«Финансовый директор должен уметь общаться с людьми»

3168
Чернецкая Анна
главный редактор журнала "Финансовый директор"
Как правило, будущие финансовые директора получают либо финансово-экономическое, либо техническое образование. Елена Шишкина начала свой путь в финансовые руководители с… лингвистики. Однако такой нетрадиционный старт карьеры не помешал Елене реализовать ряд инновационных методик в российской компании, а затем стать CFO крупной международной корпорации.
«Финансовый директор должен уметь общаться с людьми»Елена Шишкина,
CFO компании SAP СНГ

– Елена, финансовые директора с гуманитарным образованием – большая редкость. Что же привело Вас в финансы?

– Я никогда не была стопроцентным гуманитарием: мне одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Но больше всего мне нравились языки, поэтому мое первое образование – лингвистическое. Я всегда воспринимала первое образование как некую базу, на основе которой можно строить свою дальнейшую карьеру. Уже позже я поняла, что финансы – это та сфера, которая может быть мне интересна в плане развития карьеры. Именно поэтому я получила второе высшее экономическое образование, а затем и степень МВА в области финансов и риск-менеджмента University of Durham Business School в Великобритании.

– Вы стали финансовым руководителем именно после получения МВА?

– Да, через некоторое время после получения MBA меня пригласили в «АСБ-Рейтинг», где я ранее работала в отделе маркетинга, на должность финансового директора. Передо мной поставили задачу привнести в компанию современные западные технологии, что дало возможность применить на практике знания, полученные в бизнес-школе, и реализовать себя в профессии.

– Трудно ли было возглавить ФЭС, не имея опыта руководящей работы? С чего Вы начали?

– Небольшой управленческий опыт у меня уже был. В «АСБ-рейтинге» мне было не столь сложно, поскольку я уже знала и компанию, и сотрудников, хотя компания за два года моего отсутствия выросла в четыре раза. Кроме того, там была очень сильные финансисты.

В первое время я пыталась разобраться, как организована работа ФЭС, что хорошо, а что не очень, какие болевые точки нужно быстро устранять. Кроме того, акционеры наметили ориентиры. Во-первых, необходимо было оптимизировать процесс бюджетирования: сократить количество итераций утверждения бюджетов и повысить качество информации, которая выносится на собрание акционеров.

Во-вторых, нужно было внедрить новые технологии и методики, и я анализировала деятельность компании с точки зрения того, что уже несовременно или не отвечает требованиям динамичного роста, что можно изменить и улучшить.

Справка

Елена Шишкина родилась в 1973 году в Нижнем Новгороде. В 1995 году окончила Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова по специальности «Английский и немецкий языки»; в 1998 году – Московский институт современного бизнеса по специальности «Мировая экономика». В 2001 году получила степень MBA по специальности «Финансы и риск-менеджмент» University of Durham Business School, Великобритания. Начала свою карьеру в 1998 году в компании «АСБ-Рейтинг», где проработала около 5 лет, в 2002 году заняла должность финансового директора. В том же году стала старшим консультантом компании IM Russia Partners. В 2005–2007 годах занимала должность руководителя отдела по внутренним процессам управления компании SAP в странах СНГ. С 1 апреля 2007 года – Chief Financial Officer SAP СНГ.

– Какие новые методики Вам удалось внедрить?

– Первая – это кредитная политика, то есть условия работы с поставщиками и клиентами. Она разрабатывалась совместно с отделом маркетинга параллельно с ценовой политикой. За основу я взяла принципы кредитной политики банка, в частности определение категорий клиентов и поставщиков, плюс элементы факторинга в части методики расчета лимитов, и адаптировала их к бизнес-модели компании.

Мой второй проект был связан с методикой Activity Based Costing, знания о которой я черпала в том числе из журнала «Финансовый директор». Я довольно хорошо изучила этот метод в теории и понимала его плюсы и минусы. Элементы ABC я применяла для решения конкретных задач, например при формировании трансфертных цен для филиалов. Нам нужно было предложить объективный механизм для оценки рентабельности филиалов и показать пути управления ею.

Третий проект – создание модели факторного анализа финансово-экономической деятельности на основе ROI (модель DuPont) в совокупности с EVA. Этот инструмент позволил руководителям подразделений продаж управлять эффективностью через оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а финансовым подразделениям – управлять бюджетом и структурой капитала через финансовый рычаг и портфель кредитования.

– Если у Вас так успешно складывалась работа в «АСБ-Рейтинге», почему же Вы решили уйти из компании?

– Мне всегда хотелось большего, и со временем я поняла, что мечтаю работать в международной корпорации из сферы высоких технологий. Эта область постоянно развивается, а мне всегда нравилось динамичное окружение. Я начала интересоваться индустрией высоких технологий и телекоммуникаций, еще когда получала MBA: последние месяцы обучения я посвятила изучению вопросов управления, финансовой стратегии и риск-менеджмента в пяти ведущих европейских телекоммуникационных компаниях.

– А каким образом Вы оказались в компании SAP?

– Я рассматривала три компании, но когда меня пригласили на позицию внутреннего консультанта именно в SAP, то сразу согласилась. Эта была управленческая позиция, на которой я вместе с COO (Chief Operational Officer) должна была реализо-вывать программу изменений различных аспектов деятельности компании.

На тот момент для меня важнее была не должность, а окружение, в котором я буду работать. К тому же эта позиция сразу давала возможность разобраться в том, как функционирует компания, многому научиться и создать задел для будущей карьеры в SAP.

– У Вас были определенные ожидания, связанные с работой в международной компании. Насколько они совпали с реальностью?

– SAP превзошел мои ожидания, и это не реклама. Несмотря на то что это транснациональная корпорация, она оказалась более прозрачной и гибкой, чем я предполагала, и абсолютно творческой. У нас приветствуются новые идеи как в технологиях, так и в методах управления, а сотрудники могут реально повлиять на ситуацию. Серьезный плюс глобальной корпорации – доступность информационных ресурсов и знаний: всегда можно у кого-то проконсультироваться, у кого-то поучиться.

– Как Вы перешли на позицию CFO?

– Меня назвали кандидатом на эту должность за год до назначения. Поэтому в течение всего этого периода я завершала работу в старой должности, искала преемника на свое место и вводила его в курс дела. Помимо этого, проходила шестимесячный тренинг для знакомства с работой всех финансово-административных подразделений компании. Я вступила в новую должность 1 апреля этого года, однако уже с начала года мы вместе с предыдущим CFO работали, например, над закрытием квартала и в нескольких проектах.

– Какие подразделения входят в финансово-экономическую службу SAP?

– У нас нестандартная для российских компаний структура. В ФЭС входят подразделение контроллинга, которое занимается управленческим учетом, финансовым анализом и бизнес-планированием, отдел финансового учета и бухгалтерия, на которую возложены казначейские функции и налоговый учет.

Кроме того, есть контрактный отдел и отдел US GAAP, который совместно с юридической службой занимается вопросами оформления сделок и учетом оборотов от продажи лицензий. В подчинении CFO находятся еще подразделение стратегического консалтинга, риск-менеджмент и подразделение, контролирующее соблюдение требований акта Сарбейнса – Оксли, а также хозяйственно-административный отдел.

– Что из сделанного в профессии Вы можете занести в своей актив?

– Наверное, те проекты, которые мне удалось реализовать в «АСБ-Рейтинге» и в начале своего пути в SAP. Нельзя сказать, что все удалось на 100%, но тем не менее мне кажется, что большую часть из намеченного я осуществила.

Сегодня к своим достижениям я пытаюсь добавить построение сильной команды профессионалов, потому что очень многое зависит от людей. Чтобы деятельность компании, в том числе и финансовая, была успешной, люди должны получать удовлетворение от работы, она не должна быть для них источником стресса. Над этим я сейчас и работаю.

Совет начинающему финансовому директору от Елены Шишкиной

Следует как можно быстрее определить для себя основные задачи, которые необходимо решить, и правильно расставить приоритеты, то есть сосредоточиться на том, что максимально важно для компании в целом. Затем нужно понять, какие ресурсы есть для решения задач, и распорядиться ими как можно эффективнее. И еще: очень важно воспринимать финансы не как бэк-офис, а как ключевую бизнес-функцию.

– Что бы Вы изменили в своей карьере?

– Хотелось бы все делать чуть быстрее. Нужно было бы раньше найти себя в профессии, раньше начать заниматься финансами. Сейчас мне не хватает того технического опыта, который позволил бы сказать: да, я занималась учетом, я делала это своими руками. Я многое делала сама, но больше из управленческой области. Мне кажется также, что стоило бы чуть раньше начать получение сертификата АССА, на что сейчас катастрофически не хватает времени.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы построить успешную карьеру?

– Безусловно, это компетентность в профессиональной сфере и умение общаться с людьми. На позиции финансового директора это особенно важно. Конечно, удобнее сосредоточиться на табличках и цифрах и больше ни на что не обращать внимания. Но если не уметь общаться с людьми, есть опасность замкнуться в профессии и не замечать происходящего вокруг.

Второе – это высокая работоспособность и энергия, которых должно хватать не только на себя, но и на окружающих. Ну и, конечно же, нужно уметь находить баланс между работой, семьей и качественным отдыхом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль