Как работать с лизинговыми компаниями с поправкой на кризис

1619
Кашкин Василий
управляющий партнер консалтинговой компании «Новые маркетинговые решения»
Невзирая на резкий спад активности на рынке лизинга, у компаний по-прежнему есть шансы привлечь финансирование от лизинговой компании на приемлемых условиях.

Лизинговые компании весьма существенно пострадали от финансового кризиса. Положение дел в настоящее время таково, что около 70 процентов лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. Причем речь идет не только о небольших лизинговых компаниях. Порядка 25 процентов компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив количество продуктов. К ним можно отнести, например, «Европлан», «Каркаде», «Авангард Лизинг». Не более 5 процентов продолжают работать приблизительно так же, как и до кризиса. К последним относятся участники рынка, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагролизинг» и др.), некоторые частные компании, сохранившие запас ликвидности (например, ООО «Сибирская лизинговая компания»), а также те, кто специализируется на наиболее конкурентном сегменте – новом автотранспорте («ФБ Лизинг», «МАН Финанс», «Скания Лизинг»).

На какие условия можно рассчитывать

С октября 2008-го по март 2009 года ситуация на рынке лизинга стремительно ухудшалась. Практически еженедельно появлялись новости о закрытии очередной лизинговой программы, дальнейшем ужесточении условий лизинговых сделок, приостановлении новых сделок. За 9 месяцев 2008 года финансирование было предоставлено по такому же количеству контрактов, как и за 9 месяцев 2007 года. А вот итоговый объем лизинговых операций за весь 2008 год оказался на четверть ниже объема 2007 года. Статистики за первый квартал 2009 года еще нет, но, по наблюдениям экспертов, ситуация в этот период оставалась такой же, как и в последнем квартале прошлого года.

С начала второго квартала – апреля 2009 года сложившаяся тенденция постепенно начала меняться. Ряд лизинговых компаний сообщили о поиске новых клиентов, некоторые объявили о снижении ставок (видимо, после того, как сначала повысили их до запредельного уровня) и о предложении новых «антикризисных» лизинговых продуктов (в основном возвратный лизинг).

Тем не менее условия предоставления лизинга далеки от идеала. Гораздо более жесткие требования предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса были популярны продукты, предполагающие предоставление предмета лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить оборудование в лизинг, даже если речь идет о приобретении наиболее ликвидных активов, например новых автомобилей, и высоких авансах – от 30 до 40 процентов.

Изменения также коснулись видов активов, с которыми готовы работать лизинговые компании. Пока желанными объектами лизинга остаются новые легковые и грузовые автомобили. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет. Не вызывает восторга у лизинговых компаний и работа по железнодорожному подвижному составу, цена на который упала в среднем на 20–40 процентов с начала кризиса. Практически никто не хочет работать с производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование поставляется под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае шансы есть. Правда, размер сделки должен составлять не менее 1 млн долларов, иначе не окупаются затраты на сложное структурирование сделки – согласование интересов и условий договоров между клиентом, лизингодателем, кредитором, поставщиком, экспортным гарантийным агентством, страховщиком, а также организация сложного процесса международной логистики и таможенной очистки оборудования.

В дополнение ко всему увеличились размер авансов, требуемых лизинговыми компаниями, и процентные ставки. Небольшие авансы (до 10 процентов) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей. Но в среднем по рынку аванс составляет от 30 процентов и выше. Процентные ставки выросли, но то, как они увеличились, во многом зависит от объекта лизинга. К примеру, по легковым автомобилям у ведущих компаний рост в лучшем случае составляет лишь 3–4 процентных пункта. В лизинговых программах, изначально связанных с высоким риском (подержанные техника и транспорт, лизинг «без оценки финансового состояния заемщика»), ставки выросли до фантастических уровней 60–70 процентов годовых в рублях. Хотя в среднем по рынку можно считать нормой 25 процентов годовых в рублях, что эквивалентно приблизительно 12 процентам «удорожания» предмета лизинга в год. Кстати, лизинговые компании вслед за ставками пересмотрели и сроки. Если до кризиса лизинг на 10 лет не был чем-то выдающимся, то теперь три года в большинстве случаев – предел.

Наконец, еще одно ограничение касается расположения клиентов. Многие лизинговые компании сворачивают свои сети и сокращают финансирование клиентов в «не родных» для себя регионах.

Кто пользуется лизингом

Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризису, чем финансовые компании, поэтому в октябре–ноябре 2008 года еще продолжали поступать заявки на лизинг, ориентированные на реализацию инвестиционных планов, разработанных до кризиса. Но потом большинство из них было отозвано спустя месяц. Заемщики начали переосмысливать перспективы своего бизнеса, а в связи с этим и свои инвестиционные планы.

Безусловно, остались и определенные категории клиентов, чьи инвестиционные намерения не изменились. Прежде всего это компании, работающие по государственным контрактам на уровне федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Та же ситуация у предприятий, производящих продукцию, цена которой неэластична, а спрос стабилен (например, производители некоторых продуктов питания, повседневного потребления и т. д.). Сюда же можно отнести и компании, продукция которых стала более востребованной в связи с кризисом в качестве заменителя дорогих товаров (например, точки быстрого питания по отношению к классическим ресторанам).

Сегодня компании стали более жестко подходить к своим инвестиционным проектам, но спрос на лизинг не исчез. Дело в том, что в большинстве отраслей сохраняется высокий уровень износа основных фондов. В среднем он достигает 50 процентов, а в отдельных отраслях, например в сельском хозяйстве, – 80 процентов. В некоторых видах бизнеса полное обновление фондов осуществляется раз в 3–4 года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации. Только поэтому компании продолжают пользоваться лизингом – закупать новый транспорт, технику, оборудование, чтобы бизнес не остановился из-за выбытия имевшихся мощностей.

Как заключить сделку

Лишь одно из сотни предприятий способно сегодня удовлетворять тем требованиям, которые предъявляют лизинговые компании к клиентам: высокой кредитоспособности, немалому авансу, новой технике, региональной принадлежности клиента и т. д. Это понимают и сами лизингодатели. Поэтому многие из них готовы договариваться с клиентами. Однако и менеджменту предприятий придется приложить немало усилий.

Прежде всего заемщику необходимо найти ту лизинговую компанию или банк, которые работают с такими клиентами, как он, с такими активами, которые он хочет приобрести, и с тем регионом, где он расположен. У лизинговых компаний различаются специализация и требования к заемщику. В сотне компаний вы можете получить отказ, а в сто первой оказаться желанным клиентом. Такая ситуация имела место на рынке и до кризиса, а сейчас положение дел только ухудшилось.

Кроме того, компании с не самой лучшей кредитоспособностью могут повысить свои шансы на успех, заручившись поручительством более надежного предприятия. Кстати, во многих регионах с крепким бюджетом действуют фонды поддержки малого бизнеса, которые обычно предоставляют поручительства всем предприятиям малого бизнеса своего региона независимо от их кредитоспособности. Обычно размер поручительства не превышает 50 процентов от суммы сделки (в Москве уже 70 процентов для производственных предприятий), но вместе с 30 процентами аванса сделка покрывается обеспечением уже на 80 процентов.

В некоторых случаях поручительство можно получить от поставщика техники. Он может предоставить покупателю гарантию обратного выкупа имущества на тот случай, если заемщик через какое-то время не сможет расплачиваться по лизингу. То есть поставщик обязуется по оговоренной цене выкупить имущество у лизинговой компании. Для лизингодателя это отличный инструмент снижения рисков, конечно, при условии, что поставщик кредитоспособен и в состоянии выполнить свои обязательства.

Еще один способ добиться «расположения» лизингодателя – взять в лизинг ту технику, которую лизинговая компания изъяла у кого-то из своих клиентов. Сейчас такой техники и оборудования у лизингодателей набирается все больше и больше. Если объекты лизинга, о которых идет речь, не могут похвастать высокой ликвидностью, лизинговая компания будет более чем заинтересована в их повторной передаче в лизинг.

Ну и, наконец, когда заемщик не уверен в том, что техника будет окупаться в течение длительного периода, он может воспользоваться оперативным лизингом или арендой. Такие предложения есть сейчас на рынке, они действуют в основном в отношении авто- и железнодорожного транспорта.

Пессимистичный сценарий

Заключая договор лизинга, лучше исходить из пессимистичного сценария и четко представлять, какую примерно сумму потеряет компания, если не сможет платить по договору лизинга. Хотя в настоящее время лизингодатель не заинтересован в расторжении договора лизинга до завершения установленного в нем срока.

Исключение может составлять возможность досрочного выкупа имущества лизингополучателем. Однако в условиях кризиса более актуальным является вопрос вынужденного прекращения лизинговых платежей лизингополучателем, когда о досрочном выкупе речи не идет. Проблема для лизингополучателя состоит в том, что он не может просто вернуть имущество лизингодателю, даже потеряв все перечисленные деньги. По договору он обязан выполнить весь график лизинговых платежей. Поэтому, если лизингодатель видит, что компания фактически имеет доходы, позволяющие обслуживать сделку лизинга, или хотя бы имущество, которое может быть продано в ходе процедуры банкротства, он будет стремиться не к изъятию актива, а к взысканию суммы долга с лизингополучателя. Изъятие имущества для лизинговой компании целесообразно лишь тогда, когда оно является единственным источником возмещения убытков.

Поэтому, планируя лизинговую сделку, нужно заранее предусмотреть варианты отступления. Подходы стандартные:

  • найти покупателя на лизинговое имущество и на полученные средства осуществить досрочный выкуп (для этого целесообразно при заключении договора лизинга заключать договор обратного выкупа с поставщиком имущества);
  • подыскать другого лизингополучателя, в отношении которого будет осуществлена перемена лиц по исполнению обязательств договора лизинга;
  • если сложности временные – договориться с лизинговой компанией о реструктуризации графика лизинговых платежей (наиболее простой и вполне приемлемый для лизинговой компании сценарий).

Кстати, если сделка крупная (несколько миллионов долларов), лизингополучатель может договориться с лизинговой компанией об индивидуальных условиях договора лизинга в части возможности его досрочного расторжения. Если при этом поставщик будет готов предоставить обязательство обратного выкупа, то такая схема может быть интересной для лизинговой компании.

Таблица 1 Основные характеристики лизинга до и после кризиса

Характеристика
лизинговой сделки
и заемщика
До октября 2008 года В настоящее время
Процентная ставка
и ставка удорожания* предмета лизинга
у крупных
лизингодателей
Процентная ставка от 12 до 24 процентов, удорожание от 7 до 12 процентов Процентная ставка от 15 до 40 процентов**, удорожание от 8 до 20 процентов
Аванс От 0 процентов для автотранспорта,
от 10 процентов для других активов
От 10 процентов для автотранспорта,
от 30 процентов для других активов
Объекты лизинга Любые активы без ограничений Затруднено финансирование недвижимости и оборудования
Требования
к обеспечению
сделки
Практически отсутствовали Требуются любые виды обеспечения: поручительство, залог, гарантии и т. д.
Кредитоспособность
клиента
Кредитоспособность оценивалась гибко: часто не требовалось наличие основных средств на балансе, принимались во внимание данные неофициальной управленческой отчетности, действовали лизинговые программы «без оценки финансового состояния заемщика» Требования к кредитоспособности стали более формализованными и жесткими:– годовая (полугодовая, квартальная – в зависимости от политики лизинговой компании) выручка лизингополучателя должна превышать стоимость предмета лизинга;– обязательно наличие прибыли и отсутствие убытка в течение пяти последних кварталов;– положительная динамика собственного капитала;– наличие основных средств (некоторые лизингодатели требуют, чтобы стоимость ОС компании составляла не меньше, чем стоимость приобретаемого в лизинг имущества);– бизнес должен существовать не менее года

* Термин «удорожание» означает суммарную переплату за использование лизинга по отношению к начальной цене имущества. Выражается в процентах годовых. Процентная ставка – это ставка за использование средств в банковском понимании, разница между размером процентной ставки и удорожанием обусловлена тем, что проценты начисляются на остаток непогашенной задолженности, который каждый год уменьшается, а удорожание – по отношению к полной стоимости.
** Здесь не учитываются предложения «лизинг под 0%» или «лизинг под 2%», поскольку в реальности такое снижение ставки является результатом скидок поставщика для лизингодателя, а не снижением цены финансирования.
Источник: «ДИСКАВЕРИ Лизинг»

Таблица 2 Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2005 2006 2007 2008
Объем нового бизнеса, млрд руб. (млрд долл.) 226,3(8) 399,6(14,7) 997,5(39) 720(28,95)
Темпы прироста объема новых сделок (в рублевом выражении), % 57 76,6 149,6 –27,8
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 79,2 136 294 402,8
Объем профинансированных средств, млрд руб. 110,3 201,1 537 442
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 339 530 1202 1390
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 21 625,4 26 903,5 33 113,5 41 540,4
Доля лизинга в ВВП, % 0,99 1,49 3,01 1,73

Источник: «Эксперт РА»

Самые популярные объекты лизинга (по доле в объеме новых сделок, заключенных в 2008 году), %

Как работать с лизинговыми компаниями с поправкой на кризис
Источник: «Эксперт РА»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль