Как избежать дефицита товаров на складе, но и не тратить понапрасну деньги на избыточные запасы?

11187
Агеева Елена
финансовый директор ООО «Голдер-Электроникс»
Ответ Действительно, сложно определиться с тем, сколько товара держать на складе. Избыточные запасы позволяют быстро исполнить любой каприз покупателя, но ведут к дефициту оборотных средств и потерям при реализации залежалого товара. А в случае с минимальными запасами предприятие недополучает часть выручки, так как клиенты не готовы подолгу ждать поставок. В компании «Голдер Электроникс», для того чтобы ответить на вопрос, сколько запасов держать на складе, придерживаются следующей логики.

Простое решение

Простейший способ поддерживать оптимальный остаток на складе – увязать закупки с планом продаж, не забывая о времени с момента размещения заказа до поступления на склад:

План закупок (шт.) = План продаж (шт. в мес.) × Время доставки (мес.) – Расчетный остаток товара на складе (шт. на момент поступления заказа).

Но при таком подходе не принимается во внимание рентабельность продаж. Представьте, у компании не хватает оборотных средств, чтобы купить все товары. Есть риск, что в плане закупок будут превалировать номенклатурные позиции, реализуемые с минимальной наценкой и в небольших объемах. А для пополнения запасов товаров, обеспечивающих значительную долю выручки и прибыли, денег не останется. Решить эту проблему можно, если диверсифицировать подходы к планированию закупок разных товаров.

Планирование по группам

Для совершенствования системы заказа товаров нужно выделить наиболее значи­мые товарные позиции, работа с которы­ми обес­печит компании максимальный маржинальный доход и высокую оборачивае­мость запасов. Сделать это поможет ABC- и XYZ-анализ.

В нашей компании ABC-анализ предполагает распределение товарных позиций по трем группам (А, В и С соответственно) на основе комплексного критерия, вычисляемого по формуле:

Комплексный критерий = Цена товара (руб. за шт.) × 0,2 + Маржинальная рентабельность (%) × 0,5 + Оборачиваемость запасов (мес.) × 0,3,

где 0,2, 0,5 и 0,3 – вес задействованных показателей, определяемый экспертно специалистами компании.

У комплексного критерия нет единицы измерения (в формуле рубли прибавляются к процентам и месяцам.) Это не имеет большого значения для ранжирования. Но если такой вариант не нравится, можно создать собственную систему балльных оценок.

Товарные позиции ранжируются по комплексному критерию в порядке убывания. В группу А попадают первые 10 процентов наименований из списка, B – следующие 25 процентов, С – все остальное. Подходы к планированию их закупок различаются:

  • группа A – тщательное планирование и строгий контроль закупок; какие‑либо изменения даты размещения заказа или его объема запрещены; первый приоритет при оплате; обязателен страховой запас;
  • группа B – жесткий контроль складских остатков и заказов; второй приоритет при оплате; страховой запас желателен;
  • группа С – товары, запасы которых восполняются по остаточному принципу (когда закончились на складе); разумно пренеб­речь их покупкой, если не хватает средств на пополнение товаров из категорий А и В; страховой запас не обязателен.

Далее проводится XYZ-анализ. Весь ассортимент делится на три группы по коэффициенту вариации спроса (V):

Как избежать дефицита товаров на складе, но и не тратить понапрасну деньги на избыточные запасы?

где i – порядковый номер месяца из рассматриваемого периода продолжительностью N месяцев;

xi и xср – объем продаж товара в i-м месяце и в среднем за период соответственно, шт.

К группе X относятся товары, спрос на которые стабилен (коэффициент вариации не более 10 %), продажи прогнозируются без труда и с высокой точностью. Ассортиментные позиции с коэффициентом вариации от 10 до 25 процентов – группа Y. И к последней группе Z относятся товары, спрос на которые возникает эпизодически (коэффициент вариации больше 25%).

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа позволяет создать матрицу, включающую девять групп запасов от АХ (товары – лидеры продаж со стабильным, легко прогнозируемым спросом) до CZ (товары-аутсайдеры, которые изредка приобретаются клиентами). И для каждой из них нужно выработать правила управления товарными остатками. Логика может быть такой. Планирование портфеля заказов для товаров из групп AX, AY, AZ и BX, BY, BX должно быть особенно тщательным. Поскольку именно их продажи приносят большую часть выручки, разумно позаботиться о том, чтобы они постоянно присутствовали на складе. При этом подход к формированию страхового запаса в каждой из групп будет отличаться. У товаров, входящих в группы AX и BX, продажи стабильны и прогнозируемы. Tратиться на дополнительный страховой запас смысла нет. В то же время спрос на товары AY и BY может меняться, поэтому стоит держать некоторое количество на всякий непредвиденный случай.

Товары из группы CZ вполне можно вывести из ассортимента, для CY потребуется страховой запас (формируется по остаточному принципу), для CX возможно обойтись и без страхового запаса или снизить его до минимума. 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 35%
  • Подумываю об этом 27.5%
  • Нет, пока никаких перемен 28.33%
  • Это секрет! 9.17%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль