Как финансовые директора составляют бюджеты. Независимое исследование

3795
Шашкова Наталья
начальник отдела МСФО ОАО «Зарубежстройтехнология», АССА
Сейчас во многих компаниях в разгаре работа над бюджетами, по которым компании будут жить весь 2011 год. Редакция журнала «Финансовый директор» совместно с международной ассоциацией АССА задала российским финансовым директорам главные вопросы о том, как организован процесс планирования и какие планы строит бизнес на 2011 год. Результаты опроса удивляют.

Журнал «Финансовый директор» совместно с АССА (The Association of Chartered Certified Accountants) провел независимое исследование, задачей которого было выяснить, как ведется работа над бюджетами в российских компаниях.

В опросе приняли участие более 70 финансовых директоров и экспертов. Из них 9 процентов работают на предприятиях обрабатывающей промышленности, 8 процентов финансистов, участвовавших в опросе, заняты в строительстве, еще 11 процентов трудятся в компаниях сферы услуг и 22 процента респондентов представляют торговые компании. Оставшиеся 50 процентов – сотрудники компаний, действующих в других отраслях экономики (добыча полезных ископаемых, машиностроение, фармацевтика, сельское хозяйство, энергетика, металлургия и т. д.).

Как организована работа над бюджетами

В ходе исследования выяснилось, что единства мнений в вопросе о том, когда нужно начинать готовить бюджеты на следующий год, среди финансовых директоров не существует. Правда, большинство все же старается отложить подготовку планов на ноябрь – около 45 процентов опрошенных. И в этом есть смысл. По утверждению властей многие макроэкономические показатели волатильны, и даже профессиональные аналитики стараются не рисковать репутацией и не делиться своими среднесрочными прогнозами. Во многом поэтому финансисты, работающие на предприятиях, полагают, что не стоит дважды делать одну и ту же работу. А предварительная версия бюджета, составленная, например, в августе, скорее всего не будет иметь ничего общего с финальным вариантом, утверждаемым в декабре. К тому же к ноябрю понятны итоги заканчивающегося года, есть от чего оттолкнуться, планируя работу компании на следующий год.

И все же почти 20 процентов опрошенных специалистов начинают процесс бюджетирования еще в сентябре, около 15 процентов задумываются о планах на следующий год еще в августе (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. По какому принципу построен процесс бюджетирования

Как финансовые директора составляют бюджеты. Независимое исследование

Сказываются специфика деятельности компании, особенности регламента планирования и согласования, размер бизнеса и многие другие факторы. Например, крупным производственным компаниям уже к началу ноября–декабря нужен бюджет на следующий год, чтобы свое¬временно разместить заказы на поставку сырья.

Если со сроками статистика ожидаемая, то различия в методах планирования удивляют. В 12 процентах компаний процесс бюджетирования построен по принципу «сверху вниз» – сначала определяются укрупненные ключевые показатели деятельности компании (прибыль, рентабельность, выручка, чистый денежный поток и т. д.), и только потом под них подстраиваются операционные планы функциональных подразделений. Увы, но зачастую такое решение приводит к подгонке планов, которые в итоге не будут выполнены. Около 19 процентов респондентов готовят бюджеты на предстоящий год, опираясь на планы и возможности своих структурных подразделений, «снизу вверх». В этом случае бюджеты более реалистичны. Правда, есть тенденция к тому, что руководители стараются занизить, если речь идет о доходных статьях, или завысить будущие расходы. Действуют по принципу на всякий случай, чтобы вписаться в планы наверняка. К тому же при таком варианте нередко возникают проблемы с реализацией стратегических целей бизнеса, при условии, что они есть – четко сформулированы и оцифрованы.
Подавляющее большинство (69% респондентов) используют смешанный подход – сначала определяются ключевые показатели эффективности, после чего подразделения разрабатывают свои планы, а дальше начинается процесс балансировки бюджетов.

Что касается комплекта бюджетов, составляемых на год, то 49 процентов компаний ограничиваются операционными планами подразделений и бюджетом доходов и расходов. Около 42 процентов опрошенных респондентов заявили, что на предприятии формируется полный комплект бюджетов, начиная с плана продаж и заканчивая прогнозным балансом, бюджетами движения денежных средств и доходов и расходов. И лишь на 9 процентах предприятий сохранилась практика планирования денежных потоков на краткосрочный период, без детального планирования всех направлений деятельности.

Как видно из результатов исследования, несмотря на многообразие систем автоматизации бюджетирования, представленных сегодня на рынке, большинство компаний по-прежнему верстают свои в Excel (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Какое программное обеспечение используется для бюджетирования

Как финансовые директора составляют бюджеты. Независимое исследование

Примечательно, что даже те немногие компании, автоматизировавшие процессы планирования с помощью специализированных программных продуктов, продолжают параллельно использовать электронные таблицы Excel. Например, для анализа исполнения планов, подготовки отчетов, не предусмотренных в системе, для проведения факторного анализа по возникшим отклонениям.

Что планируют коллеги на следующий год

В условиях кризиса, когда ситуация на рынке менялась едва ли не каждый день, эксперты публиковали противоречивые прогнозы и никто толком не знал, что ждет российскую экономику завтра, финансовые директора прорабатывали как минимум три сценария развития ситуации и соответственно три версии бюджета: плохой, реалистичный и катастрофически плохой. О хорошем варианте предпочитали не думать, руководствуясь принципом: хочешь мира – готовься к войне. Несмотря на то что ситуация в экономике за последний год стабилизировалась, а прогнозы Минэкономразвития выглядят вполне оптимистично, большинство финансовых директоров предпочитают быть готовыми к возможным сюрпризам и иметь в запасе так называемый план Б.

И это при том, что точность планирования достаточно высокая. Более чем в 50 процентах компаний отклонения плановых и фактических показателей не превышают 10 процентов (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Насколько фактические показатели отличаются от планируемых

Как финансовые директора составляют бюджеты. Независимое исследование

Разумеется, такая точность отчасти связана с уже накопленным опытом работы с бюджетами, а к тому же большинство компаний вносят существенные корректировки в свои планы (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Пришлось ли вносить существенные корректировки в бюджет 2010 года

Как финансовые директора составляют бюджеты. Независимое исследование

Помогает и жесткий контроль над исполнением заявленных планов. Около 51 процента опрошенных заявили, что для работы с бюджетами, и в том числе контроля соблюдения установленных лимитов, в их компаниях созданы отделы бюджетирования.

Как и в прошлом году, большинство опрошенных финансовых директоров продолжают оптимизировать издержки, и в первую очередь затраты на содержание административного аппарата, обучение персонала и консалтинг. Только 10 процентов респондентов не планируют сокращать расходные статьи бюджета на следующий год по сравнению с показателями на 2010 год. Зато появились и новые статьи затрат – хеджирование валютных рисков, убытки от простоя. Хотя надо признать, что больше финансовые директора говорят о таких статьях, которые позволяют сделать вывод о возобновляющемся развитии компании – многие отмечают, что планируют инвестиции в открытие новых офисов продаж, привлечение нового заемного финансирования, строительство.

При этом, как показывают результаты исследования, в то, что рентабельность бизнеса в 2011 году повысится, так или иначе верят около 69 процентов финансовых специалистов. Подтверждаются эти цифры и результатами опроса, проведенного редакцией журнала «Финансовый директор» среди подписчиков и посетителей сайта www.fd.ru. Почти 85 процентов респондентов надеются на улучшение финансовых показателей в следующем году. Этот оптимизм объясняется в основном тем, что начиная со второй половины 2009 года во многих отраслях экономики наблюдается незначительный рост. Но далеко не все финансовые директора видят свет в конце тоннеля и строят бюджеты, основываясь на пессимистичных прогнозах, не предусматривающих роста выручки и прибыли.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль