Если вы начинаете или ведете стройку

4319
Фирсова Елена
заместитель директора по финансово-экономическим вопросам ЗАО «Сибэнергоресурс»
С 1 января 2010 года вводится в действие Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет привлечения средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №427

Помимо правильности оформления всей технической документации, цель проверки будет сводиться и к тому, чтобы расчет договорной цены на капитальное строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) укладывался в рамки, задаваемые Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной в качестве Приложения к Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

Данный материал будет полезен финансовым директорам не только бюджетных предприятий, но и организаций,  имеющих в составе своих акционеров государство, и тех, которые осуществляют подрядные работы для них, так как постарается раскрыть основные моменты выявления нарушений данной Методики, связанных:

1) с порядком составления сметного расчета

Как известно, цена договора подряда складывается из расценок, определяемых сметными расчетами к нему, и при их составлении необходимо руководствоваться методологическими основам формирования стоимости строительной продукции, закрепленными в  МДС 81-35.2004, а именно: ресурсные показатели должны быть объединены по видам выполняемых работ, а наименования материалов, не учитываемые в их стоимости – приведены ниже под позицией вида работ. При этом стоимость работ должна быть исчислена строго в соответствии с нормами и коэффициентами, приводимыми в специальных сборниках стоимости работ.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 4.7 МДС 81-35.2004, работы, выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН-2001-46) с применением коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин.

Указанные коэффициенты компенсируют косвенные затраты и потери подрядных организаций при выполнении ремонтных работ, нормируемых по сборникам норм на строительные и специальные строительные работы, разработанным исходя из условий поточного ведения работ с обеспечением бесперебойной работы людей и техники.

Коэффициент 1,15 к нормам труда учитывает также потери подрядных организаций, связанных с малообъемностью работ при ремонте и реконструкции, а коэффициент 1,25 к нормам и времени эксплуатации строительных машин компенсирует потери строительных организаций, связанных со снижением уровня годового режима работы строительных машин.

Коэффициенты применяются при определении сметной стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений любого назначения, в том числе автомобильных дорог, городских проездов, мостов, путепроводов и объектов благоустройства, в случае использования сборников ГЭСН-2001 на строительные работы.

Указанные коэффициенты допускается применять совместно с коэффициентами, приведенными в технических частях сборников на строительные работы, учитывающими влияние стесненных условий производства работ.

Данная позиция закреплена также и в письмах Минрегионразвития РФ от 21.01.2009 г. №1121-СМ/08, от  05.05.2009 г. №13334-ИМ/08.

На практике зачастую расчет к цене договора подряда на реконструкцию либо техническое перевооружение представляет собою список предполагаемых к использованию материалов, ниже которого приводится перечень всех работ. Таким образом, ни заказчик, ни подрядчик не утруждают себя составлением локальной сметы, которая бы отвечала требованиям п. 4.11 МДС 81-35.2004.

Пренебрежение нормативным документом может привести к тому, что проверяющие выразят свое сомнение по поводу правомерности выбора данного подрядчика и целевого использования бюджетных средств.

2) с порядком определения договорной цены

Помимо прямых затрат, относимых на стоимость подрядных работ и складывающихся из оплаты труда рабочих строителей, затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов, затрат на материалы, изделия и конструкции,  в стоимость работ подрядчик включает накладные, транспортные, расходы на временные здания и сооружения, прочие расходы и сметную прибыль.

Правильность и обоснованность предъявления накручиваемых сверху затрат также является предметом проверки ревизорами.

Накладные расходы

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по определению накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собою совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Подрядчики учитывают в составе таких расходов затраты на содержание аппарата управления, оплату налогов, относимых на фонд оплаты труда, износ и расходы по содержанию инструментов и прочего специального инвентаря. При калькуляции индивидуальных норм накладных расходов заказчиком должны учитываться реальные условия конкретного строительства и соблюдаться принцип целесообразности расчета с подрядными организациями, но при этом нормы не должны превышать те, которые указаны в МДС 81-33.2004.

Зачастую подрядчики нарушают пункты 4.29, 4.30 МДС 81-35.2004, 4.1, 4.2 МДС 81-33.2004 и в базу для определения величины накладных расходов включают стоимость материалов и затраты на транспортные услуги, оказанные им субподрядными организациями, тогда как положения указанных документов требуют нормировать накладные расходы косвенным способом в процентах от сметных затрат средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат без учета стоимости материалов. Неправильный способ таких расчетов может привести к завышению данной статьи затрат до 50 процентов(!), что, как следствие, приведет к завышению договорной цены.

Транспортные расходы

При согласовании с подрядчиком размера транспортных расходов необходимо определять нормативную потребность в строительных машинах по каждому виду работ с учетом информации о текущих ценах на их эксплуатацию и тарифах на перевозку материалов и оборудования. При выполнении работ на специальной технике субподрядными организациями в договорах подряда целесообразно закреплять условие о представлении подрядчиком документов, подтверждающих объемы выполненных работ.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 28.11.97 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» документами, подтверждающими выполнение работ (услуг) строительными машинами (механизмами) являются:

  • справка для расчетов за выполненные работы (услуги) по формам №ЭСМ-7;
  • трывные талоны заказчика к путевому листу грузового автомобиля по форме №4-П.

Нарушая перечисленный порядок, подрядчики ограничиваются в сметах перечислением наименований транспорта, с помощью которого предполагаются выполняться работы и перевозки, и указанием времени их работы.

Временные здания и сооружения, резерв на непредвиденные расходы

Не обойдет внимание ревизора и затраты, относимые к временным зданиям и сооружениям и прочим расходам подрядчика.

Порядок возмещения подрядчику стоимости возводимых временных зданий и сооружений прописывается в договоре и подлежит учету и контролю со стороны заказчика.

Резерв на непредвиденные расходы – статья прочих затрат подрядчика, фактически не поддающаяся контролю со стороны заказчика. В соответствии с абз. 7 п. 4.96 МДС 81-35.2004 подрядчик имеет право не расшифровывать непредвиденных расходы в актах приемки выполненных работ и получить за них оплату в составе сметной стоимости в полном объеме.

Если проект на строительство (реконструкцию) объекта является стандартным, и в процессе работ не предполагаются рисковые ситуации возникновения неожидаемых дополнительных работ, то появление в калькуляции такого резерва может быть квалифицированно ревизорами как завышение договорной цены и растрата бюджетных средств. При этом, составленные сметы на дополнительные работы, возникшие в ходе осуществления проекта будут лишь подтверждением таким выводам, так как фактически за дополнительные работы подрядчик получил вознаграждение отдельно.

Чтобы избежать переплаты по данной статье затрат в договоре подряда необходимо закрепить порядок оплаты непредвиденных расходов подрядчика только по факту их возникновения и на основании актов, составленных по форме №КС-2.

Сметная прибыль

Пунктом 1.4 Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001 установлено, что при расчете договорной цены в качестве базы для исчисления сметной прибыли подрядчика принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат. Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в Приложении №4 к Методическим указаниям по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99.

В нарушение указанных стандартов подрядчики заменяют показатель «сметная прибыль» на другие, к примеру, «рентабельность», «прибыль подрядчика», «прибыль» и др. Помимо замены слов производится и подмена расчета норматива: в расчетную базу включаются не только прямые затраты, но также и все косвенные - накладные расходы, временные здания и сооружения, прочие расходы подрядчика. В относительном выражении завышение может составить около 50 процентов от причитающейся подрядчику прибыли.

При исчислении данного норматива необходимо также учитывать понижающие коэффициенты для организаций-подрядчиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

3) выполнением сметных показателей

В ходе проведения ревизий обычно выполняются контрольные обмеры объектов законченных строительством, и при которых выявляются завышения предъявленных и оплаченных подрядчикам объемов работ и списанных в их процессе материалов.

Техническая служба предприятия – заказчика стройки должна в обязательном порядке иметь все акты на скрытые работы, так как их отсутствие может повлечь за собою запись в акте проверки о том, что скрытые работы могли быть фактически не выполнены подрядчиками и, что бюджет в этом случае несет риск по повторному выделению денежных средств на данные виды работ.

Зачастую точное выполнение сметы по объемам невозможно, либо у подрядчика не принимается весь объем из-за нарушений, выявленных заказчиком в качестве результата работ. И подрядчик, чтобы компенсировать свои потери, завышает цену на использованные материалы, не согласовывая ее с заказчиком. При этом, завышение производится таким образом, чтобы в общем перечне работ данный факт остался незамеченным заказчиком: объемы этапов работ уменьшаются на непринятые, и в то же время, цены на материалы по некоторым позициям увеличиваются. И в целом, у заказчика складывается впечатление, что подрядчик учел замечания и включил в акт лишь принятые работы, но фактически подрядчик компенсировал потери через другие статьи прямых затрат.

Завышение стоимости строительства в данном случае все-таки незначительно, но, если ревизоры не найдут других нарушений, то придирчиво начнут сопоставлять цены сметы и актов на материалы.

Нередко выявляются и арифметические ошибки, допускаемые подрядчиками в актах выполненных работ. К примеру, общий объем работ уменьшен, а накладные расходы, сметная прибыль и прочие расходы, исчисляемые на основании суммарного размера прямых затрат, в абсолютном выражении равны показателям, заложенным в сметных расчетах, как если бы был выполнен весь объем работ.

И в заключение хочется сказать о том, что подрядчик может отказаться от предъявляемых к нему претензий по поводу неправильно составленных сметных расчетов либо актов выполненных работ на том основании, что Методики определения стоимости строительной продукции и применяемых коэффициентов при расчетах за работы носят рекомендательный характер.

Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В данном случае заказчик должен обезопасить себя внесением в договор подряда оговорки об оплате за выполненные подрядчиком работы в размере, предусмотренном сметой (п. 1 ст. 746 ГК РФ), которая должна быть утверждена заказчиком и будет являться неотъемлемой частью договора строительного подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

Таким образом, если применение упомянутых в статье нормативных документов и  коэффициентов (несмотря на их рекомендательный характер) прямо предусмотрено сторонами в договоре либо они утверждены в сметном расчете, то применение данных коэффициентов становится договорным условием и является обязательным для сторон.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль