• Главная страница
  • » Статьи
  • » Налоги
  • » Условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные капиталы организаций

Условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные капиталы организаций

11656
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), является льготой, которая представляет значительный интерес для российских производственных компаний. Но чтобы воспользоваться ею на практике, претендент на данное освобождение должен быть осведомлен относительно основных принципов и правил его получения. Кроме того, в последующем использовании ввезенного оборудования есть некоторые моменты, о которых нужно иметь четкое представление и учитывать их заранее.

Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований:

  • ввозимые товары не являются подакцизными;
  • ввозимые товары относятся к основным производственным фондам;
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если:

  • поставка осуществляется иностранным инвестором, являющимся собственником товаров,
  • либо поставка происходит по договору (контракту) иностранного инвестора, который вносит его в уставный капитал российской организации – получателя товаров. В этом случае иностранный инвестор выступает в качестве покупателя иностранного оборудования.

Льгота по уплате НДС

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и российским юридическим лицом.

В действующем российском законодательстве о налогах и сборах понятие «технологическое оборудование» отсутствует. Поэтому претендентам на данную льготу следует исходить из того, что таможенные органы принимают решения о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимого оборудования, руководствуясь тем Перечнем оборудования, которое отнесено к технологическому 1 обновленным Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1384.

Отсутствие четкого понятия в законодательстве создает определенные сложности. Известны попытки сформулировать определение «технологическое оборудование». Например, в судебном Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 N А56-10865/04 технологическое оборудование представляется как совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, используемых для обработки или переработки материалов определенной отрасли производства.

Что же касается оборудования, не включенного в данный перечень, но которое может быть отнесено к технологическому, освобождение от НДС предоставляется таможенными органами на основании соответствующих подтверждений ФТС России об отнесении ввозимого оборудования к технологическому.

Таким образом, к этому разряду может быть отнесено большинство видов оборудования, которое предназначено для производственных целей и классифицировано в ТН ВЭД в следующих группах:

  • группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части»;
  • группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности»;
  • группа 86 «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части»;
  • группа 90 «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические, их части и принадлежности».

Подтверждения ФТС России по конкретным запросам получателей товаров могут быть даны на основании представленной ими информации о виде оборудования, его роли в технологии производства товаров или средств производства, а так же других сведений об оборудовании. Кроме того, указанные подтверждения ФТС России, срок действия которых не ограничен, могут быть даны на основании заключений Минпромэнерго России (Федерального агентства по промышленности) о возможности использования ввозимого оборудования как технологического.

Известны также примеры, когда признание оборудования технологическим осуществлялось в ходе рассмотрения конфликта организации и таможенного органа (например, Постановления ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05 по делу N А40-12709/05-119-134, ФАС Уральского округа от 14.12.2004 N Ф09-5283/04-АК и др.)

Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей

Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.

Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах 2, позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.

Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.

Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала3.

Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока.

В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество – как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.

С каким таможенным органом контактировать претенденту на освобождение

Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.

В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.

В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.

Распоряжение ввезенным оборудованием и льгота по таможенным платежам

Предположим, что все сложности с получением льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал успешно преодолены. Однако при изменении условий хозяйствования или планов стратегического развития у организации вновь могут возникнуть сложности и вопросы с дальнейшим использованием имущества. Как правило, потенциальные проблемы обусловлены как раз тем фактором, что ввезенное и оформленное как вклад в уставный капитал имущество согласно ст. 151 ТК РФ считается условно выпущенным и потому имеет статус иностранного товара.

Согласно ст. 319 ТК РФ, если в отношении товаров предоставлено условное освобождение от уплаты пошлин и налогов, они не уплачиваются в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Соответственно, несоблюдение условий выпуска этих товаров, то есть, нарушение ограничений по пользованию и распоряжению ими обусловливает обязанность организации уплатить не только таможенные платежи (ст. 320 ТК РФ), но так же и пени в связи с фактически выявившейся просрочкой их уплаты в бюджет (ст. 349 ТК РФ). Сроки уплаты таможенных пошлин (налогов) для целей исчисления пеней в соответствии с п. 4 ст. 329 ТК РФ отсчитываются от первого дня, когда были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин (налогов) будет считаться день принятия таможенным органом таможенной декларации на эти товары.

Финансовые потери организации пенями не исчерпаются. Статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение условий выпуска товаров предусмотрены весьма серьезные санкции. Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа в размере от 1/3 до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой.

Упомянутые ограничения в использовании товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, состоят в том, что это имущество не может быть реализовано на территории Российской Федерации без уплаты таможенных платежей, освобождение от которых было предоставлено при их ввозе. В случае реализации таких товаров возникает бесспорная обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Другими словами, условие выпуска данных товаров считается не нарушенным лишь до тех пор, пока они стоят на балансе организации, в уставный капитал которой были внесены в качестве основных средств. Последнее связано с квалификацией ввезенного имущества как технологического оборудования, что является одним из условий предоставления освобождения.

При этом не имеет значения, при каких обстоятельствах организация рассталась с оборудованием, при ввозе которого были предоставлены льготы. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А44-4842/04-С3 было отмечено, что даже в случае утраты имущества в результате неправомерных действий третьих лиц следует констатировать изменение целевого назначения, влекущее обязанность «бывшего собственника» доплатить НДС. Если реализация такого имущества происходит при банкротстве организации, то даже такие чрезвычайные обстоятельства также не считаются судами (и тем более - таможенными органами) достаточным основанием для неуплаты «таможенного» НДС, льгота по которому была предоставлена при его ввозе в качестве вклада в уставный капитал. Примером такого негативного для организации подхода может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2005 N А11-14346/2004-К2-22/12106/21.

С другой стороны заметим, что если оборудование находится на балансе организации-получателя вклада в уставной капитал, но временно не участвует в производственном процессе, то согласно действующему таможенному законодательству это не свидетельствует о нецелевом его использовании. Отсутствует также запрет на установление обременений данного имущества, например, путем его передачи в залог. Однако это не помешает судам в аналогичных случаях принимать решения не в пользу организаций (например, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N А29-5235/02А и 14.02.2005 N А29-5245/2004а). Таким образом, для организации риск предъявления к ней требований об уплате таможенных платежей в этом случае все-таки существует.

Строго говоря, нет оснований для предъявления претензий таможенными органами и к организации-собственнику ввезенного оборудования как в связи с нарушением условий ввоза, так и в случае, когда оборудование сдается в аренду или предоставляется в безвозмездное пользование другой организации. Ведь в таких обстоятельствах формально не нарушаются ограничения по пользованию и распоряжению ввезенным технологическим оборудованием: смены собственника не происходит, и оборудование продолжает использоваться в технологическом процессе, для которого оно было изначально предназначено.

В то же время, есть риск того, что таможенные органы все же могут предъявить претензии, усмотрев изменение статуса оборудования в связи с прекращением его использования организацией – получателем в собственном производстве. Они склонны считать нарушением любое использование товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми была предоставлена льгота (см. распоряжение ГТК РФ от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" в ред. от 25.12.2006). Основываясь на нормах таможенного законодательства, организация имеет определенные шансы отстоять свою позицию в судебном споре. Но говорить о том, что суды по данному вопросу являются защитниками интересов налогоплательщика, пока нельзя.

Не менее серьезные проблемы ожидают организацию, если оборудование, полученное в качестве вклада в уставный капитал с освобождением от таможенных платежей, потребуется списать в связи с его моральным устареванием или физическим износом. Обычный порядок ликвидации такого имущества (демонтаж своими силами или с привлечением подрядчика, оприходование материалов и утилизация отходов) в данном случае также может повлечь за собой обязанность уплатить таможенные платежи. Единственный вариант избежать этого – изменить таможенный режим на «отказ в пользу государства». Заметим, что даже в случае заявления по такому оборудованию таможенного режима «уничтожение», организация будет обязана осуществить таможенное оформление продуктов переработки (ликвидации оборудования) с уплатой соответствующих таможенных платежей в режиме импорта.

А вот возврат оборудования учредителю (в том числе, с последующим получением взамен вклада в уставный капитал денежными средствами) либо его реализация зарубежному покупателю является достаточно безболезненным решением с точки зрения обязательств организации по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный режим необходимо изменить на режим «реэкспорта», что позволит не уплачивать НДС и таможенные пошлины, освобождение от которых было ранее получено. Заплатить придется только за таможенное оформление. Но зато мероприятия, которые необходимо предпринять организации в связи с изменением порядка осуществления участником вклада в уставный капитал, вряд ли можно назвать легкими и необременительными. В первом из рассматриваемых случаев - вывоза оборудования обратно за рубеж - нужно будет внести многочисленные изменения в учредительные документы.

Лишь получение разрешения таможенного органа на использование указанных товаров «в иных целях» с уплатой таможенных пошлин и налогов не влечет начисления пени и не рассматривается как совершение административного правонарушения.

1 Данный перечень приведен в приложении к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 07.02.2001 г. № 131)
2 Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3 Например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 и 25 сентября 2006, Дело N 09АП-11743/06-АК, № 09АП-12616/06-АК, от 19 и 26 июня 2006 г. Дело N 09АП-6224/06-АК, Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда у Вас наивысшая нагрузка на работе?

  • Начало марта 37.5%
  • Середина марта 12.5%
  • Конец марта 25%
  • Начало апреля 0%
  • Середина апреля 12.5%
  • Конец апреля 12.5%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль