Что поможет быстрее ставить к вычету входной НДС

6092
Кочетова Елена
начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон»
Елена Кочетова, начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон», считает, что можно ускорить процесс принятия НДС к вычету, если системно заняться управлением документооборотом и регулярно анализировать дебетовое сальдо НДС

Как правило, компании не могут принять к вычету НДС по одной простой причине: нет счета-фактуры от поставщика. Конечно же, так или иначе работа по сбору сопроводительной документации ведется на любом предприятии. Вопрос в том, насколько она эффективна, насколько отлажен документо­оборот. Поставщики забыли прислать счет-фактуру, им никто не напомнил. Прислали – документ затерялся, так в бухгалтерию и не попал. Знакомо? От этих проблем можно избавиться.

Начать можно и нужно с самого простого: распределить ответственность за сбор документов между подразделениями компании. Пожалуй, оптимальный вариант с точки зрения будущих трудозатрат – закрепить обязанность получения сопроводительных счетов-фактур за теми службами, по требованию которых приобретаются те или иные товары и услуги. А точнее, за конкретными сотрудниками, инициаторами платежей. Они должны четко понимать, что их роль в процессе закупки – не только заказ необходимых товаров и их оплата, но и сбор оправдательной документации. Так станет одной проблемой меньше. А именно: появятся конкретные люди – сотрудники компании, у которых руководство может поинтересоваться о причинах отсутствия счетов-фактур. Если не будет ответственных, все усилия по совершенствованию документооборота окажутся напрасными.

Порядок получения «первички», ответственные лица или подразделения, процедура контроля сроков представления и меры наказания за просрочку фиксируются положением о документообороте или любым другим внутренним документом компании, например приказом генерального директора. Идеальный вариант, если такие показатели, как остаток НДС и его возрастная структура, будут входить в состав отчетности для менеджмента компании наравне со сведениями о динамике выручки, дебиторской задолженности и другими важными показателями. Необходимость отчитываться перед генеральным директором послужит хорошим стимулом для исполнителей вовремя позаботиться о получении счетов-фактур.

Компании, где загрузка штатных сотрудников велика и не позволяет им отвлекаться от их ключевых обязанностей, нередко рассматривают возможность привлечь к работе по сбору закрывающих документов стороннюю организацию. Естественно, этот вариант не самый экономный. Нужно будет рассчитать соотношение «затраты – выгоды» от таких услуг. Но все же, как показывает практика, полностью перенести бремя ответственности за сбор документов на внешнего агента не удастся. Вовлечение в эту работу персонала самой компании необходимо в любом случае.

Регулярный анализ «остатков»

Распределение ответственности – лишь первый шаг, задел на будущее. Вслед за этим стоит провести анализ текущего состояния платежей по НДС, изучить ситуацию с получением счетов-фактур от контрагентов по закрытым сделкам. Для этого нужно разбить по поставщикам дебетовое сальдо счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» за последний период, а проще говоря – текущий остаток невозмещенного НДС. По каждой входящей сумме указать срок возникновения, имя контрагента, получены или нет счета-фактуры, кто ответственный за их сбор. Теперь остается лишь разобраться с причинами задержек в представлении документов. Понять, кто виноват – поставщики или исполнители внутри компании, и принять соответствующие меры.

Подобный анализ лучше проводить ежемесячно. Если поставщиков слишком много, то как минимум раз в квартал. Время «обратной связи» – период, в течение которого ответственные подразделения должны доложить о проведенной работе – также стоит регламентировать.

А дальше будет логичным выделить приоритетных поставщиков (с наибольшими оборотами) и проблемных – тех, кто регулярно «забывает» представить документы или допускает массу ошибок. И поставить задачу соответствующим специалистам компании получать от них счета-фактуры в первую очередь. Для оптимизации работы по сбору документов имеет смысл объединить в отдельную группу контрагентов, чей офис расположен недалеко от самой компании. Это позволит избежать довольно распространенной и вместе с тем нелепой ситуации, когда на конец отчетного периода компания не может принять к вычету НДС, причем на серьезную сумму, из-за отсутствия счета-фактуры от поставщика, офис которого находится в соседнем здании.

НДС с авансов

С 2009 года организациям, выплачивающим задаток поставщикам, предоставлено право принимать НДС по таким суммам к вычету. На практике этой возможностью компании нередко пренебрегают. Чаще всего это происходит лишь потому, что схема кажется им сложной в применении. Да и поставщики неохотно предоставляют счета-фактуры на полученные ими авансы. Но если уплаченные задатки носят долгосрочный характер и суммы выплат немаленькие, можно серьезно снизить платежи в бюджет в текущем налоговом периоде. В случае когда пред­оплата перечисляется контрагенту и вся сделка закрывается документами в течение короткого промежутка времени, то применение права на вычет НДС нецелесообразно. В такой ситуации, действительно, будет больше бумажной работы, чем экономический эффект от нее.

Встраивание контрольных элементов в обычную схему работы с первичными документами позволяет снизить ежемесячный переходящий остаток НДС до минимума. Причем повышенное внимание к процедуре сбора счетов-фактур отнюдь не означает стремительного увеличения рабочей нагрузки на сотрудников компании. Получение документов так или иначе входит в обязанности специалистов, вовлеченных в процессы закупок товаров и услуг.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль