Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущее

3354
Атавова Альбина
заместитель главного редактора журнала «Финансовый директор»
Чтобы судить о том, хорош годовой бюджет компании или плох, а также какой темп роста прибыли, выручки, наконец, стоимости бизнеса нужно закладывать на год, финансовому директору нужны ключевые ориентиры. Финансовая стратегия бизнеса – не что иное, как набор реперных точек, позволяющих принимать значимые долгосрочные решения, управляя деньгами. К такому выводу пришли практики, собравшиеся за круглым столом в редакции журнала «Финансовый директор».
Участники круглого стола

Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееМария Богданова,
финансовый директор
Taya Jeans



Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееМихаил Кацнельсон,
вице-президент
по финансам и экономике
компании «Ланч»


Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееВиктория Максименкова,
заместитель финансового
директора «АБС
Холдингс» по учету
и отчетности

Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееАлексей Гребенюк,
финансовый директор
ЗАО «Гаражный комплекс “Пластик-2000”»


Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееЕлена Ютландова,
финансовой директор
консалтинговой группы
«НЭО Центр»


Зачем финансовому директору планы на отдаленное будущееДмитрий Костылев,
финансовой директор
ООО «ТД “Олант”»

Как выяснилось в ходе круглого стола, собравшиеся финансовые директора по-разному понимают термин «финансовая стратегия компании». В ходе обсуждения прозвучали разные интерпретации. В самом узком понимании финансовая стратегия – это «план мобилизации и расходования денежных средств предприятия». В более широком – «базовая функциональная стратегия, определяющая долгосрочные цели финансовой деятельности компании и способы их достижения». Такие определения давали финансовые директора, собравшиеся за круглым столом, организованным редакцией журнала «Финансовый директор».

«Финансовая стратегия определяет долгосрочные цели деятельности компании, которым подчиняются общекорпоративные стратегии, направленные на максимизацию прибыли и повышение стоимости бизнеса», – рассуждает Виктория Максименкова, заместитель финансового директора «АБС Холдингс» по учету и отчетности. По мнению Марии Богдановой, финансового директора компании Taya Jeans, стратегия должна обеспечивать эффективное использование финансовых ресурсов и выявление наиболее эффективных направлений их инвестирования. «Ваша финансовая стратегия должна соответствовать экономическому состоянию и финансовым возможностям бизнеса, разрабатываться с учетом риска неплатежей, инфляции», – резюмирует она.

Однако, несмотря на некоторые противоречия, все собравшиеся заявили, что финансовая стратегия тесно взаимосвязана с общей стратегией развития бизнеса. «Сформировать финансовую стратегию невозможно без общей стратегия развития компании, которая всегда задается акционерами или учредителями бизнеса. Они озвучивают пожелания по доле рынка, уровню рентабельности, географическому распределению бизнеса, – говорит Елена Ютландова, финансовый директор консалтинговой группы «НЭО Центр». – На их основе формируется финансовая стратегия на три-пять лет».

Определить элементы стратегии

Участники круглого стола сошлись во мнении, что финансовая стратегия любой компании, независимо от специфики ее деятельности, должна включать такие элементы, как управление:

  • основным и оборотным капиталом;
  • амортизационной политикой;
  • кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • текущими издержками и прибылью;
  • дивидендной политикой;
  • инвестиционной политикой;
  • стоимостью бизнеса.

«Незаменимые элементы стратегии – денежный поток, за счет которого финансируется бизнес, учет и отчетность. В первом случае это формирование в необходимых объемах и структуре финансовых ресурсов, адекватных поставленным задачам и позволяющих достичь стратегических целей с максимальной результативностью, – делится мнением Дмитрий Костылев, финансовой директор ООО «ТД “Олант”». – Что касается инвестиционной составляющей, то здесь главное – оптимально перераспределить денежные ресурсы по отдельным направлениям и формам инвестирования».

К ключевым элементам стратегии также относится и создание финансовой структуры компании, адекватной поставленным долгосрочным целям. «В круг стратегических задач входят обеспечение высокого уровня квалификации сотрудников финансового отдела, внедрение и эффективное использование ERP-систем, применение методов, позволяющих моделировать альтернативные сценарии развития и прогнозировать их финансовые результаты», – делится опытом Елена Ютландова

 Участники дискуссии отметили, что предлагаемый перечень элементов не является исчерпывающим и может быть расширен в зависимости от индивидуальных особенностей компании и, как это ни странно, субъективного мнения ее финансового директора. Вместе с тем каждый элемент финансовой стратегии тесно взаимосвязан с другими, что предполагает применение единых подходов и принципов управления финансами бизнеса.

Выбрать направление

В большинстве российских компаний ответственность за разработку финансовой стратегии возложена на финансового директора. Так, по данным исследования в области управления эффективностью деятельности в России, проведенного аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, около 70 процентов респондентов помимо генерального директора отводят ключевую роль в управлении эффективностью деятельности предприятия именно главному финансисту компании.

Если предприятию только предстоит разрабатывать свою финансовую стратегию, то начать стоит с анализа макроэкономических факторов и оценки деятельности по следующим направлениям:

  • возможность своевременно выполнять принятые краткосрочные обязательства;
  • максимальный объем заемных средств, с которым может справиться компания, не рискуя поплатиться своей финансовой устойчивостью;
  • эффективность использования собственных ресурсов.

«В процессе работы над финансовой стратегией необходимо оценить ликвидность бизнеса в целом, провести оптимизацию заимствований, предусмотреть несколько сценариев развития событий, – делится опытом Дмитрий Костылев. – Не лишним будет и анализ всех рисков, присущих отрасли и компании в частности». При этом все участники круглого стола сошлись во мнении, что финансовая стратегия должна быть направлена не только на снижение рисков, но и на рост доходности на средства, вложенные акционерами. «В условиях кризиса некоторые компании закладывали в финансовую стратегию возможность диверсификации бизнеса, поскольку падение одного сегмента рынка и связанные с этим риски могут компенсироваться ростом другого», – рассказывает Михаил Кацнельсон, вице-президент по финансам и экономике компании «Ланч».

По данным компании PwC, 82 процента респондентов, принявших участие в исследовании, считают использование таких инструментов и методов разработки стратегии, как SWOT-анализ, сценарное моделирование, важным или очень важным. При этом около 60 процентов из них уже применяют их на практике. «Тщательный анализ деятельности компании позволяет выявить узкие места и существующие резервы – финансовый, производственные и людские, определить факторы снижения себестоимости продукции, эффективность использования основных производственных фондов. Зная возможности своей компании, проще строить планы на отдаленное будущее, разрабатывать стратегию», – говорит Алексей Гребенюк, финансовый директор ЗАО «Гаражный комплекс “Пластик-2000”».

Оценить эффективность

После того как финансовая стратегия компании определена, встает вопрос об ее эффективности и контроле достижения стратегических целей. «Суть самого простого способа, позволяющего определить, насколько успешна стратегия компании, сводится к сопоставлению темпов роста выручки компании с темпами роста отрасли. Очень большой разрыв – например, рынок и конкуренты растут гораздо быстрее, – позволяет сделать вывод о том, что у компании серьезные внутренние проблемы, – говорит Алексей Гребенюк. – Существует понятие оптимальных темпов роста, которые увязаны с величиной активов, выручки, рентабельностью, EBITDA и чистой прибылью. Сравнение сразу трех критериев – темпов роста отрасли, реальных и оптимальных темпов роста выручки компании – позволяет судить о том, насколько финансовая стратегия соответствует развитию отрасли. Естественно, что агрессивный рост предполагает наличие определенных ресурсов, в том числе и финансовых. Если финансовая стратегия не учитывает этого – компанию ждет дефолт». «Стратегия не может быть плохой или хорошей – она может идти в фарватере общей стратегии или вразрез с ней, – уверен Дмитрий Костылев. – Для того чтобы самому разобраться в том, насколько эффективна финансовая стратегия, нужно изучить компанию изнутри. Посмотреть на ее результаты в ретроспективе, оценить, как изменялись ее доля на рынке, чистый денежный поток, рентабельность».

Время исправлять ошибки

В условиях кризиса, когда ситуация на рынке менялась едва ли не каждый день, финансовым директорам приходилось пересматривать свои стратегические планы по нескольку раз в месяц. Да и сейчас ясности немногим больше, а существующие стратегии требуют правки, если не сказать создания с нуля. «Проводить пересмотр стратегических планов необходимо в случае глобальных изменений во внутренней или внешней среде, – уверена Елена Ютландова. – К первым можно отнести выход на IPO, планы по привлечению инвестора, а внешние – это рецессия, кардинальные перемены в отрасли».

Основной пик переделки стратегий пришелся на конец 2009 года, когда компании составляли бюджеты на 2010 год. «В прошлом году под влиянием кризиса мы скорректировали свою стратегию, – рассказывает Мария Богданова. – Если раньше мы сотрудничали только с оптовыми покупателями, то сейчас рассматриваем и другие каналы сбыта. Мы стали рассматривать систему франчайзинга, открыли розничный магазин. До кризиса в стратегии компании таких планов не значилось».

Пока многие финансовые директора руководствуются стратегическими планами, скорректированными с поправкой на кризис, откладывая все изменения на конец года. По данным исследования PwC, 83 процента предприятий пересматривают стратегические планы ежегодно против 62 процентов в исследовании за прошлый год. Около 58 процентов респондентов делают это ежеквартально (по прошлогодним данным – 34%). Таким образом, в текущих экономических условиях компании вынуждены чаще пере­оценивать и корректировать стратегические и тактические планы. «Мы анализируем и при необходимости вносим коррективы в стратегические планы раз в год, потому что если этого не делать – стратегия утратит свою актуальность», – говорит Виктория Максименкова. Первое полугодие 2010 года, по мнению российских финансовых директоров, оказалось намного более спокойным, чем этого можно было ожидать еще несколько кварталов назад. И теперь правка в стратегию будет вноситься скорее со знаком плюс, нежели минус.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль