Иностранные ценные бумаги на российском фондовом рынке

7182
Тараруев Михаил
юрист, юридическая компания Goltsblat BLP
В апреле 2009 года отечественный законодатель принял довольно нетривиальные, значимые поправки к Закону «О рынке ценных бумаг», внеся дополнительные и немаловажные штрихи к доселе выполненной в стилистике минимализма, граничащего с примитивизмом, картине правового регулирования обращения на территории России ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами.

В настоящей статье автор попытается высказать ряд пояснений и комментариев относительно того, каковы характеристики и условия обращения иностранных ценных бумаг в России с учетом принятых новелл, как подготовиться к развитию соответствующего рынка, какие практические шаги следует предпринять для использования иностранных ценных бумаг в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Зарубежный опыт и история вопроса в России

Интенсивная организованная торговля иностранными ценными бумагами – неотъемлемое свойство любой развитой экономической и финансово-кредитной системы и, пожалуй, один из главных коньков лондонского и нью-йоркского Сити, во многом предопределяющий их гордое звание глобальных финансовых центров. Ежедневные обороты торговли акциями и другими ценными бумагами на биржах Лондона, Нью-Йорка, Токио и других общепризнанных мировых финансовых Палестин и Мекк исчисляются многими миллиардами долларов.

Свободное обращение иностранных ценных бумаг, к примеру, не в новинку и для фондового рынка Польши, которая уже сейчас вполне реально вправе претендовать на роль полноценного регионального финансового центра применительно к Восточной Европе. В эпоху интернационализации и глобализации бизнеса операции с ценными бумагами иностранных эмитентов выглядят так же естественно как, скажем, покупка немецкой бытовой техники или шотландского виски за пределами ФРГ и Великобритании соответственно.

В условиях так называемого мирового финансового кризиса, создавшего предпосылки для перераспределения денежных, инвестиционных потоков между мировыми центрами влияния и региональными державами, вопрос об организации и стимулировании обращения иностранных финансовых инструментов приобретает все более актуальное значение, в особенности, для экономико-правовых систем, бывших доныне аутсайдерами в вопросах организованной торговли на фондовых рынках, и, прямо скажем, не замеченных ранее в мировой финансовой гегемонии. С горечью следует признать, что наша страна относится скорее к вышеназванным экономико-правовым системам – на российском фондовом рынке до недавнего времени практически отсутствовали иностранные ценные бумаги как инструмент инвестиций и кредитования. Все это предопределялось и шло рука об руку с тем, что в России шаги на пути к формированию сколько-нибудь значимого регионального финансового центра были предприняты сравнительно поздно и не отличались ни размахом, ни стремительностью.

Для начала оговоримся, что иностранные ценные бумаги и до принятия вышеуказанных новелл были в определенном, весьма ограниченном объеме оборотоспособны на территории России. Обновленная редакция отечественного валютного законодательства (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») отменила ряд запретительных механизмов, препятствовавших инвестированию в иностранные активы для российских юридических лиц. Тем не менее, долгое время редакция Закона «О рынке ценных бумаг» оперировала чрезвычайно жесткими критериями допуска к публичному размещению и обращению иностранных ценных бумаг в России.

Одной из подвижек на пути легализации рынка иностранных ценных бумаг в России выступила правовая регламентация обращения российских депозитарных расписок («РДР») путем внесения поправок во все тот же Закон «О рынке ценных бумаг». РДР являют собой производный финансовый инструмент, удостоверяющий права их владельца на иностранные эмиссионные ценные бумаги. Вместе с тем появление РДР не произвело революции на российском фондовом рынке и не вызвало устойчивого спроса на них со стороны крупных инвесторов.

В целях дальнейшей, более последовательной правовой регламентации и либерализации порядка и правил совершения сделок с иностранными ценными бумагами в конце 2007 года ФСФР России разработала и утвердила приказ о квалификации иностранных ценных бумаг, создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Следующим шагом на пути юридического закрепления отношений участников фондового рынка в связи с иностранными финансовыми инструментами стало принятие поправок к Закону «О рынке ценных бумаг», рассматриваемых в настоящей статье. Между тем, несколько забегая вперед, отметим, что, несмотря на вышеназванные меры, предпринятые законодателем и исполнительной властью, картина правового регулирования обращения зарубежных финансовых инструментов в пределах России еще далека от завершения, о чем будет сказано ниже.

Каковы мотивы? 

Думается, что причины полноценного допуска к публичному обращению иностранных ценных бумаг достаточно прозрачны: это, в первую очередь, создание условий для реализации неоднократно озвучиваемых первыми лицами нашего государства амбиций, заключающихся в превращении России если не мировой, то уж точно в региональный финансовый центр, и, как одно из частных следствий этого, более деятельное привлечение иностранных инвестиций (или же воспрепятствование их бегству), расширение инструментария, пригодного для оформления товарно-кредитных и инвестиционных отношений.

Не в последнюю очередь дальнейшее оформление правовой регламентации допуска иностранных финансовых инструментов на российский рынок связано с необходимостью поддержки отечественного банковского сектора и, глобально, как уже отмечалось выше, – с попыткой перераспределения международных финансовых потоков в пользу России.

Представляется, что без активной торговли иностранными финансовыми инструментами указанные цели совершенно недостижимы.

Как опознать допустимый к торгам в России иностранный финансовый инструмент? 

Отечественный законодатель, подчас не могущий слова в простоте сказать, закрепил короткий, но, как поначалу кажется, иезуитский перечень признаков иностранных финансовых инструментов, необходимых для придания им качества обращаемости на территории России.

К таким признакам и свойствам относятся следующие:

1) наличие у таких иностранных финансовых инструментов международного кода (номера) идентификации ценных бумаг (International Securities Identification Numbers) и международного кода классификации финансовых инструментов (Classification of Financial Instruments).

2) квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном упоминавшимся выше приказом ФСФР России.

Сделаем краткие пояснения. ISIN (International Securities Identification Numbers) представляет собой уникальный 12-разрядный буквенно-цифровой код, предназначенный для идентификации финансовых инструментов, объединенных общими признаками. При помощи данного кода можно, в частности, определить страну, из которой происходит эмитент – схожий принцип действует в случае с сетевыми доменными расширениями.

CFI (Classification of Financial Instruments) представляет собой 6-разрядный буквенный код, содержащий существенную информацию о финансовых инструментах, имеющих сходные родовые признаки (информация о виде, типе и форме выпуска, об особенностях обращения и погашения, о правах, предоставляемых ценными бумагами, и прочих характеристиках).

Следует также оговориться, что рассматриваемые ниже критерии допустимости иностранных финансовых инструментов на российский рынок являются, конечно же, в большей степени головной болью профессиональных участников рынка ценных бумаг, а не инвесторов, которые приходят на биржу за определенным товаром, оборотоспособность которого уже верифицирована организаторами торговли и посредниками.

Кто присваивает коды классификации? 

Деятельность по присвоению вышеназванных кодов регулируется Международной организацией по стандартизации — ISO (International Standardization Organization). ISO представляет собой международную некоммерческую организацию, членом которой является и Российская Федерация. В задачи ISO, как гласит Устав организации, среди прочих, входит «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

ISO регулирует деятельность по присвоению кодов финансовым инструментам через своего агента, которым является Ассоциация национальных нумерующих агентств («АННА»), организация, объединяющая центральные депозитарии, фондовые биржи, регуляторов различных стран мира.

Следует обратить внимание на то, что международные коды финансовых инструментов являются действительными, если они присвоены членом АННА и нумерующим агентством. От России официальным членом АННА является некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» («НДЦ»), являющееся национальным нумерующим агентством по России, а также замещающим нумерующим агентством по СНГ. Именно НДЦ осуществляет присвоение иностранным ценным бумагам международных кодов ISIN и CFI в России.

Для того, чтобы удостовериться в том, являются ли интересующие иностранные финансовые инструменты допущенными к обращению на территории России, необходимо для начала выяснить, присвоены ли им соответствующие коды.

Существует несколько путей выяснения указанной информации: через посредника, каковым, к примеру, может выступать НДЦ, напрямую путем обращения в национальное нумерующее агентство страны происхождения интересующих финансовых инструментов либо путем обращения в ФСФР России.

Посреднический путь на примере НДЦ выглядит следующим образом. Для начала следует обратиться в российское нумерующее агентство НДЦ с запросом, содержащим просьбу подтвердить наличие присвоенных в соответствии со Стандартами ISO 6166 и ISO 10962 международных кодов. В свою очередь, НДЦ на основании указанного запроса обращается в международную базу данных АННА для подтверждения наличия у рассматриваемого финансового инструмента международных кодов.

По результатам запроса НДЦ должен направить организации, заинтересованной в осуществлении операций с иностранными ценными бумагами, уведомление с информацией о запрашиваемом иностранном финансовом инструменте и присвоенных ему кодах, полученных из международной базы данных АННА. При отсутствии данной информации в базе НДЦ оповещает об этом интересанта, который может обратиться в национальное нумерующее агентство с просьбой присвоить международные коды. Данные услуги также могут быть выполнены при помощи посредника, каковым может выступить НДЦ.

Квалификация иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги также может подтверждаться и без помощи посредника. Для этого интересанту следует напрямую обратиться к национальному нумерующему агенту страны происхождения определенного финансового инструмента с соответствующим запросом. Подтверждение квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в России может быть получено и в электронной форме при наличии у соответствующего национального нумерующего агентства содержащего требуемую информацию интернет-ресурса. Реквизиты всех национальных нумерующих агентств по всему миру доступны на официальном интернет-сайте АННА www.anna-web.com.

Кроме того, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют возможность обратиться за документами о присвоении международных кодов в депозитарии, в том числе иностранные.

Предусмотренная ранее возможность получения уведомления ФСФР России о квалификации иностранного финансового инструмента как ценной бумаги также сохраняется.

Какие эмитенты допускаются на рынок? 

Наличие информации о кодах и квалификация иностранных финансовых инструментов, как ценных бумаг – необходимое, но не достаточное свидетельство того, что в такие финансовые инструменты можно вкладывать деньги компании. В соответствии с новой редакцией Закона «О рынке ценных бумаг» качеством оборотоспособности на территории России обладают не все иностранные финансовые инструменты, а лишь те, которые эмитированы определенными лицами, устанавливая тем самым ряд требований к происхождению эмитентов.

Эмитентами таких финансовых инструментов могут выступать государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Комитет Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), а также учрежденные в этих государствах организации-эмитенты. Кроме того, к допускаемым на российский фондовый рынок относятся государства-эмитенты, имеющие с Россией на межведомственном уровне договор о взаимодействии, а также организации-эмитенты, учрежденные в данных государствах. В добавление к этому, Правительство России вправе на основании собственного распоряжения санкционировать допуск определенного эмитента на российский рынок. К настоящему времени соответствующие решения приняты в отношении Евразийского банка развития, Международной финансовой корпорации, входящей в группу Всемирного банка, а также Европейского банка реконструкции и развития.

Ценные бумаги иностранного эмитента, отвечающего вышеперечисленным критериям происхождения, допускаются к размещению в России при условии регистрации проспекта эмиссии в ФСФР России.

Процедурные требования к допуску

Следующим шагом к допуску иностранных финансовых инструментов на российский рынок является принятие российской фондовой биржей соответствующего решения об их допуске к торгам. Такое решение принимается на основании заявления иностранного эмитента или брокера, подписавшего проспект ценных бумаг иностранного эмитента. Учет прав на такие ценные бумаги осуществляется российскими депозитариями, которые для этих целей открывают счет в иностранной организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень, утвержденный ФСФР России. В свою очередь, российская биржа принимает такое решение, если иностранные бумаги прошли листинг на иностранной фондовой бирже, входящей в перечень бирж, подлежащий утверждению ФСФР России на основании установленных ею критериев. Такой перечень, однако, до сих пор не утвержден. Обратим внимание на то, что эмитент и биржа, осуществившая листинг ценных бумаг эмитента совсем не обязательно должны находиться в одном государстве. Делистинг бумаги на иностранной бирже влечет за собой прекращение обращения этой бумаги и на российской бирже.

Иностранные ценные бумаги, наконец, прошедшие сито вышеупомянутых критериев, могут быть использованы в коммерческих целях компании.

Кому выгодно?

Российским кредитно-финансовым учреждениям расширение возможностей отечественного фондового рынка, безусловно, на руку. Обслуживание входящих и исходящих валютных потоков, которые, по идее разработчиков новелл в законодательство о рынке ценных бумаг, должны хлынуть (или хотя бы забиться обнадеживающим ручейком) через фондовые биржи России, несомненно, может принести отечественному банковскому сектору дополнительные заработки. Представляется, что основная цель новых законодательных положений заключается именно в развороте финансовых потоков, издавна питающих валютно-денежные системы развитых стран, в сторону России.

Эмитенты также должны по идее выиграть от новых правил. Во-первых, у эмитентов, как отечественных, так и зарубежных, появляются дополнительные ресурсы и площадки для получения внешнего финансирования, во-вторых, расширяются их возможности для проведения первичного размещения (IPO) и кредитования под залог ценных бумаг.

Биржи также должны выиграть от нововведений: очевидно, что чем больше финансовых инструментов в обороте, тем выгоднее специализированным торговым площадкам – ведь это их непосредственный хлеб.

Вместе с тем интернационализация российского фондового рынка – это дополнительный, серьезный вызов для бирж и прочих институциональных составляющих отечественного фондового рынка, включая его профессиональных участников, эмитентов, государственных регулирующих органов, самих бирж, будь то таких привычных, многолетних игроков, как Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Фондовая биржа РТС, или же менее крупных фондовых площадок.

Есть куда расти

В качестве заключения отметим, что введение в действие указанных новелл очевидным образом не приведет к моментальному оживлению инвесторов, финансовому и фондовому буму, росту оборотов и повышению ликвидности российской экономики.

Для полноценного запуска механизма обращения иностранных финансовых инструментов на российском фондовом рынке, помимо, естественно, времени, необходимого на отлаживание взаимодействия между всеми участниками рынка, притирку элементов данного механизма друг к другу, потребуется принятие значительного числа подзаконных актов, устанавливающих, в частности, критерии и порядок включения иностранных фондовых бирж в перечень «листингующих» торговых площадок для инструментов, допустимых к публичному обращению в России, особенности правового регулирования порядка взаимодействия между эмитентами, брокерами и ФСФР России, многие другие юридические и технологические нюансы. Тем не менее, минимально необходимый юридический фундамент для построения цивилизованного рынка иностранных ценных бумаг в России можно признать заложенным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль