Трансфертное ценообразование: новая глава в Налоговом кодексе

8871
История с принятием поправок в Налоговый кодекс с трансфертным ценообразованием длится уже не один год. Но чиновники признают, что рано или поздно налоговое регулирование трансфертных цен будет усилено. Специалистам очевидно, что изменения будут носить принципиальный характер, и поэтому компаниям стоит быть в курсе событий даже до принятия закона. Тем более что поправки, возможно, будут приняты уже совсем скоро.

Статус поправок таков: существует текст законопроекта, принятый Государственной думой в первом чтении. Второе чтение законопроекта намечено на 26 ноября 2010 года (на момент выпуска номера его итоги еще не были известны).

Однако после первого чтения предложений по изменению редакции было такое множество, что до окончательного принятия закона вряд ли стоит ориентироваться на те или иные точные формулировки. На наш взгляд, компаниям важно понять принципиальную сущность поправок, чтобы как можно раньше учесть их эффект при планировании своей деятельности. Как только изменения обретут форму закона, мы обязательно расскажем читателям журнала о финальных формулировках.

Кроме того, на одной из конференций заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов заявил, что вместе с новой главой НК готовятся и методические рекомендации по ее применению. Еще не ясно, будут ли они носить рекомендательный характер или станут подзаконным актом, обязательным для исполнения. Кстати, подобный документ издан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, www.oecd.org) и применяется в странах-участницах. Вполне возможно, что в методичке частично будет заимствован и международный опыт, поскольку основные принципы, методы и требования законопроекта по большей части совпадают с западными. Для того чтобы понять, какое значение придается трансфертному ценообразованию в развитых странах, заметим, что указанные комментарии ОЭСР занимают более 250 страниц. В любом случае, официальные разъяснения к новой главе Налогового кодекса также будет необходимо изучить самым тщательным образом, поскольку законопроект сулит революционные изменения.

Регулирование трансфертного ценообразования

Регулирование трансфертных цен (transfer pricing) в большинстве развитых стран является одной из важнейших областей налогового администрирования. Власти отдают себе отчет в том, что без контроля в данной области налоговая база будет распределяться в низконалоговые юрисдикции. Более того, компании могут устанавливать нерыночные цены между компаниями группы и по ряду других причин, не связанных с целью снижения налоговой нагрузки. Например, определенные правила ценообразования могут быть продиктованы целями управленческого учета, так как финансовый результат разных бизнес-единиц может служить основой для расчета бонусов сотрудникам, дивидендов совладельцам и т.п.

Как известно, по закону в нашей стране контролировать цены для целей налогообложения налоговики могут уже давно. С 1999 года (момент вступления в силу первой части НК) за ценами налоговики следят с помощью двух статей: статья 20 НК РФ дает определение взаимозависимости лиц, а статья 40 говорит о рыночной цене и методах ее нахождения. Теоретически, сейчас налоговая инспекция вправе доначислить налоги по определенным сделкам, если компания использовала нерыночные цены. Однако на практике, если налоговики и решаются предъявить подобные претензии, абсолютное большинство судебных дел по таким спорам решается в пользу компаний. Суды становятся на сторону фирм прежде всего из-за нечетких формулировок закона. Далее по тексту мы рассмотрим конкретные примеры дел, из которых будет видно, почему при нынешней редакции НК налоговики проигрывают и как эта ситуация может измениться в будущем.

С больной головы на здоровую

Самое принципиальное изменение, которое ожидает компании, - это то, на ком лежит обязанность доказывания соответствия (несоответствия) цен рыночному уровню. С принятием поправок бремя доказывания «рыночности» цен фактически будет переложено на налогоплательщиков.

В настоящий момент, согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не будет доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Иными словами, существует презумпция «рыночности» цены. Если налоговики не согласны – они должны собрать свои доводы. Компании в этом случае остается оспорить позицию налоговиков в суде, что, как мы уже указали, несложно при существующих формулировках статьи 40 НК РФ.

Если проект будет принят, компаниям придется объяснять цены по контролируемым сделкам самим, причем быть готовыми к этому заранее. Налоговики смогут затребовать по таким сделкам практически неограниченную информацию, в частности:

  • сведения об организационной структуре налогоплательщика;
  • перечень лиц (с указанием государств, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;
  • cведения о функциях лиц, принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках и используемых активах, связанных с этой контролируемой сделкой;
  • описание методов, источников информации и других данных, которые использовались при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам;
  • обоснование выбора метода, используемого при определении соответствия цены сделки рыночным ценам для целей налогообложения;
  • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • прочие факторы, которые оказали влияние на цену, примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену, примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств) и т.д.

Предполагается, что эта информация может быть запрошена в рамках статьи 93 НК РФ, но не ранее 1 апреля года, следующего за тем, в котором была совершена контролируемая сделка. Фактически это означает, что информация должна быть представлена за 10 рабочих дней. И это совсем не копии существующих документов, как обычно бывает при запросе информации налоговыми органами, а полноценное исследование о ценах, примененных компанией (transfer pricing study). Данное исследование вряд ли может быть подготовлено за 10 дней, и более того, может возникнуть объективная потребность в привлечении сторонних специалистов для подготовки такого исследования.

Если сейчас налоговики чаще всего узнают о контролируемых сделках только в процессе выездной проверки, в будущем компании сами будут снабжать их такой информацией (transfer pricing reporting). Проект закона предусматривает, что компании должны будут сообщить о контролируемых сделках в уведомлениях, которые направляются в налоговые органы в срок не позднее 20 мая следующего года.

Причины неудач

Теперь перейдем к технике. Изменения в перечне контролируемых сделок, источниках информации о рыночных ценах и методах определения рыночной цены, определенно, будут. Однако вариантов и споров существует на сегодняшний день слишком много, чтобы обсуждать их в подробностях. Опять же, на наш взгляд, стоит дождаться нового закона.

Пока компании подчиняются действующей редакции статьи 40 НК РФ. И поэтому в ожидании поправок мы предлагаем рассмотреть арбитражные дела, как они решаются на сегодняшний день. Такой анализ впоследствии позволит понять, смогут ли предполагаемые изменения развернуть арбитражную практику в противоположную сторону.

Источник информации о рыночных ценах

Как показывает практика, в большинстве случаев основанием для признания судом недействительными результатов проверки служат нарушения процессуального характера при установлении рыночной цены сделки.

Рыночной признается цена товара, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.09 № А32-15960/2008-63/209 суд указал на то, что средние цены, указанные в письмах торгово-промышленной палаты города и в агентствах недвижимости, не являются рыночными для целей применения положений статьи 40 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.09 № Ф09-3211/09С3.

Чтобы использовать свое право, связанное с определением рыночной цены, налоговикам необходимо иметь официальную информацию о рыночной величине товаров (работ, услуг). В настоящее время Налоговым кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. По мнению Минфина, изложенному в ряде писем (например, от 31.12.09 № 03-02-08/95, от 01.08.08 № 03-02-07/1-333), при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. Кроме того, при проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков. Однако это вовсе не означает, что рыночная цена может быть определена только на основе информации о цене сделки, предоставленной независимыми оценщиками. Такой вывод следует из письма Минфина России от 02.07.08 № 03-02-07/1-243.

В постановлении ФАС Московского округа от 02.03.10 № КА-А40/1036-10-П суд указал на то, что инспекцией были предоставлены отчеты независимых оценщиков, не отвечающие критериям для признания рыночной цены (ст. 40 НК РФ), а именно не соблюдены требования идентичности (однородности) сравниваемых услуг, сопоставимости экономических условий аренды, не учтены условия, влияющие на цену аренды. Тем самым суд указал на то, что независимый оценщик в процессе своей деятельности должен руководствоваться также и положениями статьи 40 НК РФ.

Данные органов статистики не всегда признаются источниками официальной информации, а сравнение конкретных сделок с сопоставимыми сделками третьих лиц успешно оспаривается налогоплательщиками (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.09 по делу № А78-2924/08; ФАС Поволжского округа от 15.01.08 по делу № А65-4296/2007; ФАС Уральского округа от 18.03.08 № Ф09-1550/08-С3).

Информация, размещенная в рекламном издании, также не может быть признана в качестве информации из официальных источников (постановления ФАС ЦО от 17.02.10 № А54-2656/2009-С13, ФАС УО от 06.04.09 № Ф09-1858/09-С2). Такое же мнение высказывается и в адрес цен, указанных в прайс-листах. Так, например ФАС ВСО в постановлении от 18.01.10 № А69-893/2009 поддержал налогоплательщика: прайс-листы свидетельствуют лишь об объявлении цены, при этом цены по сделке могут отличаться от цен, указанных в этих прайс-листах, в зависимости от количества поставляемого товара и других условий поставки.

Помимо того что налоговые органы при расчете цены подменяют понятия рыночной цены и используют неприменимые источники информации, зачастую не соблюдаются критерии идентичности товаров, а также критерий сопоставимости условий определения рыночной цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров признаются сопоставимыми, если различие между этими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, либо может быть учтено с помощью поправок (п. 9 ст. 40 НК РФ). В качестве примера можно назвать постановление ФАС Центрального округа от 03.03.09 № А62-2609/2008, в котором суд указал на то, что при определении рыночной цены не были соблюдены требования идентичности (однородности) сравниваемых услуг, сопоставимости экономических условий аренды, не учтены условия, влияющие на цену сдаваемых в аренду помещений (местоположение, класс помещения и т.п.).

Метод определения рыночной цены

Не менее важным моментом в определении рыночной цены является правильность выбора метода ее определения. Как показывает судебная практика, значительная часть вынесенных решений налоговых органов отменяется по основанию неверного выбора метода определения рыночной цены, нарушения последовательности использования указанных в статье 40 НК РФ методов, а также некорректного применения самой методики определения рыночной цены.

Примером таких судебных решений может быть постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.10 № А29-2482/2009, в котором суд указал на неправильность применения сравнительного (информационного) метода определения рыночной цены реализуемого угля, в то время как в рассматриваемом случае подлежал применению метод цены последующей реализации. В определении ВАС РФ от 11.05.10 № ВАС-5462/10 было отмечено, что статья 40 НК РФ предусматривает три метода определения рыночной цены, и затратный метод может быть применен при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном пунктами 4–11 статьи 40 НК РФ. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.09 по делу № А81-1507/2009 суд указал на то, что налоговым органом неправомерно была рассчитана сумма вознаграждения, так как стоимость услуг определяется сторонами, согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, по усмотрению сторон. Применение статьи 40 НК РФ в данном случае не корректно, так как установление (или неустановление) в договоре условия об оплате не свидетельствует о занижении рыночной цены. В другом деле инспекцией была проведена техническая экспертиза, которой был установлен факт завышения выполненных для налогоплательщика работ, в связи с чем соответствующая сумма затрат в части завышения была исключена из расходов по налогу на прибыль. Однако суд указал на то, что налоговое законодательство не предусматривает использование выводов специалистов при определении критериев обоснованности расходов, понесенных налогоплательщиком. И в силу недоказанности проверки цены спорной сделки в порядке статьи 40 НК РФ решение налогового органа было признано в соответствующей его части недействительным (постановление ФАС Уральского округа от 10.08.09 № Ф09-4740/09-С2).

Помимо вышесказанного следует отметить, что статья 40 НК РФ не содержит указания о том, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам либо в виде экономической выгоды от беспроцентного займа, осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ. Несмотря на это, на практике встречаются случаи, когда налоговые органы настаивают на том, что и к процентам по займам должна применяться статья 40 НК РФ. В настоящее время большинство решений основано на том, что статья 40 НК РФ к процентам не применяется (определение ВАС РФ от 27.01.10 № ВАС-18059/09; постановления ФАС Московского округа от 08.09.09 № КА-А418762-09, от 17.07.09 № КА-А40/6445-09). Хотя есть и обратные решения (постановления ФАС Дальне-Восточного округа от 24.01.07 № Ф03-А73/06-2/5259, ФАС Московского округа от 08.09.09 № КА-А41/8762-09). Однако надо отметить, что с внесением изменений проценты по займам и другие финансовые инструменты будут также подпадать под контроль. Это, в частности, означает, что столь любимые холдингами беспроцентные займы превратятся в полноценный налоговый риск, если будут подпадать под определение контролируемых сделок.

Будет неверно утверждать, что до принятия поправок компаниям можно вовсе не учитывать риск корректировки цен. Во-первых, налоговые органы и сейчас активно пытаются воспользоваться своим правом по контролю за ценами, так что по итогам проверки компания может обнаружить подобные претензии в решении о проверке. И, как все понимают, временные и материальные затраты на оспаривание такого ненормативного акта списывать со счетов нельзя. Во-вторых, решения судов, которые выносятся в пользу налоговых органов, существуют. Примерами таких решений можно назвать постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.09 № А11-12735/2008, от 20.07.09 № А82-8508/2008-20, от 19.06.09 № А11-10401/2008-К2-18/524. В своих решениях налоговые органы, установив факт взаимозависимости между сторонами, провели проверки цен сделок, а суд, в свою очередь, подтвердил правомерность примененных методов и как следствие признал решения налоговиков законными.

Ложка меда в бочке дегтя

В отличие от действующей сейчас системы, когда под статью 40 НК РФ подпадают абсолютно все компании, законопроект оградит от проверок цен часть малого и среднего бизнеса. Это будет достигнуто за счет того, что требования об отчетах по примененным ценам, о раскрытии контролируемых сделок и т.д. будут применяться только к сделкам, начиная от определенного уровня. Как и другие параметры законопроекта, конкретные цифры лимитов могут измениться, пока документ дойдет до финальной редакции.

Кроме того, проект предусматривает еще одну новинку, позаимствованную из западной практики. Предполагается, что в будущем некоторые компании (крупнейшие налогоплательщики) смогут заранее согласовывать с налоговиками применяемые цены и (или) методику их формирования (advanced pricing agreement). За рассмотрение заявки на соглашение с налоговиками придется заплатить 1,5 млн рублей. При отклонении от параметров соглашения оно может быть аннулировано. Тогда компания должна будет заплатить налоги, исходя из рыночных цен, пени (начиная со дня заключения соглашения) и штраф в 1,5 млн рублей.

И, пожалуй, самый главный момент: не стоит расценивать требование о подготовке документации по контролируемым сделкам только как дополнительную нагрузку. Зарубежная практика показывает, что при правильном построении холдинга, грамотном выборе источников информации и метода определения цен и квалифицированном подходе к предоставлению данной информации в налоговые органы компания может обеспечить себе комфортные налоговые условия. Ведь рыночная цена для целей налогообложения – это не конкретная цифра, а установленный исследованием диапазон. И в рыночном диапазоне цены (рентабельности) компания сможет устанавливать цены по границе диапазона, удобной ей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль