Что помогло холдингу АНКОР обойтись без суда в конфликте с налоговиками

3023
Пирожков Иван
финансовый директор кадрового холдинга «Анкор»
Многие компании не принимают всерьез процедуры досудебного урегулирования спора с налоговой инспекцией, считая, что ничего не докажут чиновникам. И совершенно напрасно. Одной из дочерних структур холдинга АНКОР удалось урегулировать конфликт с налоговой инспекцией и убедить вышестоящий налоговый орган в своей правоте.

С июня по октябрь 2009 года налоговая инспекция проводила выездную проверку, по результатам которой постановила, что одна из московских дочерних компаний холдинга АНКОР, оказывающая услуги по лизингу персонала (условно назовем эту компанию «Анкор-1»), должна доплатить в бюджет недоимку, штрафы и пени по зарплатным налогам. На общую сумму около 15 млн руб­лей.

Справка о компании

Холдинг АНКОР — крупная кадровая компания, действующая на территории России и стран СНГ. С 1990 года АНКОР специализируется в области поиска, подбора и лизинга персонала. В настоящее время холдинг насчитывает более 40 офисов по всей России, на Украине, в Казахстане и Беларуси. АНКОР является частной акционерной холдинговой компанией со 100-процентным российским капиталом. Консолидированная выручка за 2009 год составила 3,1 млрд рублей.

Поводом для такого решения налоговиков была схема организации работы с другой дочерней компанией холдинга, находящейся в Санкт-Петербурге (далее – условно «Анкор-2»). При обслуживании клиента, одного из предприятий Северо-Западного региона, она использовала договор цессии. В рамках договора уступки прав и передачи обязательств «Анкор-2» уступала «Анкору-1» право требования денег (в частности, дебиторской задолженности) к компании-клиенту. Взамен «Анкор-1» обязалась в полном объеме рассчитаться с сотрудниками «Анкор-2» по заработной плате, перечислив денежные средства на их лицевые счета.

Чиновники налоговой инспекции решили, что «Анкор-1», перечисляя деньги в пользу сотрудников другой компании, не исполнил обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Налоговики предложили компании погасить недоимку из собственных средств, уплатить пени и штрафы, те самые 15 млн рублей.

Попытки урегулировать спор в рабочем порядке не увенчались успехом. Налоговая инспекция не прислушалась к доводам менеджмента о реальности хозяйственной операции, не убедили ее и подтверждающие документы. В итоге инспекторы оставили в силе свое решение о привлечении компании к налоговой ответственности.

Для «Анкора-1» такое развитие событий было неприемлемым. Помимо того что предложение заплатить налог из собственных средств прямо противоречило налоговому законодательству (п. 4, 5, 7 ст. 226 НК РФ), вердикт налогового органа нарушал права третьих лиц – более 1000 работников дочерней структуры холдинга. По сути, налоговики предлагали уплатить налог повторно. В итоге компания предпочла бороться и начала готовиться к подаче заявления в вышестоящую налоговую инстанцию – Управление ФНС России по г. Москве.

Точка зрения менеджмента

Отстаивать свою правоту компания решила, опираясь на два основных аргумента – порядок исполнения обязанности налогоплательщика и особенности договора цессии. Рассмотрим подробнее, каким образом было решено выстроить линию защиты.

Самостоятельность при уплате налога. Обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством (п. 1 и 2 ст. 45 НК РФ). К тому же Конституционный суд уточнил, что «самостоятельность» предполагает, что налогоплательщик от своего имени и за счет собственных средств уплачивает в бюджет соответствующую сумму налога (определение от 22.01.04 № 41-О). При этом обязанность считается исполненной вне зависимости от того, была ли оплата наличной или безналичной. Важно лишь то, чтобы из представленных платежных документов «можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств».

Налоговыми агентами признаются лица, которые удерживают и перечисляют налоги в порядке и в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 1, 3 ст. 24 НК РФ). Если же такая обязанность возложена на агента, то она считается выполненной с момента удержания им налога (в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является агент, кроме отдельных случаев, названных в НК РФ). Передача функций налогового агента третьим лицам действующими нормами налогового законодательства запрещена.

Особенности договора цессии. По таким договорам к цессионарию переходят права (требования) в том объеме и на условиях, которые были прописаны в конкретных договорах между цедентом и должником. И если передача прав и обязательств цедента по отношению к третьим лицам прямо не предусмотрена в договоре уступки, то и передать их цессионарию нельзя. То есть новый кредитор не заключает нового соглашения с должником. Он вступает в уже заключенную сделку и может требовать лишь соблюдения прежних условий (ст. 382, 384 ГК РФ). На взаимоотношения между работодателем – налоговым агентом и его сотрудниками договоры цессии не распространяются.

Цессия, в которой участвуют коммерческие структуры, должна быть возмездной – дарение между такими компаниями запрещено (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Наконец, «Анкор-1» (цессионарий) по заключенному договору об уступке обязался погасить задолженность по зарплате сотрудникам «Анкора-2» (цедента), выплатив нужные суммы на их расчетные счета. А гражданское законодательство не запрещает вводить в договор условие об исполнении обязательства третьему лицу.

Как правильно «жаловаться»

Что помогло холдингу АНКОР обойтись без суда в конфликте с налоговикамиИван Пирожков,
финансовый директор холдинга АНКОР,
о том, что к обжалованию решения нужно
тщательно готовиться

Официальной формы для апелляционной жалобы не установлено. Ознакомившись с разъяснениями ФНС, можно сориентироваться, как лучше ее оформить. Текст готовится в свободной форме, с обоснованием позиции компании, за подписью ее руководителя (или уполномоченного представителя, с приложением оригинала доверенности или ее нотариально заверенной копии). Разумно указать адрес и контактные телефоны заявителя. Для большей убедительности нелишне приложить оправдательные документы, подборку арбитражных дел, разъяснения контролирующих органов.

В зависимости от предмета жалобы она направляется в разные органы. Так, если вы недовольны действиями или бездействием инспектора ИФНС (кроме руководителей), обращайтесь в свою инс­пекцию. На руководителей ИФНС, акты налоговых проверок, а также на действия или бездействие должностных лиц УФНС по субъекту Федерации жалуйтесь в УФНС по данному субъекту. Если же вы хотите пожаловаться на руководителей УФНС по субъекту Федерации или  оспорить их решения,  то обращаться следует в ФНС России.

В любом случае не игнорируйте возможность, предоставленную законом. По статистике почти половина жалоб удовлетворяется вышестоящими налоговыми органами полностью или частично. А причинами отказа в рассмотрении часто становится халатность – пропуск срока, подпись неуполномоченных лиц, невнятные формулировки. К тому же сама процедура довольно проста – не содержит специальных процессуальных норм, срок рассмотрения жалобы ограничен одним месяцем, госпошлину платить не нужно.

Как развивались события

Срок, установленный на подачу в налоговый орган возражений по итогам проверки, составляет 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).  «Анкор-1», подготовив обоснования и документы, подал возражения на 14-й день.

По итогам рассмотрения возражений компании руководитель налогового органа в 10-дневный срок должен вынести решение, которое, в свою очередь, вступает в силу также через 10 дней после вручения. В течение этих 10 дней компания должна успеть подать апелляционную жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию.

На девятый день «Анкор-1» подал апелля­ционную жалобу в Управление ФНС России по г. Москве, представив ее в свою налоговую инспекцию.

Такой порядок подачи апелляционных жалоб предусмотрен по решениям налоговых органов, не вступившим в силу. Особенность его в том, что инспекция обязана в течение трех дней направить вышестоящему налоговому органу жалобу вместе со всеми сопутствующими материалами (здесь важно, что по решениям, уже вступившим в силу, процедура обжалования усложняется и удли­няется).

Вышестоящий налоговый орган в течение одного месяца должен либо утвердить решение нижестоящей инспекции, либо отменить его. Нужно отметить, что срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 15 дней, а в случае с «Анкором-1» инспекция продлила его на два месяца. Тем не менее решение было вынесено в полном согласии с законом – через месяц и 15 дней.

Кстати, если компания не довольна решением налоговиков, то ей ничто не мешает обратиться и в суд. Правда, не имея на руках заключения вышестоящего налогового органа, сделать этого не удастся: досудебное обжалование актов налоговых органов производится в обязательном порядке.

В случае с холдингом АНКОР вышестоящая налоговая инстанция приняла сторону налогоплательщика, согласившись со всеми аргументами компании. Инспекторы, кроме прочего, дополнительно отметили, что денежные средства были получены сотрудниками «Анкора-2» в связи с трудовыми отношениями, из средств, причитавшихся компании. То есть источником дохода для сотрудников фактически является их работодатель, «Анкор-2». Он же признается и налоговым агентом.

Как показала выборочная проверка по сум­мам выплаченной заработной платы, средства, перечисленные сотрудникам дочки АНКОРа в Санкт-Петербурге, были отражены ею в декларациях по налогу на доходы физических лиц (формах 2-НДФЛ) за соответствующий период. Значит, свою обязанность налогового агента компания выполнила.

Решение нижестоящей налоговой инспекции было отменено вышестоящим налоговым органом, Управлением ФНС по г. Мос­кве, в полном объеме. Конфликт был исчерпан. Компания отстояла свои интересы и деловую репутацию.

Правила успешного спора

Что помогло холдингу АНКОР обойтись без суда в конфликте с налоговикамиЭдуард Кучеров,
руководитель департамента налогов и права
ООО «Бейкер Тилли Русаудит»,
о выборе тактики

Оспаривая решение налоговой инс­пекции, тактику поведения следует выбирать с учетом ситуации.

Претензии в целом обоснованны. Делаем акцент на слабой доказательной базе. Например, налоговики приводят акт осмотра помещения, в котором не обнаружен контрагент. Довод о том, что компания не проявила должной осмотрительности, несложно оспорить: момент совершения сделки не совпадает с моментом осмотра, организация могла просто сменить адрес. Отмечаем, какие процедурные вопросы были нарушены налоговым органом – это весьма веский довод.

Претензии необоснованны. Оспариваем их по существу. Спор с инспекцией может быть связан с некорректным оформлением первичных документов, а незначительные нарушения не влекут отказа в налоговых вычетах. Или с применением конкретной нормы законодательства, к примеру, как правильно квалифицировать работы – как ремонт или же как реконструкцию.

Если есть что скрывать. Предположим, налоговая инспекция выявила не все правонарушения. Тогда лучше не провоцировать проведение дополнительных проверок. Например, когда налоговики утверждают, что ваш контрагент недобросовестный, и ссылаются на массового директора и адрес регистрации, разумнее подготовить «слабые» возражения на акт проверки: «мы не можем нести ответственность за нарушения нашего контрагента». И не указывать при этом на несостоятельность названных инспекцией признаков. Лучше усилить позиции на следующих этапах обжалования.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль