные хозяйственные отношения между сторонами (управление, консультирование, предоставление персонала) или централизовать активы и взимать плату с дочерних обществ за пользование ими. Для управляющих компаний, которые владеют долями в «дочках», еще один доступный вариант финансирования – дивиденды.

Заключить договор об оказании услуг с «дочками»

Если управляющая компания заключает возмездный договор на оказание услуг с юрлицами, входящими в группу, то получаемые ею доходы (оплату услуг) она должна включить в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль. «Клиенты» (компании группы) списывают стоимость этих услуг в расходы по налогу на прибыль как прочие (подп. 14, 15, 18, 19 п. 1 ст. 264 НК РФ) и заявляют вычет по НДС.

Пример

Управляющая компания взяла на работу юриста, который будет консультировать все предприятия группы. Рыночная стоимость подобных консультаций – 177 тыс. рублей, тогда как зарплата собственного сотрудника – 100 тыс. рублей. УК заключает с дочерним обществом договор на оказание юридических услуг, ежемесячные платежи по которому составят 177 тыс. рублей (в том числе 27 тыс. рублей – НДС). Каждый месяц она начисляет НДС 27 тыс. рублей и налог на прибыль 10 тыс. рублей ((150 тыс. руб. – 100 тыс. руб.)   20 %). Ровно на те же суммы уменьшаются налоговые обязательства дочернего общества. Оно принимает к вычету 27 тыс. рублей НДС и включает в расходы по налогу на прибыль 150 тыс. рублей. Так обеим компаниям удается избежать налоговых потерь.

Стоит отметить, что у «дочек» должен быть доход и «исходящий» НДС, которые они будут уменьшать за счет заключенного договора. Иначе сократить налоговое бремя не получится. В частности, если дочернее предприятие на «упрощенке» и не платит НДС.

Услуги, оказываемые по договору, могут быть различными. Вот три наиболее распространенных варианта:

управление. Дочерние общества вправе передать управленческие функции корпоративному центру (ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ, ст. 42 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ);

консультационные услуги. Обычно речь идет не только о консультациях по поступающим вопросам, но и о подготовке методических рекомендаций за прописанную в договоре плату;

предоставление персонала в аренду (аутстаффинг). Как правило, речь идет о руководящем персонале. Назначая нужных людей в дочерние общества, УК тем самым ужесточает контроль их деятельности. Договор аутстаффинга отличается тем, что исполнитель отвечает только за предоставление сотрудников с определенной договором квалификацией на оговоренный срок, но не за результат их работы. К чему может придраться налоговая инспекция при таком оформлении взаимоотношений? К стоимости услуг и их реальности. Все усилия по оптимизации налоговой нагрузки можно свести на нет, если услуги будут существовать исключительно «на бумаге».

А стоимость таких услуг крайне важно определять исходя из рыночных цен (требования ст. 20 и 40 НК РФ). Если информацию о рыночных ценах на аналогичные услуги в открытых источниках не найти, тогда стоимость по договору устанавливается по методу «затраты плюс»: полная себестоимость, увеличенная на норму рентабельности (как правило, 10–15%). Это позволит избежать риска доначислений налогов исходя из рыночной цены для управляющей компании. Кстати, имейте в виду, что с 2012 года меняется порядок определения рыночных цен в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ.

КАК ЛУЧШЕ
Управляющая компания вправе заключить со своими «дочками» сколько угодно договоров как на оказание услуг, так и на предоставление за плату актива. Главное, чтобы все договоры были реальные и по рыночным ценам.
 

Если для финансирования управляющей компании используется договор на управление, то при определении его стоимости нужно руководствоваться теми же правилами, что и при расчете вознаграждения руководителю – физическому лицу. Размер таких выплат не должен меняться от квартала к кварталу. Иначе это привлечет внимание налогового органа и может стать основанием для признания расходов экономически не обоснованными. Решить эту проблему можно, если помимо фиксированной части оплаты по договору (рыночная заработная плата руководителя соответствующего ранга плюс накладные расходы и разумный уровень рентабельности) установить переменную. Ее размер будет зависеть от достигнутых результатов. Таким результатом может быть рост прибыли свыше определенного процента, повышение капитализации или реализация важных проектов. Но не выручка – увязка с этим показателем переменной части выплат в адрес УК, скорее всего, вызовет у налоговиков сомнение в обоснованности расходов.

Сдавать активы в аренду своим же компаниям

Значимые для группы активы можно перевести на баланс управляющей компании и сдавать их в пользование дочерним обществам. Такой способ, помимо собственно финансирования управляющей компании, позволит централизовать важные активы «в одних руках».

Аренда основных средств – один из вариантов. Больше всего он подходит производственным компаниям. Схема такая. Управляющая компания приобретает основные средства, а затем сдает их дочерним обществам в аренду. Таким образом, часть ресурсов холдинга централизуется для последующего перераспределения. УК получает рычаги управления «дочками», но последние остаются самостоятельными центрами прибыли.

Учет и налогообложение при таком способе относительно просты, а налоговые риски минимальны. Единственное, о чем следует помнить, – при расчете арендных платежей необходимо ориентироваться на рыночную цену или использовать метод «затраты плюс». А с 2012 года применять положения закона № 227-ФЗ. Это поможет избежать доначислений.

Другой вариант – лицензионные платежи (роялти). Например, завод производит товары под торговой маркой, права на которую получил по лицензионному договору от управляющей компании. Он уплачивает роялти, размер которых определяется как процент от выручки, полученной в результате реализации такой продукции. Разумеется, размер роялти должен быть разумным.

Если производственные компании группы уже владеют товарными знаками, то возможна их передача управляющей компании (отчуждение в ее пользу). Но опять же такое отчуждение лучше проводить по рыночным ценам. Любопытен случай, когда лицензионная плата была установлена в размере около 1 млн рублей в месяц. При этом фактическая стоимость товарного знака составила 400 рублей, а оценочная, по которой его внесли в уставный капитал, – 182 млн рублей. Налоговая признала такие расходы экономически не обоснованными (определение ВАС РФ от 25.01.07 № 121/07).

Когда привлечением заемных средств и инвестиций для компаний группы занимается управляющая компания, перераспределять привлеченные ресурсы можно на основе договоров займа. Так УК заработает на процентах и тем самым профинансирует свои расходы. Но стоит помнить о лимите, установленном Налоговым кодексом. Предельная величина процентов, признаваемых расходом по налогу на прибыль, зависит от того, в какой валюте он оформлен. Если в рублях, то лимит равен ставке рефинансирования ЦБ РФ, умноженной на 1,8. Если же заем оформлен в иностранной валюте, то ставку рефинансирования умножают на 0,8. Такие правила действуют с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно (абз. 3 подп. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Расплатиться дивидендами

Если управляющая компания владеет долями в уставном капитале дочерних предприятий, то финансировать ее расходы можно через выплату дивидендов. Основной недостаток этого способа состоит в том, что дивиденды перечисляют не чаще чем раз в квартал и только если у «дочек» есть прибыль (п. 1 ст. 28 закона № 14-ФЗ и п. 1 ст. 42 закона № 208-ФЗ). Еще один негативный момент – высокая налоговая нагрузка. Сначала дочернее предприятие уплатит налог с прибыли (20%), а затем, при перечислении дивидендов, удержит еще 9 процентов. Но в российских холдингах ставка может быть нулевой. Для этого на день принятия решения о выплате дивидендов УК должна непрерывно владеть не менее чем 50-процентной долей в капитале «дочки» в течение 365 и более календарных дней (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Это правило действует с 1 января 2011 года в отношении дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций, начиная с 2010 года.

И все же дивиденды в отличие от договоров на оказание услуг и на пользование активами не позволяют максимально сократить налоговые потери холдинга. Расходы на управление «потеряются» для целей налогообложения и, если налоговые органы докажут факт оказания безвозмездной услуги, придется уплатить НДС. А дочерние общества еще и заплатят налог на прибыль с безвозмездно полученной услуги.

* Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как экономят на налогах при получении и выдаче займов внутри холдинга.

Способы сэкономить налоги, передавая активы «дочке».

Перевод активов внутри холдинга.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль