Как в рамках закона убедить должника расплатиться по обязательствам

4217
К сожалению, в распоряжении кредитора не так уж много инструментов для возврата долгов в рамках существующего законодательства. Тем не менее правильно построенная претензионная работа поможет вернуть деньги.

1. Добиться от нерадивого  контрагента признания долга

Просроченная задолженность может возникнуть из-за ошибки в планировании денежных потоков или «забывчивости» контрагента. Убедиться в причине неоплаты долга несложно, проведя переговоры по телефону или отправив дебитору запрос-напоминание о просроченном платеже. Если же в течение пары дней проблема не уладится, придется приступать к активным действиям. Прежде всего добиться, чтобы долг был признан должником. В противном случае компания-кредитор может столкнуться с тем, что, когда дело дойдет до суда, представители дебитора сделают все возможное, чтобы затянуть дело и оспорить сам факт существования задолженности.
Обычно для подтверждения факта существования задолженности контрагенту направляется акт сверки, в котором указываются основание возникновения долга (из договора), сумма и дата его образования. Альтернативой акту может стать письмо с теми же сведениями, его вполне по силам подготовить менеджерам по продажам при участии бухгалтера или финансового контролера. В сопроводительном письме к акту сверки имеет смысл указать, в какой срок ожидается обратная связь от должника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Образец претензии

Считается, что должник признал долг, если он частично погасил основную сумму или санкции, уплатил проценты, признал претензию, попросил об изменении договора (включении условия о рассрочке, отсрочке) или акцептовал инкассовое поручение (п. 20 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 15.11.01 № 15/18).

Есть распространенное заблуждение, что для признания долга достаточно устного заявления должника при свидетелях. Увы, суд сочтет такие заверения «недопустимыми доказательствами». Поэтому все взаимоотношения с нерадивым дебитором придется тщательно документировать. Типовой формы для признании долга не существует, но суды указывают, что такой документ должен содержать осно-вание появления долга (реквизиты договора и пр.), за какой период возник, а также прямое признание задолженности. По сути, соответствующую запись можно сделать и на акте сверки. А вот отсутствие печати особой роли не играет.

Важно, кто именно признает долг. В интересах кредитора, если это будет генеральный директор компании. Теоретически это может быть и другой представитель дебитора, имеющий доверенность на подобные действия, но вот установить факт существования такой доверенности и ее подлинность будет проблематично. Действия иных лиц по признанию долга правомерны, если входят в круг их служебных обязанностей (п. 21 постановления № 15/18). Были прецеденты, когда споры возникали и по актам сверки, подписанным главным бухгалтером, хотя последний должен обеспечить соответствие хозяйственных операций закону, а также контроль над движением имущества и выполнением обязательств (в силу п. 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Кстати, филиалы и представительства не вправе признавать свои долги – не являясь юридическими лицами, они могут действовать только от имени юридических лиц и только по доверенности (ст. 55 ГК РФ). И если в такой доверенности не указаны полномочия по признанию долга, то соответствующие действия будут незаконны.

2. Составить аргументированную претензию

Если реакции должника на направленные в его адрес письмо или акт сверки в заданные сроки не последовало или же контрагент не называет предстоящую дату погашения долга, или сроки не устраивают кредитора, то должнику высылается письмо-претензия. Нужно оговориться, что ГК РФ предусматривает различные сроки и обязанности по предъявлению претензий для отдельных типов договоров. Кроме того, обязательное досудебное урегулирование спора нередко предусматривается самим договором или законом (например, для договоров перевозки, экспедирования и др.).

Жестких требований к форме претензии также не существует. Но в любом случае она должна содержать ссылку на договор с контрагентом, дату возникновения и размер задолженности, а также предложение погасить ее в течение определенного срока. Сроки обратной реакции должника на претензию законом не установлены, поэтому нужно исходить из обычаев делового оборота – указывать реальный срок (неделя–две, в зависимости от уровня лояльности к должнику).

Приемы, которые позволят убедить должника в серьезности намерений кредитора, в основном сво-дятся к разъяснению разного рода рисков, которых неплательщик может избежать, погасив долг. Например, хорошо работает фраза «в противном случае будем вынуждены обратиться в суд за взысканием» с указанием суммы процентов, которые либо предусмотрены договором, либо начисляются за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ. Стоит упомянуть также об уплате госпошлины, возможности взыскания судебных издержек и возмещения расходов на юриста, который представляет интересы кредитора (с приложением договора на эту услугу и документов о проведенной по нему оплате).

Если в договоре предусмотрены санкции, то совсем не лишним будет включить в претензию расчеты сумм, которые придется уплатить должнику сверх основного долга. Если же санкций нет, то и расчеты, сделанные на основании норм статьи 395 ГК РФ о неосновательном обогащении, возымеют эффект. По статье 395 начисление процентов за пользование чужими денежными средствами происходит по учетной ставке ЦБ РФ (на день предъявления иска или вынесения судом решения). Иной раз возврату денег способствует обещание «амнистии» в случае погашения задолженности в ближайшее время.

На некоторых нерадивых дебиторов отлично действует упоминание о применении уголовных санк-ций. В частности, статья 177 УК РФ вводит ответственность руководителя организации за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Угроза смены кредитора, уступки права требования также дает неплохие результаты. Если должник платежеспособен, но не воспринимает всерьез попытки кредитора добиться возврата денег, предпочитает оттянуть выплаты, то скорее всего он не захочет иметь дела с коллекторским агент-ством или факторинговой компанией. Даже если дебитор не боится судебной тяжбы с профессиональными сборщиками долгов, можно пообещать продать его долги конкурентам. Зная о популярности поглощений компаний путем скупки за бесценок их долгов, руководитель должника сделает все возможное для сохранения своих активов.

Всю переписку с должником лучше вести ценными письмами с уведомлениями и описью содержимого (претензии, акты сверки расчетов). Доказательствами отправки претензий в суде могут быть штамп компании-должника, подпись уполномоченного лица, входящий номер на экземпляре кредитора (отправка нарочным) или почтовое уведомление.

3. Подать в суд иск о взыскании с дебитора задолженности

Если время проходит, а переговоры с должником ни к чему не приводят, риск невозврата дебиторской задолженности значительно увеличивается.

Не стоит сбрасывать со счетов то обстоятельство, что должник всячески затягивает с погашением долга с тем, чтобы вывести активы из компании. Поэтому договариваться о реструктуризации долга зачастую лучше всего, заключив мировое соглашение в суде. При этом не стоит опасаться потери де-ловой репутации и клиентов. Надежные деловые партнеры, как правило, идут на переговоры и уступки. Нередко именно от них исходит инициатива по урегулированию просроченной задолженности.

Когда же имеет смысл обращаться в суд? По крайней мере, при наличии нескольких условий. Во-первых, для компании-кредитора, не имеющей в штате квалифицированного юриста, обращение в суд оправданно при сумме долга не менее 50 000 рублей. Эта сумма сопоставима с гонораром юриста, который мог бы представлять интересы кредитора в суде. Во-вторых, судиться имеет смысл с теми компаниями, у которых есть активы. В этом несложно убедиться, проанализировав их балансы. Отметим, что при отгрузках с отсрочкой или рассрочкой платежей проверка финансовой отчетности покупателя проводится практически всеми продавцами. Кредитор может подать иск о применении обеспечительных мер. Имущество арестовывается, выдается исполнительный лист. Он передается в регистрирующие органы, после чего кредитор, зная, что иск обеспечен недвижимостью, спокойно ожидает решения суда. А должник становится более сговорчивым.

Предположим, конфликт исчерпан и заключено мировое соглашение. Суд его утверждает. Если же в дальнейшем хотя бы одно из условий соглашения не соблюдается, суд удовлетворяет требование кредитора и выдает исполнительный лист. С ним кредитор может обращаться к судебным приставам, те в свою очередь взыщут с должника. Таким образом, должник находится под постоянным контролем и не в его интересах тянуть с возвратом долгов.

Существует один крайне важный для кредитора момент, который нельзя упустить из виду. Даже если стало понятно, что возврат долга не состоится, поскольку у должника нет активов, процедуру нужно довести до конца, получить от службы судебных приставов акт о невозможности взыскания.

Этот документ послужит компании-кредитору гарантией на случай претензий налоговой инспекции. Дело в том, что налоговые органы в ходе проведения проверок компаний довольно часто приходят к выводу о неправомерности уменьшения расходов при расчете базы по налогу на прибыль на сумму долга (а также на затраты, связанные с ведением претензионной работы, к примеру, оплату услуг сторонних юристов и пр.). Поэтому налоговая инспекция может доначислить налог на том основании, что компания-кредитор якобы не приняла всех мер, предусмотренных законом для возврата долгов.

Документ Претензия (оформляется на бланке кредитора)

Генеральному директору ООО «Подсолнух»
г-ну Иванову И.И.
123970,  Москва, ул. Ленивка, д. 89

Претензия*
(за нарушение условий договора № 2 от 01.03.09)

1 марта 2009 г. между обществом с ограниченной ответственностью «Ромашка» (Поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Подсолнух» (Покупатель) заключен договор поставки № 2 (далее по тексту – договор), в соответствии с условиями которого Поставщик обязался поставить, а Покупатель получить и оплатить полученный по заявке ассортимент товара. При этом в соответствии с пунктом 3.1 договора  оплата за проданный товар должна была быть произведена в течение 40 банковских дней с даты приемки товара по накладной банковским переводом денежных средств на счет Поставщика.

Согласно фактическим обстоятельствам дела, товар был передан Покупателю по накладным своевременно и без каких-либо задержек, а именно:
– карты памяти Kingston (стандарт microSD (t-flash), 1ГБ в количестве 6000 шт., накладная от 29.03.09

№ 245 на сумму 1 000 000 рублей. Таким образом, всего товара было поставлено Покупателю на общую сумму 1 000 000 рублей. В нарушение условий договора, а именно пункта 5.3, Покупатель не оплатил поставленный товар в соответствующий срок. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 314 ГК РФ,

ПРОШУ:
в течение семи рабочих дней с момента получения настоящей претензии перечислить на расчетный счет ООО «Ромашка», указанный в договоре № 2 от 01.03.09, денежные средства в размере 1 000 000 (один миллион) рублей. В противном случае дело будет передано в арбитражный суд для принудительного взыскания основного долга, пеней за просрочку платежа (согласно п. 3.1 договора № 2 от 01.03.09) или процентов за пользование чужими денежными средствами (согласно ст. 395 ГК РФ), с отнесением на ООО «Подсолнух» судебных издержек, а также убытков в виде упущенной выгоды (если такая есть).

Приложения: 
Расчет суммы претензионных требований – 1 стр.
Копия договора № 2 от 01.03.09.
Копия накладной № 245 от 29.03.09.
Копия счета-фактуры № 02/05 от 29.03.09.

Генеральный директор ООО «Ромашка» __________В.В. Петров

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Образец претензии.doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль