Что ждет российский бизнес в 2003 году

956
Прогнозы министра финансов РФ Алексея Кудрина, министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, министра РФ по налогам и сборам Геннадия Букаева, председателя ГТК России Михаила Ванина, председателя ФКЦБ России Игоря Костикова, замминистра промышленности, науки и технологий РФ Владимира Фридлянова.

Экономическая политика государства будет отвечать интересам бизнеса

Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов РФ

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Хочу заверить читателей журнала "Финансовый директор", управляющих финансами предприятия, что условия развития российского бизнеса в 2003 году будут стабильными. Мы добились неплохих макроэкономических показателей и установили нормальные и, что важно, ясные и четкие "правила игры" для бизнеса. Напомню, что именно это выпрашивали обиженные городничим купцы у заезжего "ревизора", дескать, придумай нам любые правила, да, главное, их не меняй, уж мы приспособимся. И на самом деле, стабильность - важное условие для любой успешной предпринимательской деятельности.

Для поддержания стабильности экономики в 2003 году Правительство РФ планирует следующее.

В 2003 году России предстоит выплатить рекордную сумму внешних долгов, однако проблем в связи с этим не возникнет и об этом сегодня уже можно сказать уверенно. Такая ситуация сложилась благодаря умелому управлению государственным долгом, отказу от раздувания непроцентных расходов, формированию финансового резерва и продолжению политики экономического роста. Это значит, что России не грозит новый дефолт и работать в ней становится надежно и выгодно.

Мы осуществляем поэтапное, неуклонное и прогнозируемое снижение инфляции на 2-4% в год, что нормализует социальную ситуацию и позволяет бизнесу осуществлять более точное планирование.

Правительство РФ продолжит проводить политику снижения налогового бремени на экономику за счет ранее принятых решений и оценит возможность принятия новых мер в этом направлении. В 2003 году будут осуществлены следующие мероприятия по совершенствованию налогового законодательства:

  1. Полная ликвидация "оборотных" налогов на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств. Это значительно облегчит налоговое бремя организаций, поскольку теперь налогом будут облагаться финансовые результаты их деятельности, а не выручка от реализации товаров и услуг.
  2. Для малого предпринимательства вводится упрощенная система налогообложения. Это позволит сократить затраты на предоставление отчетности; одновременно само налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства снижается.
  3. Отмена налога на покупку иностранной валюты, поскольку налог был неэффективным и на его администрирование уходили значительные средства.

На внутреннем финансовом рынке в 2003 году основной задачей Правительство РФ считает сохранение стабильности на рынке государственных долговых обязательств. Доходность по краткосрочным облигациям оценивается в размере 13-14,5%, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 15-17% годовых при прогнозируемом уровне инфляции, равном 12%. Уровень доходности по государственным ценным бумагам обеспечит сохранение интереса инвесторов к этому сегменту рынка.

С учетом ожидаемого изменения структуры инвесторов на рынке государственного внутреннего долга предполагается основной прирост заимствований обеспечить за счет средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг.

Правительством РФ на 2003 год предусмотрен ряд комплексных мер, направленных на оптимизацию структуры промышленного производства. Прежде всего, это перераспределение налогового бремени путем увеличения рентных платежей, платежей за пользование природными ресурсами; реформирование банковского сектора в целях перераспределения инвестиционных ресурсов из отраслей ТЭК в обрабатывающие отрасли; совершенствование механизма экспортных пошлин, стимулирующих рост поставок на экспорт товаров с высокой степенью переработки; создание условий для привлечения иностранных инвестиций в отрасли, производящие конечную продукцию или услуги.

Таможенно-тарифная политика Правительства РФ направлена на оптимальное регулирование конкурентного воздействия со стороны иностранных товаров. В интересах снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции Правительством РФ готовятся предложения о снижении ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России.

Подводя итоги, хочется отметить, что проводимая экономическая политика в России отвечает интересам бизнеса. Условия для предпринимателей стали намного стабильнее и стимулируют развитие бизнеса.

В 2003 году хочу призвать всех, особенно вас, уважаемые финансовые директора, к продолжению активного сотрудничества. Наступивший год - год Овцы. Поэтому надо совместными усилиями вырастить "тучную овцу" российской экономики, чтобы в конце года аккуратно состричь с нее шерсть.

Государство должно принимать решения только после их обсуждения с представителями бизнеса

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Задача Правительства РФ - обеспечение устойчивости экономического роста. В этом году следует обеспечить те темпы роста, которые были достигнуты в 2002 году (4%). В ближайшие же 3-5 лет темпы роста необходимо увеличить до 6-8%, иначе возрастет риск резкого снижения деловой активности и экономического спада.

Основной задачей экономической политики 2003 года является привлечение инвестиций в Россию. Чтобы инвесторам, как иностранным так и российским, было выгодно вкладывать средства именно в российские предприятия, необходимо в кратчайшие сроки начать и завершить ряд структурных реформ.

Отмечу лишь те реформы, которые напрямую влияют на доходность бизнеса. В 2003 году планируется дальнейшее изменение налоговой системы.

Во-первых, отменены неэффективные оборотные налоги. Во-вторых, предполагается снижение налоговой нагрузки.

Прежде всего, речь идет о налогах с фонда оплаты труда. Сегодня ни единый социальный налог с регрессивной ставкой, ни низкий подоходный налог не стимулируют повышение заработной платы и ее легализацию на большинстве российских предприятий. По нашему мнению, государство может снизить ставку ЕСН. Рассматриваются два варианта ее уменьшения. Первый - это снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6% до более низкого уровня, например 30%. Однако это приведет к прямым бюджетным потерям. С другой стороны, возможно, появится некоторый стимул к тому, чтобы фонд оплаты труда "вывести из тени". Второй вариант - это максимальное снижение порогового уровня зарплаты (по предложению Минфина России - до 70 тыс. руб.), позволяющего применять ставку ЕСН, равную 20%. Однако, по нашему мнению, и этот порог необходимо снизить, поскольку он не соответствует уровню зарплат в регионах. Мы готовы обсуждать с представителями российского бизнеса те варианты, которые отвечают их потребностям.

Что касается НДС, то в первую очередь необходимо прекратить практику кредитования государства за счет налогоплательщиков. Речь идет о налогообложении авансов и возвращении экспортного НДС. Мы предложили Правительству РФ конкретные способы решения этих проблем и надеемся, что они будут приняты в кратчайшие сроки, с тем чтобы НДС применялся именно к добавленной стоимости. В среднесрочной же перспективе (2005-2006 год) можно говорить о существенном снижении ставки НДС (на 3-4 процентных пункта в течение 3-4 лет). Мы надеемся, что такое решение будет также принято.

Кроме того, следует упомянуть о валютном регулировании. Мы будем настаивать на том, чтобы отказаться от ограничений по большинству валютных операций, связанных с движением капитала, в более короткие сроки, чем предусмотрено в соответствующем законопроекте (то есть до 2007 года), и таким образом обеспечить полную конвертируемость российской валюты, сделать ее более привлекательной для того, чтобы в Россию вкладывали капиталы как резиденты, так и нерезиденты.

На доходность бизнеса напрямую влияет и инфляция. Даже при более высокой доходности инвестирования в Россию (минимум на 5 процентных пунктов) по сравнению с восточно-европейскими странами вкладывать средства в нашу страну по-прежнему рискованно, что объясняется высокой инфляцией и тем, что определить ожидаемую реальную доходность достаточно трудно. На 2003 год уровень инфляции прогнозируется в пределах 10-12%. Факторами, влияющими на рост потребительских цен в этот период, можно назвать следующие: дальнейшее повышение цен на энергоносители, опережающие темпы роста заработной платы, приток импортных товаров в условиях снижения степени защиты российской экономики.

Кроме того, в России все еще остаются высокими как политические риски, так и риски, связанные с собственностью. Речь идет не только об акциях и предприятиях, но и о недвижимости, финансовых активах, валюте. Эти риски так высоки потому, что наша экономическая система по-прежнему достаточно непрозрачна и потенциальный риск трудно измерить. Однако тот факт, что бизнес все же инвестирует в Россию, в российские активы, указывает на наличие благоприятных условий развития и огромного потенциала российской экономики.

Чтобы все перечисленные задачи решались максимально быстро, процесс принятия решений должен быть публичным. Закрытое, без обсуждения с представителями бизнеса, принятие решений ведет к некачественной работе, которую потом приходится переделывать. Поэтому надеюсь, что представители бизнеса, в том числе и финансовые директора, в 2003 году будут активно продвигать решения, направленные на развитие российской экономики. Желаю всем финансовым директорам продуктивного сотрудничества с органами власти.

Реформирование системы налогообложения продолжается

Геннадий Букаев, министр Российской Федерации по налогам и сборам

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Общеизвестно, что гарантом стабильных поступлений в бюджет может быть только четко отлаженная система налогообложения. Второй год идет реформирование всей системы налогообложения, вступают в силу новые главы Налогового кодекса Российской Федерации.

Введение 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц является примером взвешенного подхода к изменению системы налогообложения физических лиц, поскольку не только упрощен порядок расчета налога и снижена налоговая нагрузка с доходов физических лиц, но и сохранена тенденция роста абсолютных поступлений налога.

Сделано немало, но в наступившем году нам предстоит сделать еще больше.

На повестке дня МНС России в 2003 году стоят введение упрощенной системы налогообложения малого бизнеса, нового транспортного налога, а также существенные изменения в механизме взимания акциза на нефтепродукты. Основное направление работы с налогоплательщиками - это прием всей налоговой отчетности в электронном виде, что позволит существенно экономить время.

От всей души поздравляю редакцию и читателей журнала "Финансовый директор" с новым годом! Уверен, что, несмотря на молодость, журнал "Финансовый директор" будет надежным союзником и помощником МНС России в повышении налоговой культуры общества и, что особенно важно, станет настольной книгой каждого финансового директора.

От фискального уклона мы переходим к всемерному содействию внешней торговле

Михаил Ванин, председатель ГТК России

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Прошедший год ГТК России завершил с хорошими результатами. Задание правительства по перечислению средств в доход государства полностью выполнено. Проведена большая работа по обустройству границ Российской Федерации, начат важнейший для дальнейшего развития службы эксперимент по переходу на безбумажные технологии: в практику входят электронное декларирование и применение электронной цифровой подписи.

В Государственной Думе близится к завершению работа над новой редакцией Таможенного кодекса РФ. Мы рассчитываем, что в 2003 году его утвердят и он вступит в силу с января 2004 года. В этом документе будет прописан комплекс норм прямого действия. Текущий год станет для таможенной службы периодом подготовки к работе по нормам и принципам нового Кодекса. Этот документ с нетерпением ждут и таможенники, и предприниматели.

В истекшем году заложена хорошая основа для движения вперед. Мы готовы к тому, чтобы в 2003 году изменить приоритеты своей деятельности: от жесткого фискального уклона перейти к всемерному содействию внешней торговле и именно на этой основе увеличивать поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Партнерские отношения с бизнесом, плодотворная работа с участниками внешнеэкономической деятельности, расширение сферы таможенных услуг - таковы направления нашей работы в наступившем году. Думаю, что в 2003 году таможня и бизнес будут содействовать улучшению экономической, финансовой, политической и социальной ситуации в стране.

Поздравляю редакцию и всех читателей журнала "Финансовый директор" с 2003 годом! Это издание всего за полгода завоевало авторитет у читателей и заняло прочное место на рынке финансово-экономической периодики, публикуя профессиональные, компетентные комментарии по самым разным аспектам управления финансами предприятия.

Добрые отношения, сложившиеся у журнала с ГТК России, позволяют практикам-финансистам своевременно, из первых рук получать информацию обо всех изменениях, происходящих в сфере таможенного регулирования. Надеюсь, что это профессиональное сотрудничество сохранится и в 2003 году.

2003 год должен стать для России инвестиционным

Игорь Костиков, председатель ФКЦБ России

Что ждет российский бизнес в 2003 году

В 2003 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг продолжит работу по дальнейшему внедрению Кодекса корпоративного поведения в практику российского рынка. Его отдельные положения планируется закрепить в федеральных законах, в частности ввести такие понятия, как "независимый директор" и "корпоративный секретарь"1. Реальным инструментом внедрения Кодекса корпоративного поведения должно стать раскрытие информации о соблюдении его положений в годовых и ежеквартальных отчетах, внесение соответствующих изменений в листинги организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Достаточно эффективным, на наш взгляд, может стать принятие инвесторами решения о вложении средств только в те предприятия, которые соблюдают положения Кодекса.

Большинство организаторов торговли ценными бумагами уже внесли изменения в правила листинга в соответствии с рекомендациями ФКЦБ России о применении Кодекса корпоративного поведения. Для эмитентов, ценные бумаги которых входят в котировальные листы первого уровня, организаторы торговли ввели требование соблюдать нормы корпоративного поведения. При этом для включения бумаг в листинг эмитенты должны представлять организаторам торговли информацию о соблюдении ими норм корпоративного поведения. Со своей стороны организаторы торговли будут контролировать представляемую информацию. Подобные сведения позволят участникам рынка и инвесторам судить о благонадежности компаний, а компаниям - подтверждать свою хорошую репутацию на рынке, что положительно скажется на их бизнесе.

Финансовые директора, как никакие другие специалисты, понимают, что рынок ценных бумаг является одним из эффективных инструментов перераспределения средств в экономике. Однако на отечественном рынке ценных бумаг существует ряд проблем, которые не позволяют этому механизму полноценно работать. В связи с этим среди задач, стоящих перед Федеральной комиссией ценных бумаг в 2003 году, можно выделить следующие.

Будет продолжена работа по созданию трехуровневой системы контроля деятельности профессиональных участников финансового рынка, то есть системы контроля на уровне регулятора рынка (ФКЦБ России), торговых систем и самих профучастников.

Следующая немаловажная задача - выявление фактов манипулирования на рынке ценных бумаг и использования инсайдерской (внутрикорпоративной. - Примеч. редакции) информации при совершении сделок. Контроль за указанными операциями будет осуществляться как на этапе допуска оператора рынка на биржу, так и в процессе его деятельности.

Планируется завершить переход на представление профессиональными участниками рынка отчетности в электронном виде в ФКЦБ России.

Кроме того, в рамках системы надзора за деятельностью профучастников мы намерены сформировать ряд критериев, позволяющих предупреждать ухудшение финансового положения компаний, а также правонарушения на рынке ценных бумаг. Раскрывать информацию об операторах рынка, по нашему мнению, необходимо не только для Федеральной комиссии, но и для клиентов. На первом этапе будут введены требования в отношении 20 крупнейших операторов рынка, на последующих этапах - в отношении 50-100, а в дальнейшем - для всех операторов рынка.

Большое значение мы придаем переходу профессиональных участников рынка на международные стандарты финансовой отчетности, что позволит повысить прозрачность деятельности операторов рынка.

Мы не исключам, что в перспективе операторы рынка для контроля за своей деятельностью будут использовать независимые организации. Речь идет о независимых аудиторских, юридических и консалтинговых фирмах, которые будут проверять деятельность компаний с точки зрения подтверждения финансовой информации и соответствия требованиям законодательства о рынке ценных бумаг.

С нашей точки зрения, очень важно обеспечить прозрачность деятельности эмитентов, для чего разрабатываются критерии отнесения информации к "существенной" с точки зрения инвесторов. Продолжается работа по обеспечению контроля за сделками, осуществляемыми доверенными лицами эмитентов.

Если все вышеперечисленные мероприятия будут успешно осуществлены, то 2003 год станет для России инвестиционным годом!

В 2003 году для промышленности главное - рост производства и повышение его эффективности

Владимир Фридлянов, заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Для выявления новых рынков, а также поддержания и расширения существующих в 2002 году Минпромнауки России разработало, а Правительство РФ одобрило комплекс мероприятий для отдельных отраслей промышленности. Основные из них: концепция развития автомобильной промышленности, комплекс мер по развитию металлургической промышленности и основные направления развития лесной промышленности. Завершается разработка стратегии развития станкостроения, легкой, медицинской промышленности и ряда других отраслей.

На ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу определены следующие приоритетные направления промышленной политики:

  • сохранение и повышение конкурентоспособности промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • реализация комплекса мер по активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
  • совершенствование институциональной структуры промышленности.

Согласно прогнозу на 2003 год рост выпуска промышленной продукции по разным оценкам может достигнуть 3,2-4,1%. Динамика развития отраслей в прогнозируемый период будет характеризоваться следующим образом.

Темпы роста в отдельных отраслях составят:

  • в черной металлургии - 1,5%;
  • в цветной металлургии - 3-4% (за счет спроса на цветные металлы и прогрессивные виды готовой продукции для авиации, автомобилестроения, строительных конструкций, технически сложных товаров длительного пользования);
  • в химической и нефтехимической промышленности - 3-3,5% (за счет новых технологий получения экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, композитов, удобрений и малотоннажных химических производств, расширения ассортимента социально значимой химической продукции);
  • в машиностроении и металлообработке - 4-5%.

В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности намечается внедрение новых технологий и производство высококачественных лесобумажных товаров высокой степени обработки. Планируется строительство дорог для перевозки леса, которыми можно будет пользоваться круглый год, что снизит влияние сезонности и потребность предприятий отрасли в оборотных средствах.

В легкой промышленности прогнозируется расширение ассортимента продукции и снижение зависимости от импорта, опережающее развитие малых и средних предприятий, формирование крупных структур, способных обеспечить технологическую модернизацию предприятий.

Главной задачей медицинской промышленности будет внедрение новых технологий для производства лекарств и изделий медицинской техники. Одной из задач является внедрение на предприятиях отрасли стандарта GMP2.

Для промышленности в 2003 году главное - рост производства и повышение его эффективности. Чтобы достичь этого, планируется разработать процедуру проведения технологического аудита предприятий, развивать федеральную контрактную систему, совершенствовать законодательство о государственных закупках и ввести систему электронных торгов.

Требуется подготовить комплекс мер, касающихся государственного субсидирования части затрат на выплату процентов по банковскому кредиту для закупки сырья, материалов, оборудования. Необходимо внедрять мировые стандарты качества продукции и защиты окружающей среды, программу использования в промышленности важнейших стандартов, порядок введения правил Европейской Экономической комиссии ООН по экологическим нормативам. Повышению качества отечественной продукции должна способствовать деятельность создаваемых отечественных центров международной сертификации.

Кроме того, необходимо разработать механизмы долевого финансирования (с участием как государства, так и бизнеса) высокоэффективных инновационных проектов государственного значения, поддержки и стимулирования инвесторов.

Все эти мероприятия позволят руководителям компаний, в том числе финансовым директорам, более эффективно работать и управлять своим предприятием.

____________________________________________
1 Задача корпоративного секретаря – обеспечение соблюдения должностными лицами и органами акционерного общества про- цедурных требований, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров. – Примеч. редакции.
2 GMP (good manufacturing рractice) – международный стандарт производства для фармацевтических предприятий. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль