«Все, сделанное в первый раз, – профессиональное достижение»

2447
Каравай Екатерина
эксперт журнала «Финансовый директор»
Финансовому директору очень важно четко представлять, что в конкретной компании требуется от финансовой службы, уметь адекватно оценивать стратегические задачи бизнеса и текущие возможности ФЭС и конкретных сотрудников, – уверен наш собеседник. При этом финансы – сервисная функция, основное назначение которой – давать своевременную и корректную информацию для принятия верных решений.
«Все, сделанное в первый раз, – профессиональное достижение»Интервью с директором по экономике и финансам группы компаний «Натур Продукт» Николаем Лотониным

– Николай, Вы всегда хотели заниматься именно финансами?

– Меня всегда интересовала экономика. А поскольку в конце 80-х – начале 90-х годов в стране все стремительно менялось, стало понятно, что рано или поздно Россия будет интегрироваться в мировую экономику. Когда я заканчивал школу, в Ленинграде только в Финансово-экономическом институте (сейчас Государственный университет экономики и финансов) первый год работала кафедра «Международные экономические отношения». Мне было важно поступить именно на эту кафедру, где в то время уже преподавались такие дисциплины, как международная торговля и мировые финансовые системы.

Финансы компании привлекли меня позже, во время учебы в Лондонской школе экономики, где мы проходили банковское дело и корпоративные финансы – предмет, который в российских вузах тогда еще не преподавался. Позднее я изучил учебник по этой дисциплине на английском языке, который лишь 3–4 года спустя появился в России. С тех пор с финансами компании связаны и мое обучение, и моя карьера.

– С чего начиналась Ваша карьера финансиста?

– Моим первым работодателем была одна из крупнейших инвестиционных компаний Санкт-Петербурга. После окончания университета я перешел в Фонды венчурного капитала ЕБРР на должность инвестиционного менеджера. Через некоторое время мне поступило предложение из Ситибанка, и я решил попробовать себя в качестве клиентского менеджера. К тому времени я уже освоил многие практические аспекты корпоративных финансов, пришла пора изучить мировой банковский опыт.

Более пяти лет работы с такими компаниями, как «Жилетт», «Филип Моррис», «Крафт Фудс», «Шелл», позволили мне детально изучить банковские продукты. Прямое взаимодействие с казначействами российских и международных компаний дало представление о роли корпоративного казначейства любой организации. А постоянные контакты с представителями клиентов и проводимые банком тренинги научили эффективным коммуникациям.

Справка

Николай Лотонин в 1995 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, в 1999 году – аспирантуру по специальности «Мировая экономика». В 1993 году прошел обучение в Лондонской школе экономики. В 1996–1998 годах работал инвестиционным менеджером Фондов венчурного капитала ЕБРР. С 1998 по 2002 год – менеджер по работе с крупными корпоративными клиентами, член кредитного комитета ЗАО «Ситибанк». С 2002 по 2004 год занимал должность директора по корпоративным финансам ОАО «Внешторгбанк». В 2004–2005 годах руководил управлением производственной экономики дирекции по экономике и финансам группы компаний «Северсталь-Ресурс». С 2005 года – директор по экономике и финансам группы компаний «Натур Продукт» (Санкт-Петербург).

– Почему Вы решили перейти в реальный сектор?

– Когда меня пригласили на должность руководителя управления производственной экономики дирекции по экономике и финансам группы компаний «Северсталь-Ресурс», я уже достаточно хорошо разбирался в корпоративных финансах и считал, что могу быть полезен на этом участке работы. Ключевой задачей управления являлась подготовка ежегодных операционных и инвестиционных бюджетов группы. Объем информации, который пришлось «переварить» в первые месяцы, был огромным: сведения о финансовой структуре компании и взаимодействии центров финансового учета, а также специализированные отраслевые данные, необходимые для понимания всех бюджетных статей. Поскольку мы занимались подготовкой консолидированного бюджета, одной из задач была организация процесса его построения, и здесь весьма полезными оказались приобретенные навыки общения.

В мои задачи входила также подготовка ежемесячных операционных бюджетов и ежемесячной отчетности предприятий, на которых трудились более 40 тыс. сотрудников, поэтому приходилось работать по 12 и более часов в сутки. Работа была весьма интересной, но достаточно изнурительной. Проведя более 12 ежемесячных бюджетных циклов и один годовой, я досконально изучил процесс бюджетирования и задумался о следующем шаге в карьере.

– Таким шагом стал переход в компанию «Натур Продукт»?

– Да, акционеры компании пригласили меня на должность финансового директора группы компаний «Натур Продукт», и примерно через месяц после окончания работы в «Северстали» я вернулся в родной Петербург и приступил к работе.

– Какие задачи нужно было решить в первую очередь?

– Все началось с реорганизации компании, перестройки принципов ее функционирования. Основной целью было разделение тесно переплетенных, но, по сути, разных бизнесов: розничной торговли фармацевтическими препаратами и производства и дистрибуции собственных брендов. Это была достаточно характерная, можно сказать классическая, ситуация осознания необходимости перехода от предпринимательского стиля управления к регулярному менеджменту. Да и размеры компании уже подталкивали к такому решению – ежегодные продажи превышали $100 млн.

– Вы набирали новую команду или работали с уже сложившимся коллективом?

– Времени набирать команду не было. По своему предыдущему опыту я знал, что на поиск одного специалиста может уйти до двух месяцев. Поэтому мы стали работать с существовавшим на тот момент коллективом и одновременно искали финансовых руководителей для каждого бизнес-направления. В этом было определенное преимущество, поскольку сотрудники работали в компании давно и хорошо ее знали. В противном случае мы потеряли бы время на введение новых людей в курс дела. Благодаря старой команде мы достаточно быстро подготовились к выпуску облигационного займа, который был необходим для финансирования реструктуризации компании.

Однако после завершения подготовительного этапа часть сотрудников не выдержала нагрузок, и нам пришлось завершать проект в сильно усеченном составе. Но с помощью наших консультантов по размещению и благодаря поддержке акционеров мы успешно справились с поставленной задачей и только спустя некоторое время осознали, что проделали огромную работу ограниченными ресурсами.

– Какова сейчас структура ФЭС группы?

– В каждом из двух наших бизнесов были сформированы финансово-экономические службы. Ими руководят финансовые директора, которые подчиняются директорам направлений и мне. В центральной управляющей компании, которая занимается юридическими, финансовыми и IT-вопросами в интересах бизнес-единиц, создан финансово-экономический блок с ключевыми функциями: бюджетирование и управленческий учет, корпоративное казначейство, подготовка и аудит консолидированной международной отчетности. За каждую функцию отвечают один или два сотрудника, которые контактируют с финансовыми директорами бизнес-единиц и руководителями соответствующих отделов в составе ФЭС. Вся финансово-экономическая служба группы насчитывает около семидесяти человек.

Совет начинающему финансовому директору от Николая Лотонина

Очень важно четко представлять, что в конкретной компании требуется от финансовой службы, уметь адекватно оценивать стратегические задачи бизнеса и текущие возможности финансовой службы, ее конкретных сотрудников. Нужно знать, что каждый специалист умеет делать лучше, а что хуже, и почему, а также понимать, можно ли это скорректировать или стоит искать иные решения. Чтобы обеспечить максимальную эффективность, нужен индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Необходимо разбираться, как работает каждый элемент системы управления финансами компании, каждое подразделение финансовой службы, нет ли между ними противоречий. Не обязательно досконально вникать во все аспекты, нужно уметь улавливать взаимное влияние отдельных компонентов финансовой системы друг на друга и на бизнес в целом.
Оценивая место финансовой службы в компании, нужно понимать суть ее бизнеса, на чем она зарабатывает, что критично для ее развития, и всегда помнить, что финансы – это сервисная функция, основное назначение которой – обеспечивать непрерывность существования и развития бизнеса и в первую очередь давать своевременную и корректную информацию для принятия верных решений.

– Что Вы могли бы отнести к своим профессиональным достижениям?

– На каждой работе были свои профессиональные прорывы. Естественно, наиболее свежи в памяти те, которые связаны с работой в «Натур Продукте»: реструктуризация группы, подготовка первого годового бюджета по бизнес-направлениям, выпуск облигаций. Из прошлых – подготовка годового бюджета «Северсталь-Ресурса», завоевание нескольких крупных клиентов для Ситибанка, инвестиционные сделки фондов. В принципе, все сделанное в первый раз, – профессиональное достижение. Поэтому для меня не менее ценны и победы из разряда незначительных: построение более десяти лет назад первой финансовой модели или недавнее освоение принципов работы первичной бухгалтерии в «1С».

– Какие качества являются Вашим конкурентным преимуществом и помогают добиваться успеха?

– Способность просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, причем как в финансовом, так и в управленческом аспекте. В личностном плане – это умение сочетать гибкость и жесткость, высокие чувство ответственности и работоспособность. А еще навыки визуализировать информацию, которые я получил, работая финансовым аналитиком и инвестиционным менеджером. Тогда я осознал, что основной продукт, создаваемый финансистом, - отчет, бумажный документ, и он должен быть всегда сделан безупречно, поскольку это лицо твоей работы.

– Готовы ли Вы назвать свои профессиональные промахи?

– Профессиональных промахов я не помню, возможно, они были в начале карьеры из-за недостаточных знаний и опыта, но я предпочитаю о них не думать. Основной управленческий просчет, которым сегодня я грешу все меньше, - переоценка работоспособности коллег. Повышенная ответственность часто заставляет меня много работать, поэтому иногда мне сложно планировать и выполнять совместные c другими людьми проекты.

– Какова, на Ваш взгляд, роль финансового директора в компании?

– Я считаю, что роль финансового директора - это участие в разработке стратегии компании, а впоследствии - мониторинг влияния внешних факторов на стратегические планы для определения необходимости изменения стратегии. К сожалению, немногие российские финансовые директора занимаются именно этим. Большинство из них занято построением финансовых служб, оптимизацией их структуры, подготовкой стандартных финансовых отчетов. И для этого есть объективные причины. Финансовые функции в компаниях еще не достаточно развиты, эффективность работы большинства подразделений финансовых служб невысока. В этом я мог убедиться, сравнив работу корпоративных казначейств и учетных подразделений российских и иностранных организаций. Но я уверен, что со временем разрыв будет сокращаться.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль