Основные тенденции на рынке лизинга

2849
Ходарев Антон
финансовый управляющий ГК «Сапсан», д.э.н.
На российском рынке лизинга последние годы сохраняется достаточно высокая конкуренция, однако состав основных игроков существенно не меняется. Среди объектов лизинга, наиболее востребованных компаниями, также ситуация стабильна – лидируют транспортные средства. Вместе с тем начинает развиваться и новый сегмент – лизинг коммерческой недвижимости, который, по мнению экспертов, имеет хорошие перспективы.

По итогам минувшего года доля лизинга в ВВП составила 1,3%, в инвестициях в основные средства – 7,6%. По итогам 2005 года эти показатели составляли 1,1 и 7,1% соответственно. Таким образом, удельный вес лизинга в экономике значительно не изменился, темп роста всех инвестиций в основные фонды был не намного ниже темпа роста лизинговых сделок.

Рейтинг лизинговых компаний также представляет собой довольно оптимистичную картину (таблица на с. 138). В 2005 году объем портфеля превышал $100 млн лишь у 17 компаний в рейтинге, в 2006 году – уже у 28. Всего на российском рынке лизинга, по нашей оценке, в 2006 году около 40 лизингодателей заключили сделки на сумму свыше $100 млн.

Структура и состав рынка

Минувший год был отмечен незначительными структурными сдвигами на рынке как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге.

В списке видов лизинговых активов за год произошло лишь одно значимое изменение: существенно увеличился объем сделок с энергетическим оборудованием – этот вид оборудования поднялся с 10-го на 6-е место (рисунок на с. 137). Среди других изменений в структуре лизинговых активов можно отметить усиление позиций автотранспорта и авиатехники.

Однако эти изменения объясняются не только объективными, но и субъективными причинами. Так, усиление позиций автотранспорта по отношению к железнодорожному подвижному составу вызвано преимущественно тем, что в этом году информацию для исследования не предоставили некоторые крупнейшие операторы лизинга подвижного состава – «Магистраль Финанс», «ВТБ Лизинг». И наоборот, улучшение позиции авиатехники обусловлено в основном тем, что в этом году получены данные от компании «Ильюшин Финанс».

Личный опыт
Антон Ходарев, финансовый управляющий Группы компаний «Сапсан» (Москва)

Мы используем лизинговые схемы для приобретения сложных силовых машин и тяжелой автотехники. Для нас это выгоднее, чем приобретать их за счет кредитных ресурсов. К тому же наша кредитная политика не предусматривает кредитования в банке на короткие сроки для приобретения основных средств.

Елена Гущина, генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Уралсиб»

Около половины всего лизингового бизнеса России приходится на сделки по приобретению транспортных средств.

Если говорить о структуре продаж нашей компании, то на долю автотранспортных средств – наиболее востребованного объекта лизинга – приходится порядка 25%. Повышенный интерес к лизингу автотранспорта наблюдается не только со стороны транспортно-логистических предприятий и организаций, осуществляющих пассажироперевозки. Производственные и перерабатывающие предприятия, а также компании, работающие в сфере услуг, все чаще используют лизинговое финансирование в качестве инвестиционного инструмента для формирования и обновления автопарков грузового транспорта, автобусов, спецтехники, а также легковых автомобилей для представительских целей.

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса компании ЗАО «Европлан» (Москва)

Как показывает опыт нашей компании, наиболее развит рынок лизинга грузового и легкового транспорта, а также специальной техники – быстро реализуемые сделки с оборудованием стоимостью до $200 тыс.

Что касается состава участников лизингового рынка, то наиболее значительно изменились позиции в рейтинге следующих компаний: «Европлан» (с 11-го места в 2005 году на 4-е в 2006 году), «КРК Лизинг» (с 26-го на 14-е), «Локат Лизинг Руссия» (с 27-го на 19-е). По сравнению с итогами полугодия темп заметно наверстали «Уралсиб», «РТК Лизинг», «Центр Капитал», Лизинговая компания «КамАЗ».

Объем и структура рынка лизинга

Суммарный объем сделок по итогам 2006 года (без НДС) 103 компаний – участниц исследования, проведенного ассоциацией «Рослизинг», составил 218,7 млрд руб., или $8,04 млрд (рисунок). Анологичный показатель по этим же компаниям в 2005 году составил 128,8 млрд руб., или $4,47 млрд. Суммарный объем рынка лизинга в 2006 году «Рослизинг» оценивает в $12,8 млрд (с НДС), в прошлом году этот показатель составлял $9 млрд.

При определении объема рынка в 2006 году авторы исследования исходили из того, что компании, предоставившие данные, формируют 74% рынка. В прошлом году доля респондентов составляла 67% рынка, по итогам полугодия – 77%. Прирост объема нового бизнеса за год достиг 42,2%. Это довольно высокий показатель на фоне темпов роста российской финансовой системы. В абсолютном выражении прирост составил $3,8 млрд – самый высокий показатель за всю историю российского рынка лизинга (таблица).

Таблица Объемы и темпы роста российского рынка лизинга в 1998–2006 гг.
 

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Объемы рынка, $ млрд 1,4 0,4 1,2 1,7 2,5 3,9 6,4 9 12,8
Прирост к предыдущему году, $ млрд н/д -1 0,8 0,5 0,8 1,4 2,5 2,6 3,8
Прирост к предыдущему году, % н/д Спад в 3,5 раза 200 42 47 56 64 41 42,2

Источник: «Рослизинг»

Указанный темп прироста приведен по всему рынку лизинга, включая часть компаний, не участвовавших в исследовании.

Рисунок Объем сделок лизинговых компаний, млрд руб.

Основные тенденции на рынке лизинга

Основные тенденции на рынке лизинга

Среди наиболее важных тенденций минувшего года можно отметить большое количество инициатив по государственной поддержке лизинга, а также рост интереса к лизингу коммерческой недвижимости и экспансию лизинговых компаний в регионы.

Лизинг как механизм государственных инвестиций

В 2006 году заявления о лизинге делали представители государственной власти – от президента России до региональных чиновников. Помимо уже традиционных упоминаний лизинга в контексте инвестиций в агропромышленный комплекс, Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию назвал лизинг одним из основных способов государственной поддержки импорта высоких технологий.

Рисунок Суммарная стоимость сделок 103 лизинговых компаний за 2006 год по видам объектов лизинга

Основные тенденции на рынке лизинга

Роль лизинга в качестве инструмента поддержки отечественного бизнеса отмечают и ведущие экономические министерства – Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство промышленности и энергетики РФ. В подготовленном Минэкономразвития России докладе «О мерах по стимулированию промышленного роста» (сентябрь 2006 года) содержатся предложения по дальнейшему вхождению государства в лизинговый бизнес.

Минпромэнерго России подготовило концепцию развития гражданского судостроения, которая предусматривает переоснащение старых верфей и возведение новых, строительство газовозов, морских платформ для бурения и речных судов.

Концепция предлагает ряд инструментов господдержки, в том числе увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и субсидирование лизинговых платежей другим лизинговым компаниям.

С инициативой о субсидировании из бюджета части лизинговых платежей по поставкам пассажирского состава выступили РЖД. Сейчас это предприятие является крупнейшим лизингополучателем грузового и пассажирского подвижного состава. Инициатива о субсидировании финансирования именно подвижного состава объясняется убыточностью этого направления в бизнесе железнодорожной монополии вследствие лимитирования государством цен на пассажирские перевозки.

Большое количество инициатив по государственной поддержке лизинга выдвинуто на региональном уровне – от предоставления налоговых льгот до прямых инвестиций региональных властей в капитал региональных лизинговых компаний.

По мнению автора, одной из причин интереса представителей государственной власти к лизингу стала способность лизинговых компаний осуществлять масштабные проекты по развитию инфраструктуры экономики – энергетической, транспортной, промышленной.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Таблица Рейтинг лизинговых компаний по объему выручки в 2006 г.

№ в рейтинге Название Объем выручки, млн руб.
1 РТК-Лизинг 8774,13
2 РГ-Лизинг 5859,12
3 Росагролизинг 4533,20
4 ЛК «КамАЗ» 3849,56
5 Авангард-Лизинг 3810,49
6 Райффайзен-Лизинг 3319,22
7 Центр Капитал 3288,58
8 Каркаде 3266,44
9 ЛК ММБ 3188,69
10 Глобус-Лизинг 3186,62
11 Европлан 3068,71
12 ГК Интерлизинг 2175,00
13 ФБ-Лизинг 1747,84
14 Главлизинг 1626,22
15 ЛизингПромХолд 1616,11
16 Скания Лизинг 1545,98
17 РМБ-Лизинг 1456,40
18 РБ Лизинг 1418,21
19 Свое дело - Лизинг 1379,59
20 Стоун-XXI 1370,86
21 Петролизинг-Менеджмент 1162,46
22 КРК Лизинг 1129,65
23 Группа финансовых технологий 1073,73
24 Петербургская лизинговая компания 1049,40
25 Медведь 898,97
26 Грузомобиль 877,87
27 Балтинвест 832,16
28 Ильюшин Финанс Ко 804,74
29 Северная Венеция 770,96
30 Брансвик Рейл Лизинг 709,97
31 Югорская лизинговая компания 693,83
32 РЕСОТРАСТ 683,71
33 Московская лизинговая компания 651,56
34 Промлизинг 592,49
35 Росдорлизинг 550,60
36 ЛК «Сибирьгазлизинг» 509,68
37 Росагроснаб 503,39
38 Гознак-лизинг 503,00
39 ФинСтройЛизинг 498,89
40 Ярфинвест 460,15
41 ГК «Траст-Лизинг» 455,84
42 Премьер-Лизинг 455,56
43 Оренбурггазпромлизинг 408,20
44 Волгоградагролизинг 405,96
45 Локат Лизинг Руссия 389,33
46 ЛК «Лизинг» 374,50
47 Петроконсалт 372,09
48 ВСП-Лизинг 340,35
49 Транспортная лизинговая компания 316,48
50 Прогресс-Нева Лизинг 313,43
51 ЭКСПО-лизинг 282,38
52 Сибэнерголизинг 280,44
53 Яков Семенов 233,40
54 Сахалинская лизинговая компания 222,22
55 Лизинговые технологии 211,21
56 Верхневолжская лизинговая компания 210,04
57 БА-ДЕК-Лизинг 205,04
58 ТрансЛизингКом 201,74
59 ФинЭкКонсалт 193,92
60 Транслизинг 193,84
61 РосБизнесЛизинг 190,32
62 Проект роста 190,15
63 Техуниверсал 180,46
64 Туймаада-Лизинг 178,24
65 Первая лизинговая компания 169,91
66 Тольяттинская лизинговая компания 168,66
67 Кубаньлизинг 147,77
68 Комиинкорлизинг 140,12
69 Скандинавия 126,38
70 Волжанин 110,13
71 Аргумент 106,36
72 Вейтус 99,50
73 ШРЕИ Лизинг 96,95
74 Бэлти-Гранд 95,72
75 ЦФМ 81,34
76 Титан-лизинг 75,19
77 Внештранссервис 67,33
78 Атлант-М Лизинг 27,58
79 Альтернатива 15,66
80 Комплекс Лизинг 1,09
81 АС Финанс 0,24

Источник: «Рослизинг»

Лизинг инфраструктуры

Одной из важнейших тенденций на рынке лизинга в 2006 году стало развитие сегмента крупномасштабных лизинговых сделок. За рубежом этот сегмент называется big ticket – крупномасштабные сделки, имеющие инфраструктурное значение. В Западной Европе и США суммы таких сделок могут достигать миллиарда долларов. В России их размер составляет сейчас от $10 до $100 млн, что, впрочем, тоже достаточно весомо по российским меркам (особенно если учесть, что речь идет об инвестициях в несырьевой сектор).

К сегменту big ticket следует отнести сделки по строительству животноводческих комплексов («Росагролизинг»), энергоблоков («РБ Лизинг», «Центр Капитал», «ИР Лизинг»), парков подвижного состава («Магистраль Финанс», «Бранс-вик Рейл Лизинг», «Трансфин-М»), авиации («Ильюшин Финанс», «РБ Лизинг»). В подавляющем большинстве такие сделки уже сейчас происходят при участии государства, которое выступает в них либо в качестве инвестора («Росагролизинг»), либо в качестве лизингополучателя (РЖД, РАО «ЕЭС России»).

РЖД большую часть своей инвестиционной программы осуществляет с помощью лизинга. В основном благодаря спросу со стороны этой монополии объем сегмента лизинга подвижного состава достиг $2,3 млрд по итогам 2006 года и лидирует среди других сегментов этого рынка.

Стратегия РЖД способствует понижению стоимости лизингового финансирования в этой отрасли. Лизинг подвижного состава и без того характеризуется высокой ценовой конкуренцией между ограниченным числом лизингодателей. Благодаря тендеру, организованному РЖД, цена финансирования продолжает падать. Это вынуждает участников тендера искать все новые способы снижения издержек. Здесь стоит отметить, что благодаря как возросшей конкуренции, так и росту спроса со стороны лизингополучателей – крупнейших компаний, лизингодатели начали искать новые схемы привлечения финансирования, что также можно считать одной из важных тенденций на рынке.

Новые источники финансирования лизинговых операций

В минувшем году в сегменте лизинга подвижного состава впервые в России была опробована схема секьюритизации лизинговых активов в крупном масштабе. Данная схема была осуществлена компаниями «Магистраль Финанс», «Инвестиционный партнер» и ФК «Объединенные инвесторы». Секьюритизация предполагает эмиссию ценных бумаг, которые обеспечены активами, приносящими доход, в данном случае сделками лизинга подвижного состава. Гарантиями для инвесторов, в основном иностранных, стала высокая надежность лизингополучателя – РЖД, а также право собственности инвесторов на подвижной и тяговый состав, ставший предметом лизинговых сделок. Долговые обязательства были выпущены в виде еврооблигаций, доходность по которым составила 7,875%.

Аналогичная схема начинает использоваться и в энергетике, но пока в меньшем масштабе. Речь идет о привлечении лизингового финансирования в сумме около $100 млн для строительства Бурейской ГЭС.

То, что лизинговые компании начинают активно привлекать различные финансовые инструменты для финансирования своей деятельности, в конечном итоге должно положительно сказаться на условиях предоставления объектов в лизинг.

Личный опыт
Елена Гущина, генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (Москва)

Если раньше лизинговые компании ограничивались кредитами российских банков, вексельными и облигационными займами, то сегодня крупнейшие из них имеют доступ к международному рынку капитала, используя секьюритизацию, синдицированные кредиты и другие формы мобилизации финансирования.

В частности, наша компания имеет прямые открытые лимиты от ведущих западных финансовых институтов, кроме того, в текущем году мы планируем выпуск CLN (среднесрочных кредитных нот) и организацию нескольких синдицированных кредитов для финансирования новых лизинговых проектов.

Лизинг коммерческой недвижимости

Среди новых продуктов, которые становятся все более востребованными на рынке, опрошенные нами компании отмечают лизинг коммерческой недвижимости. В прошлом году участники рынка говорили о существенных проблемах, препятствующих развитию этого инструмента. Несмотря на то что многие проблемы до сих пор остаются нерешенными, прогноз относительно развития лизинга коммерческой недвижимости достаточно благоприятен.

Так, Валерий Ярован, главный эксперт по маркетингу ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр Капитал» (Москва), отмечает, что доля лизинга недвижимости в европейских странах составляет в среднем 17% в общем объеме лизинговых операций, в то время как в нашей стране – пока около 1%. Это свидетельствует о том, что у рынка финансовой аренды зданий, сооружений и промышленных комплексов большой потенциал.

Личный опыт
Елена Гущина, генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (Москва)

Интерес к лизингу коммерческой недвижимости растет в основном со стороны представителей малого и среднего бизнеса. У небольших компаний очень велика потребность в коммерческой площади, но недостаточно собственных средств для ее приобретения.

Более того, сегодня компании сталкиваются с завышенной стоимостью аренды помещений. Договоры аренды зачастую заключаются на срок не более года, что делает неоправданными финансовые вложения арендаторов в отделку офисных помещений по собственным дизайн-проектам. А вероятность того, что арендатор впоследствии сможет выкупить в собственность используемую недвижимость, очень мала. Именно поэтому интерес к лизингу недвижимости растет.

Сергей Воробьев, финансовый директор ООО «Рельеф-Центр» (Рязань)

При попытке приобретения объектов недвижимости с помощью лизинга мы столкнулись с тем, что список требуемых документов постоянно увеличивался. Мы потратили на сделку один год и в итоге вынуждены были приобрести объекты за счет кредитных средств.

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса компании ЗАО «Европлан» (Москва)

Лизинг недвижимости растет меньшими темпами, чем, например, лизинг автотранспортных средств. Это объясняется в первую очередь тем, что не все лизинговые компании отработали процедуру – от оформления лизинга недвижимости до передачи предмета лизинга лизингополучателю.

Также существенным препятствием для развития лизинга недвижимости является то, что ее рыночная стоимость значительно превышает балансовую, – это создает трудности для продавцов. В то же время положительный налоговый эффект при лизинге недвижимости и преимущества по сравнению с кредитом дают нам основание полагать, что лизинг недвижимости будет развиваться в ближайшие годы быстрыми темпами.

Экспансия в регионы

По словам Елены Гущиной, генерального директора ООО «Лизинговая компания «Уралсиб», высокая конкуренция в столице заставляет лизинговые компании выходить на региональные рынки. Крупные игроки стремятся не упустить время и занять свое место в регионах либо за счет открытия своих филиалов, либо за счет покупки лизинговых компаний регионального уровня.

Валерий Ярован, главный эксперт по маркетингу ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр Капитал» (Москва), также отмечает, что почти все лидирующие универсальные лизинговые компании продолжили активное развитие региональных сетей. По мнению Александра Михайлова, директора по развитию бизнеса компании ЗАО «Европлан» (Москва), эта тенденция вызвана тем, что лизинговые компании стремятся к тому, чтобы их продукты «стали ближе к клиентам, бизнесы которых распределены по стране».

Перспективы рынка лизинга

В ближайшие годы, по мнению участников рынка, ожидается усиление конкуренции. Этому может способствовать, в частности, приход сильных западных игроков.

Личный опыт
Валерий Ярован, главный эксперт по маркетингу ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр Капитал» (Москва)

В долгосрочной перспективе российский лизинговый рынок продолжит расти. Несмотря на то что с 2001 года доля лизинга в ВВП и в инвестициях выросла более чем в два раза, в сопоставлении с другими странами она остается довольно небольшой.

Рост лизингового рынка, позволивший России выйти в 2006 году на 10-е место в мире по объему лизинговых операций, и стабилизация «правил игры» привлекли на наш рынок ряд крупных мировых лизинговых операторов. Ожидается, что в ближайшие годы масштабный приток иностранных инвестиций будет одной из главных движущих сил роста российского рынка лизинга, на котором значительно увеличится вес западных игроков.

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса ЗАО «Европлан» (Москва)

Мы прогнозируем приход крупных западных лизинговых компаний и банков, которые будут заинтересованы в приобретении наиболее успешных российских лизингодателей. Не исключен приход известных финансовых подразделений автопроизводителей в связи с продолжающимся ростом продаж автомобилей, который сохранится в 2007– 2008 годах.

Российские компании уже имеют опыт сотрудничества с западными лизингодателями, причем иногда у них возникают достаточно нестандартные проблемы. По словам Сергея Воробьева, финансового директора ООО «Рельеф-Центр» (Рязань), поскольку его предприятие сотрудничает с иностранными лизинговыми компаниями, то все договоры номинированы в евро или в долларах: «Не имея валютных потоков, мы вынуждены нести валютные риски при колебании курсов валют».

Вместе с тем рост конкуренции на рынке все-таки должен быть на руку компаниям-лизингополучателям, которые смогут получить более выгодные ценовые предложения. Уже сейчас в процессе переговоров сторонам удается улучшить условия сотрудничества. Так, Антон Ходарев, финансовый управляющий Группы компаний «Сапсан» (Москва), отмечает, что ему пришлось довольно долго торговаться с лизинговыми компаниями, но теперь Группа заключает выгодные договоры с лизингодателями.

Личный опыт
Елена Гущина, генеральный директор ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (Москва)

Безусловно, высокая конкуренция на рынке лизинга заставляет компании совершенствовать условия действующих программ по ценовым параметрам - за счет привлечения более дешевого и длительного западного финансирования и разработки специальных программ, предполагающих оперативное рассмотрение заявки и предоставление клиенту сопутствующих услуг.

Таким образом, компаниям следует ожидать как улучшения условий оказания лизинговых услуг, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль