Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономике

10338
Атавова Альбина
заместитель главного редактора журнала «Финансовый директор»
Для многих компаний кризис 2008 года стал неожиданностью. Компании оказались не готовы. Теперь, наученные горьким опытом, финансисты готовят антикризисные пакеты заранее. Превентивные меры финансовой защиты бизнеса, которые помогут проще пройти вторую волну кризиса, обсудили финансовые директора, собравшиеся за круглым столом в редакции журнала «Финансовый директор».

Новые экономические проблемы в России неизбежны, уверены 13 процентов финансовых специалистов, еще 77 процентов не исключают такой возможности. Такие данные были получены журналом «Финансовый директор» в ходе исследования, проведенного совместно с АССА. В рамках опроса членам ассоциации предлагалось оценить степень влияния и возможные последствия греческого кризиса для российских компаний. Из 56 участвовавших в исследовании рес­пондентов 41 процент считают, что в полной мере влияние европейского кризиса российские компании ощутят на себе лишь к концу 2010 года. Почти 30 процентов ожидают негативных последствий в ближайшее время, а 18 процентов респондентов готовятся к неприятностям, которые, по их мнению, все заметят уже в августе–сентябре. Мнения оставшихся 11 процентов опрошенных разделились: половина из них уверены, что кризис российскую экономику не затронет, остальные строят планы на 2011 год с учетом возможных рисков и потерь.

Запастись деньгами

Среди возможных угроз, с которыми доведется столкнуться отечественным компаниям в том случае, если проблемы ЕС скажутся и на России, наибольшие опасения у опрошенных финансовых специалистов вызывает рост ставок по кредитам. Об этом заявили 35 процентов респондентов. Готовятся к такому развитию ситуации и финансовые директора, собравшиеся за круглым столом, организованным редакцией журнала «Финансовый директор».

Участники круглого стола

Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеАлексей Урусов,
финансовый директор NIS a.d.



Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеАндрей Саксин,
финансовый директор ком­па­нии «РосЕвро Девелопмент»
 

Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеВладимир Пучнин,
финансовый директор KD Group



Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеМария Коновалова,
финансовой директор компании LaStyle



Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеПетр Павличко,
финансовой директор компании North Logistic



Способы превентивной защиты компании от возможных проблем в экономикеСергей Воробьев, финансовый директор компании «Рельеф-Центр»

«Из-за кризиса в ЕС банкам будет сложнее привлекать длинные деньги на внешних рынках, как следствие ставки по кредитам могут увеличиться, а сроки кредитования реального сектора, наоборот, сократятся», – делится мнением Алексей Урусов, финансовый директор NIS a.d.

Многие российские компании, наученные опытом 2008 года, готовятся встретить новую волну кризиса во всеоружии, и уже сейчас спрос на деньги с их стороны сильно возрос. Это связано с желанием компаний аккумулировать средства в так называемую подушку ликвидности, которая поможет им платить по ранее открытым кредитным линиям и финансировать текущую деятельность. Другими словами, финансовые директора предпочитают сейчас договариваться с банками о кредитных линиях на будущее, чтобы потом иметь возможность при необходимости воспользоваться этими средствами.

«Переговоры с кредитными организациями, в которых у компании уже есть положительная кредитная история, лучше не откладывать в долгий ящик. Пока рынки окончательно не охватила паника, нужно договориться о рефинансировании или предоставлении дополнительных займов, – рассуждает Мария Коновалова, финансовый директор компании LaStyle. – Финансовым директорам стоит тщательно подготовиться к переговорам с потенциальными кредиторами: составить убедительную презентацию о компании и основных показателях ее деятельности, продемонстрировать отчетность и т. д. По крайней мере, так поступили мы».

Обезопасить компанию от колебаний валютных курсов

Участники круглого стола сошлись во мнении, что вторая по значимости проблема, с которой придется столкнуться компаниям, – это колебания курсов валют. «Снижение курса евро в 2008 году было спровоцировано кризисом ликвидности, падением индексов фондовых рынков, коррекцией на рынках сырья и ростом доллара ко всем валютам за исключением иены. Сейчас евро стремительно падает, и это падение не поддерживается ни динамикой цен на нефть, ни динамикой других валют», – рассуждает Петр Павличко, финансовый директор компании North Logistic.

С одной стороны, низкий курс евро выгоден российским компаниям, у которых уже есть заимствования или контракты в этой валюте. «Я думаю, глубокого провала курса европейской валюты не будет и, после серь­езной взбучки, помятый и слегка похудевший, евро к концу года продолжит противостояние доллару, – говорит Владимир Пучнин, финансовый директор KD Group. – Но за это время компании, ориентированные на импорт из ЕС, могут прилично заработать, например, досрочно рассчитавшись с поставщиками или кредиторами, пока курс евро низкий». По словам участников круглого стола, компании, которые планировали провести модернизацию, получили хорошую возможность сэкономить на закупке оборудования у европейских поставщиков.

С другой стороны, по мнению Алексея Урусова, не стоит исключать возможность того, что последствием обвала евро будет укрепление курса доллара по отношению к рублю. Подтверждаются эти прогнозы и результатами исследования АССА, согласно которым 22 процента финансовых специалистов уверены в том, что под влиянием проблем в еврозоне курс доллара по отношению к рублю возрастет. «Потери компаний будут вызваны отрицательными курсовыми разницами», – уверен Сергей Воробьев, финансовый директор «Рельеф-Центр».

Универсального решения этой проблемы нет – каждый участник круглого стола предложил свою стратегию работы с валютой. «Сама по себе ситуация сильных колебаний пары евро – доллар создает нервозность на финансовых рынках и добавляет неопределенности в работу финансового директора. Например, усложняет процесс ценообразования, – размышляет Сергей Воробьев. – Защитить себя можно несколькими путями. Если в кредитном портфеле компании есть заимствования в иностранной валюте, то необходимо соблюдать баланс по их доле в общих обязательствах компании. В том случае, если предприятием заключены контракты в валюте, возможно, будет оправданно использовать инструменты хеджирования».

Разделяет эту точку зрения и Мария Коновалова, но считает, что такое решение должно основываться на предварительных расчетах. «На практике стоимость инструментов хеджирования достаточно высока, – приводит она аргументы. – В некоторых случаях затраты на хедж могут превысить потенциальные потери компании от девальвации рубля. Например, в тех случаях, когда сумма обязательств в валюте очень мала и занимает небольшую долю в кредитном портфеле компании».

В ходе круглого стола были озвучены и комплексные подходы, позволяющие обезопасить финансовые результаты компании от влияния валютных курсов. «В целом, учитывая значительную текущую и будущую волатильность валютных курсов, мои советы для компаний будут следующими, – делится рекомендациями Андрей Саксин, финансовый директор компании «РосЕвроДевелопмент». – Первое – привести в соответствие валютную структуру обязательств с валютной структурой активов и доходов. Второе – диверсифицировать валютную структуру обязательств. Третье – по возможности перенести часть валютных рисков на партнеров и контрагентов путем включения в контракты валютных оговорок. И последнее – использовать, если это возможно и адекватно по стоимости, инструменты хеджирования валютных рисков, и в первую очередь валютные опционы».

Добиться доверия инвесторов

По данным исследования АССА, учитывают финансовые директора и риск того, что в силу неопределенности курса валют европейские инвесторы будут стремиться выйти из долгосрочных инвестиционных проектов и продать свои доли в российских компаниях. О такой угрозе заявили 18 процентов респондентов. Большинство из них считают, что капитал будет искать «тихие гавани», пусть и с меньшей доходностью. Впрочем, в данном вопросе мнения финансистов разделились. Около 14,7 процента респондентов уверены, что нестабильность европейских рынков, скорее, повысит привлекательность российских активов в глазах иностранных инвесторов.

Как отметили участники круглого стола, и в том, и в другом случае у финансовых директоров должны быть припасены веские аргументы в пользу стабильности бизнеса. Поскольку инвесторы всегда анализируют и сравнивают между собой компании, заинтересованные в привлечении дополнительных средств, то задача финансового директора – приложить все необходимые усилия, чтобы от доли в этом бизнесе он как минимум не захотел избавиться, а как максимум выбрал эту компанию для вложения своих средств.

«Недостаточно выстроить прозрачный и понятный для  инвестора бизнес, – говорит Петр Павличко. – Большинство инвестиционных фондов специализируется на определенных отраслях. Чтобы не терять времени зря, финансовому директору нужно сразу же определиться, насколько соответствует бизнес направлению деятельности того или иного инвестора. Следующий шаг – создание презентации о бизнесе, которая бы свидетельствовала о преимуществах компании перед конкурентами. Необходимо доказать инвестору, что у компании есть четкая и аргументированная стратегия развития и за определенный период (пусть даже он больше, чем изначально планировалось) он получит обратно свои деньги с прибылью».

Экономить на всем

Большинство компаний навели порядок в крупных статьях затрат еще во время кризиса 2008–2009 годов, но, по мнению финансовых директоров, пришло время резать даже самые незначительные издержки. «Не стоит игнорировать такие, казалось бы, незначительные статьи расходов, как канцелярские принадлежности для офиса, электроэнергия, клининговые и транспортные услуги, мобильная связь, интернет. Даже приучив сотрудников выключать компьютеры, уходя вечером домой, компания может сэкономить приличную сумму, – рассказывает Петр Павличко. – Мы, например, сейчас жестко контролируем все исходящие мобильные звонки сотрудников. Все номера контрагентов, сотрудников банков и т.  д. занесены в общую базу контактов. И периодически мы проводим выборочную проверку всех звонков работников. Для этого запрашиваем у оператора распечатку и сверяем с базой. Стоимость личных звонков обязываем оплачивать самостоятельно – это очень дисциплинирует и позволяет контролировать затраты на связь. По такому же принципу системный администратор контролирует интернет-трафик. Фактически мы оставили только жизненно важные для работы статьи затрат, избавившись от всех дополнительных опций».

На этих же принципах участники круглого стола советуют руководствоваться при пересмотре инвестиционных программ. «Почти в каждой компании есть множество мелких проектов, например планы по косметическому ремонту офисных помещений, – говорит Алексей Урусов. – Будет нелишним составить список таких проектов и ранжировать по значимости и при необходимости быть готовыми избавиться от малозначимых».

Бороться за рынок

Не исключают финансовые директора и повторного спада продаж. «Из-за девальвации евро европейские товары значительно подешевеют. Как следствие конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках снизится, – говорит Сергей Воробьев. – Производители начнут терять долю рынка или прибыль, снижая свои цены». Разделяют эти опасения и респонденты, принявшие участие в опросе АССА. Почти 18 процентов из них ожидают роста импорта из стран ЕС и снижения выручки российских производителей.

Среди мер, которые, по мнению опрошенных АССА финансовых специалистов, должны способствовать повышению конкурентоспособности, респонденты называют модернизацию производства, сокращение прямых затрат и снижение себестоимости. Участники дискуссии, состоявшейся в редакции журнала, отметили, что предлагаемый перечень мер не исчерпывающий и зависит от индивидуальных особенностей компании, ее производственного цикла.

«Для нашей компании решением стало размещение заказов в России. У нас нет собственных производственных мощностей, и раньше мы заказывали продукцию на фабриках в Китае и Вьетнаме. Сейчас стремимся перезаключить контракты с российскими производителями, – делится опытом Мария Коновалова. – Это также позволяет снизить валютные риски».

Впрочем, по мнению участников круглого стола, даже всех перечисленных мер может оказаться недостаточно. В некоторых случаях для выживания компании потребуется диверсификация деятельности, реализация непрофильных активов и даже более радикальные решения.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль