Что важно знать про закон о торговле, чтобы не рисковать понапрасну

3050
Закон о торговле добавил проблем не только юристам, но и финансовым директорам компаний. Финансовой службе компании имеет смысл подготовить план мероприятий, которые помогут безболезненно перестроить работу в соответствии с новыми правилами.

Федеральный закон от 28.12.09 № 138‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вступил в силу 1 февраля 2010 года. Его действие распространяется на торговлю продовольственными товарами внутри России, но не на внешнеторговую деятельность. Так, закон не затрагивает соглашений о поставках товаров от иностранного производителя российскому дистрибьютору. Правда, в скором времени следует ожидать поправок, поскольку исключение внешнеторговых контрактов из сферы действия закона может быть использовано для обхода его положений.

Наиболее строгие правила, введенные законом, относятся к торговле продовольственными товарами. Однако есть и более общие положения, они касаются и других категорий товаров. Купля-продажа ценных бумаг, недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе тепло- и электроэнергии, законом не регулируется. Значит, договоры на закупку сырья, материалов, иной продукции для производственных целей не подпадают под действие закона о торговле, даже если это продовольственное сырье.

Важно, что положения закона распространяются на договоры поставки продтоваров, заключенные как до, так и после 1 февраля 2010 года. Контракты, заключенные до этой даты, действуют временно, в течение 180 дней. То есть до 30 июля 2010 года компаниям придется навести порядок в договорной базе. И не упустить, что продолжают действовать лишь контракты, по которым не истек установленный сторонами срок исполнения. Если же срок договора истек, к примеру, 1 марта 2010 года, то не стоит заключать соглашение о его продлении без внесения исправлений в текст.

Неверен вывод о том, что закон регулирует только отношения между торговыми продовольственными сетями и их поставщиками. На самом деле это не так. Целый ряд исключительно важных положений (ст. 9 закона) распространяется на любые договоры поставки продовольственных товаров, в том числе и с дистрибьюторами. Здесь и условия о максимальной отсрочке платежа, об ограничении размера и видов вознаграждений, о запрете объединять в одном документе договоры поставки и возмездного оказания услуг и др. Напротив,  специальные антимонопольные правила (ст. 13 закона) распространяются, по мнению многих экспертов, только на те торговые отношения, одной из сторон в которых является торговая сеть, а другой – любой поставщик продтоваров. Среди таких правил – запреты дискриминации, навязывания невыгодных торговых условий и запрет использования в некоторых случаях договора комиссии.

Личный опыт
Алексей Елаев,
юрист группы «Вестер», член Ассоциации юристов России
Торговая сеть не вправе осуществлять оптовую торговлю товарами, полученными ею по договору комиссии, разрешена лишь розничная реализация – через свои магазины потребителям для личных, семейных, иных, не связанных с предпринимательством целей. ФАС при этом пытается запретить и розничную торговлю с использованием договора комиссии, смешивая понятия «оптовая торговля» и «передача товара на комиссию». Судебной практики пока нет. Если суды примут трактовку ФАС, то ситуация на рынке изменится. Часть компаний, особенно сельхозпроизводители, работают на сельхозналоге, а часть мелкого бизнеса – на УСН. Сети ранее с удовольствием реализовывали их товар на комиссионных условиях. Естественно, НДС при этом облагалась только наценка. Отказ же от комиссионной торговли означает, что придется отказываться от работы с поставщиками, не уплачивающими «входной» НДС. Либо предлагать им снизить цены до конкурентоспособных. В результате могут пострадать мелкий и средний бизнес. Особенно актуальна ситуация для нашей, Калининградской области, где значительная часть продовольственных товаров ввезена в режиме особой таможенной зоны, без уплаты НДС. Если розничную торговлю такими товарами, полученными по договору комиссии, мы продолжаем, то оптовая уже прекращена.

Ограничения в платежах

Закон о торговле вводит ограничения по расчетам с поставщиками, которые напрямую затрагивают работу финансовой службы.

Сроки оплаты. Максимальный срок оплаты поставленного товара ограничен сроком его годности:

  • до 10 дней – оплата не позже 10 рабочих дней;
  • от 10 до 30 дней включительно – оплата не позже 30 календарных дней;
  • свыше 30 дней – оплата не позднее 45 календарных дней.

К последней категории относится и алкогольная продукция российского производства, у которой срок годности может вовсе отсутствовать. Импортный алкоголь по какой-то причине остался «за кадром».

В том, что связано со сроками, нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, в законе названы максимальные сроки, по­этому стороны вправе закрепить в договоре более короткую отсрочку. Или же предусмотреть предоплату. Во-вторых, срок оплаты отсчитывается с даты приемки товаров покупателем,  при условии передачи поставщиком «документов, относящихся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров». Если документы не представлены, срок оплаты продлевается на период их передачи покупателю.

Личный опыт
Екатерина Медынцева,
финансовый директор ОАО «Хлебпром»
Наша компания занимается кондитерским бизнесом, поставляя как продукцию с коротким сроком годности, так и «долгоиграющую». На сегодня мы работаем практически со всеми федеральными сетями, по всей стране. Нас прямо затронули жесткие сроки оплаты. Большая часть сетевых магазинов согласна с новыми условиями и намерена платить по закону. Но при этом сети начнут проводить жесткий мониторинг оборачиваемости продукции и та , по которой срок годности не совпадет с требуемой оборачиваемостью, будет выводиться из сети.

Виды вознаграждений. В рамках любого договора поставки закон о торговле не разрешает выплачивать покупателю какие-либо вознаграждения помимо 10-процентной премии за количество приобретенного товара.

Личный опыт
Екатерина Медынцева,
финансовый директор ОАО «Хлебпром»
Если на сегодняшний день средний размер бонуса составляет от 10 до 20 процентов, то с учетом ограничения до 10 процентов от оборота покупатели рассматривают варианты замещения части бонусов (свыше лимита) услугами. При этом следует помнить, что выплата даже 10-процентного вознаграждения не допускается в отношении социально значимых товаров. Их перечень должен быть утвержден правительством России, но все еще не принят. Не исключено, что это повлечет неприятные сюрпризы, ведь снова нужно будет пересматривать договоры.

Закон напрямую указывает, что «объемная премия» не изменяет цену товара. О скидках, изменяющих цену товара (в том числе ретроскидках), закон ничего не говорит. С учетом постановления ВАС РФ от 22.12.09 № 11175/09 (где в отношении ретроскидок применен термин «вознаграждение») высока вероятность, что 10-процентное ограничение будет распространяться и на ретроскидки. Скорее всего налоговые органы станут исключать из расходов налогоплательщика суммы бонуса, превышающие 10 процентов. Как и все иные вознаграждения, если они предусмотрены договором поставки.

Мнение практика
Николай Злыгостев,
начальник управления налогообложения X5 Retail Group
Следуя логике ВАС РФ, любое поощрение поставщиком покупателя в рамках договора поставки, в том числе бонус, скидка, премия, вознаграждение, должно учитываться при исчислении налоговой базы по НДС. При этом такое поощрение, включающее сумму налога, может квалифицироваться либо как уменьшение цены договора поставки, либо как плата поставщика за оказанные покупателем услуги торговли. Освобождение от НДС возможно в случае безвозмездного денежного поощрения поставщиком покупателя вне рамок договора поставки. Однако последний вариант  сомнителен, поскольку  дарение в отношениях между коммерческими организацими запрещено законом.

Отдельные торговые сети считают, что любые премии приравнены ВАС РФ к скидкам, а значит,  должна корректироваться база по НДС. Но большинство участников рынка (поддержанные Минфином – см., например, письмо от 29.04.10 № 03-07-11/158) придерживаются той точки зрения, что премия, не изменяющая цену товара, не облагается НДС и корректировка выручки не нужна.

Ревизия договоров

В первую очередь нужно определить, какие условия в системе поощрения контрагента и оплаты продовольственных товаров не соответствуют более закону. Провести эту работу логично совместно с юридической службой.

Помимо чисто юридических последствий, поощрение покупателей на основании положений договоров, нарушающих закон о торговле, сопряжено с налоговым рис­ком. Например, включение рекламных услуг в договор поставки, выплата «объемной» премии в размере, превышающем 10 процентов, может повлечь отказ в вычете соответствующих расходов при расчете налогооблагаемой прибыли. А также в вычете НДС, предъявленного по таким расходам (письма Минфина России от 19.02.10 № 03-03-06/1/85, от 13.04.10 № 03-03-06/1/262).

Не будет лишним совместно с юридической и коммерческой службами компании разработать альтернативную систему поощрения контрагентов. Здесь возможны различные подходы, позволяющие достичь экономически схожего результата. Например, заключение отдельных договоров на оказание информационных, рекламных, мерчандайзинговых или иных услуг, включенных в настоящий момент в договор поставки. Или фактическое увеличение цены приобретаемых услуг на ту часть премии, которая превышает разрешенные законом 10 процентов.

Наконец, ничто не мешает более широко использовать различные онинвойсные скидки (то есть скидки, учитываемые изначально при формировании цены).

Конечно, переход на альтернативную систему поощрения контрагентов тоже сопряжен с налоговыми рисками. Так, формальный перевод премий в услуги не исключает переквалификации в услуги и ранее выплаченных премий (на основании ст. 45 НК РФ). После этого может последовать оспаривание налоговым органом вычета соответствующих расходов на основании их недостаточного документального подтверждения. Поэтому имеет смысл изменить суть оказываемых услуг (перейти на новые их виды, изменить предмет услуг).

Если организация одновременно производит и реализует продовольственные и непродовольственные товары, то переход от премий к  услугам только по продовольственным товарам нежелателен. Сохранение прежнего порядка по непродовольственным товарам чревато претензиями налоговой инспекции из-за различного оформления аналогичных по сути событий. А значит, не исключена переклассификация расходов.

Увеличение цены услуг более чем на 20 процентов создаст дополнительные основания для налогового контроля. Поэтому крайне важно запастись экономическим обоснованием такого повышения цен. Таким обоснованием как вариант может послужить расширение объема оказываемых услуг, включение в договор новых их видов и т. п.

Похожие риски связаны и с  колебаниями в пределах непродолжительного времени цены товара более чем на 20 процентов в результате применения онинвойсных скидок. Чтобы не давать налоговым органам лишнего повода для претензий, лучше заблаговременно прописать в маркетинговой политике компании основания и условия предоставления таких скидок.

При переводе премий в услуги налоговые органы, скорее всего, попытаются квалифицировать последние как рекламные. А значит, подпадающие под ограничения, установленные пунктом 4 статьи 264 НК РФ: такие расходы учитываются при определении налогооблагаемой базы в размере, не превышающем 1 процента от выручки.

Все вышеперечисленные действия нужно завершить не позднее 30 июля 2010 года. И с таким расчетом, чтобы принятые в вашей компании внутренние решения по системе поощрения покупателей, отсрочке платежей и иным условиям торговли были бы внесены в договоры с контрагентами также не позднее указанной даты.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль