Регламент бюджетирования, который гарантирует достоверность заявленных планов

6490
Точность годового бюджета во многом зависит от того, как организована процедура планирования. В этом на своем опыте убедились в ОАО «Оргсинтез». После утверждения регламента бюджетирования отклонения плановых показателей от фактических не превышают 2–5 процентов, хотя раньше разница составляла 10 процентов.

компании «Оргсинтез» до 2006 года, специализирующейся на производстве полуфабрикатных лаков и переработке канифоли, все вопросы, связанные с реализацией процесса бюджетирования, регулировались приказом генерального директора по предприятию, в котором не было ни слова о процедурах сбора и анализа плановых данных, ответственности подразделений за этапы бюджетного процесса. Все это серьезно усложняло процесс верстки бюджета и контроля его исполнения. Взамен устаревшего приказа финансовым директором был разработан регламент бюджетирования, досконально описывающий все аспекты подготовки планов на год и их последующего исполнения.

В соответствии с этим документом в «Оргсинтезе» реализовано скользящее планирование. Работа по утверждению, корректировке и согласованию бюджетов практически не останавливается на протяжении всего года.
Несмотря на то что процедура планирования выглядит достаточно громоздкой, благодаря ей отделы и департаменты имеют возможность реалистично спланировать свои будущие показатели. В результате отклонения планов от фактически достигнутых результатов не больше 2–5 процентов.

Регламент бюджетирования, который гарантирует достоверность заявленных плановКомментирует
Михаил Волин,
финансовый директор ОАО «Оргсинтез»

 

Регламент бюджетирования
(извлечение)

I. Общие положения

Основными задачами «Регламента бюджетирования» ОАО «Оргсинтез» являются:

1. Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия и его структурных подразделений ресурсов, внесение вклада в увеличение рентабельности капитала.

2. Укрепление финансовой дисциплины и стимулирование более эффективной работы структурных подразделений в интересах всего предприятия.

3. Контроль над изменением финансово-экономической ситуации на предприятии.

2. Общий порядок сбора информации

Структурные подразделения ОАО «Оргсинтез» составляют операционные бюджеты по скользящему графику на три месяца, на полугодие и год.

Комментарий

Бюджет формируется на три месяца – подробный план на следующий месяц плюс предварительные прогнозы на два последующих.

Должностные лица, предоставляющие исходную информацию для составления основного бюджета, несут полную ответственность за заявленную в них информацию. Список лиц, ответственных за предоставление информации к основному бюджету, приведен в приложении.

Все руководители подразделений, ответственные за предоставление информации для составления основного бюджета (согласно приложению), обязаны передавать операционные бюджеты по формам, указанным в приложении в отпечатанном (с указанием даты, подписью ответственного лица) и в электронном виде.

Ответственные лица обязаны представлять формы бюджетов в сроки согласно приложению. В случае если дата выпадает на выходной или праздничный день, срок переносится на предшествующий рабочий день.

Комментарий

Контроль за своевременным предоставлением подразделениями документов возложен на сотрудника планово-экономического отдела, так как именно это подразделение несет ответственность за формирование основных бюджетов: движения денежных средств, доходов и расходов.

Структурные подразделения формируют документы в форме и в сроки, предусмотренные настоящим регламентом, и передают их в планово-экономический отдел (ПЭО) ОАО «Оргсинтез».

В случае несоответствия составленного бюджета утвержденной финансовой политике начальник ПЭО по согласованию с руководителями структурных подразделений вносит соответствующие изменения и разрабатывает систему мер по достижению плановых показателей, утвержденных в соответствии с финансовой политикой предприятия. Предварительная система бюджетов вместе с данными анализа отклонений и предложениями представляется генеральному директору.

Комментарий

После обсуждения бюджетов с генеральным директором собирается бюджетный комитет, на котором все операционные планы корректируются.

Генеральный директор знакомится со всей системой бюджетов.

3. Организационный план разработки операционных и основного бюджетов

3.1. Порядок разработки и согласования бюджета продаж готовой продукции.

Бюджет продаж готовой продукции содержит данные о том, сколько продукции будет продано в планируемом периоде в натуральном и стоимостном выражении.

Бюджет формируется специалистами отдела продаж и представляется начальником отдела продаж на согласование коммерческому директору. Бюджет формируется с разделением продаж на внутренний и внешний рынки. Бюджет формируется по ценам прайс-листа без учета НДС, таможенных пошлин, транспортных расходов.
Срок предоставления информации:

  • для скользящего бюджета – 23-е число месяца, предшествующего планируемому;
  • для полугодового бюджета – до 5 июня;

Комментарий

На подготовку скользящего бюджета (на три месяца) отводится 2 рабочих дня, полугодового бюджета – до 10 дней, на формирование годового – 20 дней.

3.2. Порядок разработки и согласования бюджета поступлений денежных средств от продажи готовой продукции.

Бюджет поступлений денежных средств от продажи готовой продукции содержит данные о том, какое количество денежных средств поступит на предприятие за проданную продукцию.
Бюджет формируется специалистами отдела продаж и представляется начальником отдела продаж на согласование коммерческому директору. Бюджет формируется с разделением поступлений от продаж на внутренний и внешний рынки.

Комментарий

Годовой бюджет продаж передается в планово-экономический отдел не позднее 10 декабря. Его исходные данные служат основой для формирования бюджета движения денежных средств.

3.12. Порядок разработки и согласования бюджета запасов готовой продукции.

Бюджет запасов готовой продукции в натуральном и стоимостном выражении содержит данные о том, какое количество продукции останется на складе готовой продукции на конец планируемого периода.
Бюджет формируется специалистами отдела сбыта.

Комментарий

Для контроля над складскими остатками в компании формируется бюджет запасов. То есть задается планируемый остаток запасов ТМЦ на конец периода и оборачиваемость.


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль