Инвестиционный климат в Казахстане и Узбекистане

4206
Кузьмина Елена
старший научный сотрудник Института экономики РАН
Казахстан занимает лидирующие позиции в Центральной Азии по уровню социально-экономического развития. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2005 году среди 208 стран мира Казахстан занял 97-е место по производству ВВП на душу населения, тогда как Узбекистан – 167-е, Кыргызстан – 174-е, Таджикистан – 185-е. Его инвестиционный рынок можно охарактеризовать как динамично раз­вивающийся: последние пять лет ВВП увеличивается на более чем 9% в год, инфляция не превышает 7%.

Казахстан

Приток прямых инве­стиций с 1993 по 2005 годы в экономику страны со­ставил $40,5 млрд, в том числе в 2005 г. – $6,5 млрд, в расчете на душу населения – $433 – самый высокий показатель среди стран СНГ.  Если в 1999 г. в Казахстане  действовало 1865 предприятий с участием иностранного капитала, то в 2005 году – уже 8185. Среди стран-инвесторов лидирует США, на нее приходится около трети всего объема прямых иностранных инвестиций, причем большинство из них – в нефтегазовую отрасль. Также значительны инвестиции таких стран, как Нидерланды, Великобритания, Ита­лия и Китай; из стран СНГ – Россия, Белоруссия и Украина.

Приоритетные отрасли

В настоящее время привлечение инвестиционного капитала в экономику страны – одна из приоритетных задач ее правительства. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 436 от 8 мая 2003 года был утвержден перечень приоритетных отраслей экономики, по которым предоставляются инвестиционные преференции: некоторые виды деятельности сельского хозяйства, производство пищевых продуктов, одежды, бумаги, текстильное производство, производство неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, химическое производство, строительство, транспорт, предоставление услуг гостиницами и ресторанами, другие сферы экономики Казахстана. Постановление также устанавливает максимальный объем инвестиций и максимальное количество лет, в течение которых могут действовать налоговые льготы, в зависимости от вида деятельности и объема инвестиций.

В сентябре 2005 года Правительство утвердило новый перечень приоритетных, с точки зрения инвестиций, видов деятельности. Сегодня таких 237: сельское хозяйство, легкая, химическая и металлургическая промышленность, производство машин и оборудования, электроэнергетика, транспортная деятельность, производство стройматериалов и др. Необходимость пересмотра упомянутого перечня, действующего с 2003 года, обусловлена в первую очередь созданием кластеров в нескольких перспективных секторах.

К примеру, исходя из плана формирования кластера транспортно-логистических услуг, список дополнен такими видами деятельности, как эксплуатация транспортных терминалов (портов, вокзалов, станций, пристаней и причалов), а также такими видами, как складирование и перегрузка грузов (логистические центры и склады). Для развития же туристского кластера необходимо как можно больше гостиниц, и поэтому в перечень включена деятельность гостиниц.

Условия для инвестора

В Казахстане пока отсутствует еди­ная законодательная программа по привлечению иностранных инве­стиций, в которой были бы предусмотрены дополнительные или первоочередные льготы инвесторам в определенных отраслях или на территориях. Однако приняты отдельные законодательные акты и проведен ряд организационных мероприятий, способствующих укреплению инвестиционной привлекательности страны.

Так, в январе 2003 года принят Закон «Об инвестициях», который  регламентирует равенство мер стимулирования как иностранных, так и  отечественных инвестиций, предоставляет гарантии защиты прав инвесторов, определяет порядок разрешения споров с участием инвесторов. Согласно Закону «Об инвестициях» в случае национализации любые убытки, понесенные инвестором, должны быть компенсированы в полной мере, в то время как реквизиция имущества инвестора осуществляется только с выплатой ему рыночной стоимости имущества.

В новой редакции  закона  нет статьи, предусматривающей защиту инвестиций от изменений в законодательстве, ухудшающих положение инвестора, в течение 10-летнего периода с момента инвестирования или на срок действия контракта с уполномоченными государственными органами, если инвестиции осуществлялись на основании долгосрочных контрактов (то есть более 10 лет). Гарантии стабильности инвестиционного контракта распространяются только на инвесторов, работающих по инвестиционным контрактам, заключенным с уполномоченным государством Комитетом по инвестициям министерства индустрии и торговли.

Эти гарантии не распространяются на изменения в законодательстве, касающиеся вопросов национальной безопасности, защиты окружающей среды и здоровья населения. Они также  не распространяются на поправки в законодательстве по порядку и условиям импорта и/или производства, и/или реализации подакцизных товаров, а также импорта готовой продукции, предназначенной для реализации. Что позволяет говорить о неполной защите инвесторов от новых законов и норм регулирования.

Иностранным  инвесторам (в том числе и российским компаниям) предоставляются некоторые виды инвестиционных преференций. В  том числе по корпоративному подоходному налогу (КПН или налогу на прибыль) сроком до 10 лет (для вновь созданных предприятий – освобождение, для действующих предприятий – право отнесения на вычеты стоимости фиксированных активов, приобретенных в рамках реализации инвестиционного проекта);  по налогу на имущество и земельному налогу –   сроком до пяти лет. Иностранные  компании освобождаются от обложения таможенными пошлинами ввозимого оборудования (предназначенного для реализации инвестиционного проекта), а также комплектующих к нему.

Компании с  иностранным уставным капиталом могут претендовать на государственные натурные гранты: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и проч.

Все перечисленные льготы предоставляются при условии, если инвестор выполняет следующие требования:
– вкладывает средства в приоритетную отрасль экономики Казахстана;
– вкладывает средства в фиксированные активы предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству Казахстана, для создания нового, расширения и обновления действующего производства с применением современных технологий;
– предоставляет в соответствующие государственные органы документы, подтверждающие наличие финансовых, технических и организационных ресурсов, необходимых для реализации заявленного инвестиционного проекта.

Инвестиционные льготы предоставляются Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Казахстана (уполномоченным государственным органом) на основании инвестиционного соглашения.

Следует отметить, что  для инвесторов в нефтегазовый сектор предусмотрен совершенно другой налоговый режим, он  подчиняется законам о недрах и недропользовании, а  также соглашению о разделе продукции (СРП).

Требования при заключении контрактов на предоставление инвестиционных преференций следующие: инвестиционные предложения должны соответствовать перечню приоритетных видов деятельности, средства вкладываются только  в фиксированные активы, а  не в оборотный капитал. В заявке в Комитет по инвестициям  необходимо указывать: что это за предприятие, сумму уставного капитала, краткое описание проекта.

Кроме того, нужно приложить бизнес-план и подтвердить наличие необходимых финансовых ресурсов. Когда предприниматель планирует реализовать проект за счет собственных средств, то он должен представить бухгалтерский баланс своего предприятия. В случае, если проект будет финансироваться за счет заемных ресурсов, его инициатор предоставляет вместе с заявкой копию кредитного договора. Если проект предусматривает строительно-монтажные работы, то нужно предоставить копию сметы.

С 1 января 2004 года Налоговый кодекс предусматривает определенные налоговые льготы для предприятий, осуществляющих деятельность на территории специальных экономических зон. В настоящее время в Казахстане существуют три специальные экономические зоны: «Астана – новый город», «Парк информационных технологий» и «Морпорт Актау». Льготы включают уменьшение КПН, уплачиваемого в бюджет, на 50 или 100%, в зависимости от специальной экономической зоны, а также освобождение от земельного налога и налога на имущество.

Форма присутствия

Наиболее популярной организационно-правовой формой предприятия в Казахстане, с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, является товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Минимальный размер уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью равен 100 МРП (примерно $747). Вклад в уставной капитал ТОО может быть внесен как в денежной, так и натуральной форме. В случае, если стоимость вкладов в натуральной форме превышает 20 000 МРП (примерно $149 385), оценка стоимости должна быть подтверждена  независимым экспертом.

Иностранная компания, не желающая образовывать юридическое лицо в Казахстане, может открыть на территории республики свое представительство или филиал. Представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, могут создаваться для целей сбора информации, установления деловых контактов и не должны заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью. Поэтому «коммерческим» представительствам, по казахским законам, необходимо перерегистрироваться в филиалы, которые также являются структурными подразделениями иностранных юридических лиц и могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для регистрации юридического лица в орган юстиции подаются следующие документы (полный перечень перечисленными документами не ограничивается): заявление о государственной регистрации; устав юридического лица; документ, подтверждающий принятие учредителями решения об образовании юридического лица (например протокол заседания учредителей); выписка из торгового реестра, подтверждающая правовой статус иностранного инвестора (например свидетельство об учреждении); письмо или справка об отсутствии задолженности учредителей перед государственным бюджетом, выданные налоговыми органами Казахстана; копия паспорта директора создаваемого юридического лица; свидетельство регистрации налогоплательщика, выданное директору создаваемого юридического лица; копия договора аренды или иного документа, подтверждающего наличие у компании помещения для осуществления заявленной деятельности; доверенность, выданная компанией-учредителем лицу, уполномоченному зарегистрировать юридическое лицо от ее имени; квитанция об уплате сбора за государственную регистрацию.

Порядок регистрации представительств или филиалов иностранных юридических лиц во многом аналогичен регистрации казахстанских юридических лиц. Основное отличие заключается в перечне документов, подаваемых в орган юстиции. Они включают заявление о государственной регистрации представительства (филиала); положение о представительстве (филиале), утвержденное иностранным юридическим лицом; протокол заседания (решение учредителей) об образовании представительства (филиала) в Казахстане; копия устава или учредительных документов иностранного юридического лица, регистрирующего представительство (филиал); выписка из торгового реестра, подтверждающая правовой статус иностранного инвестора (например свидетельство об учреждении); доверенность, выданная руководителю представительства (филиала); копия паспорта руководителя представительства (филиала); свидетельство регистрации налогоплательщика, выданное руководителю представительства (филиала); доверенность, выданная лицу, уполномоченному зарегистрировать представительство (филиал) от имени иностранного юридического лица; копия договора аренды или иного документа, подтверждающего юридический адрес представительства (филиала); квитанция об уплате сбора за государственную регистрацию.

В обоих случаях документы, подаваемые в органы юстиции, должны быть легализованы/апостилированы, переведены на казахский и русский языки и нотариально заверены.

Узбекистан

В настоящее время иностранные инвестиции сосредоточены в нескольких отраслях экономики Узбекистана: разработка минерально-сырьевых ресурсов с целью их экспорта; производство импортозаменяющей продукции потребительского спроса в промышленности; объекты экономической и социальной инфраструктуры. Располагая богатыми и разнообразными сырьевыми ресурсами, Узбекистан готов  задействовать  иностранный капитал  именно там, где для их разработки необходимо использование  новой техники и  оборудования. На отрасли, связанные с добычей и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, приходится до 30-40%  всех иностранных инвестиций.

Приоритетные отрасли

В Узбекистане законодательно поощряются прямые иностранные инвестиции, особенно в приоритетных отраслях экономики, таких как производство и  переработка  сельскохозяйственной продукции, производство  товаров народного потребления и строительных материалов, медицинского оборудования, машин и оборудования для сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, заготовка и переработка вторичного сырья и бытовых отходов.

Правительство уделяет особое внимание  привлечению иностранных инвестиций в развитие регионов Узбекистана. Для этого регулярно постановлением Кабинета министров утверждается  программа создания в регионах республики предприятий с иностранными инвестициями, которая  планирует создание таких предприятий с иностранными инвестициями во всех отраслях экономики, как: переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, легкая промышленность (производство текстильных изделий, пряжи, переработка хлопка и т.д.), производство строительных материалов, пищевая, химическая, электротехническая, машиностроение, производство товаров народного потребления и в прочих отраслях.

Условия для инвестора

В 1998 году  были приняты новые редакции законов «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты  прав иностранных инвесторов», которые закрепили и  даже усилили гарантии по защите  иностранных инвестиций. В частности, указанные  гарантии включают: защиту государством прав  иностранных инвесторов, осуществляющих  инвестиционную деятельность на территории Узбекистана; отсутствие  обратной силы актов законодательства, в том числе ведомственных нормативных документов, актов, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям, и право инвестора по своему   усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования; запрет на национализацию иностранных инвесторов и иных их активов, а также их реквизицию, за исключением  случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии; свобода использования средств в иностранной валюте в республике и вывоза без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и  других платежей, установленных законодательством республики; возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением  инвестиционной деятельности.

В дополнение  к этим законодательным актам иностранные инвестиции в Узбекистане подчиняются   основным законам регулирования  внешнеэкономической деятельности. До тех пор, пока каждая инвестиция в республике  подтверждена разными  комбинациями юридических документов, большинство иностранных инвесторов сталкивается с законами, регламентирующими налогообложение и конвертацию иностранной валюты (высказывание неясно, нужно пояснить).

Предприятиям с иностранными инвестициями  предоставляются следующие льготы в сфере налогообложения:
– освобождение от уплаты налога на доход (прибыль) в течение семи лет, если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов Государственной инвестиционной программы;

– вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), уплачивают налог на доход (прибыль) в первый год с момента регистрации в размере 25% и во второй год в размере 50% от установленной ставки. В последующие годы налог уплачивается в полном размере по установленной ставке;

– вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), созданные на территории поселков, кишлаков и аулов, в первый год с момента регистрации освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), во второй год уплачивают налог в размере 25% и в третий год в размере 50% от установленной ставки. В последующие годы налог уплачивается в полном размере по установленной ставке;

– 50%-ное снижение налога на доход (прибыль), если компания экспортирует не менее 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг); 30%-ное снижение налога на доход (прибыль), если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);

– освобождение на 5-летний срок от уплаты налога на доход (прибыль) юридических лиц, единого налога (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) в части продукции, произведенной по проектам локализации, – если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации;

– вновь созданные предприятия освобождаются от налога на имущество в течение двух лет с момента регистрации;

– освобождение на пять лет от уплаты налога на имущество в части основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции, – если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации;

– освобождение на пять лет от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые технологическое оборудование и запасные части к нему, а также материалы и компоненты, не производимые в республике и используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции, – если иностранные инвестиции осуществляются по проекту, указанному в перечне проектов программы Локализации;

– освобождение ПИИ, занимающейся производственной деятельностью, от уплаты земельного налога на два года с момента регистрации.

От таможенной пошлины также освобождаются:
– имущество, ввозимое иностранными инвесторами в республику для собственно производственных нужд, а также для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Узбекистане в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

– товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику страны на общую сумму более $50 млн, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

– товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;

– технологическое оборудование, ввозимое на таможенную территорию Республики Узбекистан иностранными инвесторами в качестве их вклада в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями.

Кроме того, если предприятия с иностранными инвестициями получают свыше 60% доходов от продажи произведенной продукции или услуг, оно считается производственным предприятием с иностранными инвестициями. Таким предприятиям предоставляются дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы и стимулы.

Форма участия

Предприятия с участием иностранного капитала проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции и хокимиятах (областные или городские власти)  Узбекистана и получают статус юридического лица. В Министерстве юстиции должны получать государственную регистрацию предприятия, у которых: размер уставного фонда  не может  быть  менее суммы, эквивалентной $150 тыс., а также у кого доля иностранных инвестиций составляет не менее 30% уставного фонда предприятия.

К моменту государственной регистрации предприятие должно внести в уставной фонд не менее 30% от его размера. Если указанные 30% превышают сумму в  $50 тыс., то к моменту государственной регистрации предприятие должно внести в уставной фонд $50 тыс.. Если в качестве первоначального взноса в уставной фонд поступает собственность, то предприятие должно предоставить в регистрирующий орган заключение  Государственного комитета по науке и технике РУз о ее оценке.

При создании совместного предприятия (СП) или преобразовании существующего узбекского предприятия в СП с программой инвестирования, оцениваемой на сумму $20 млн и более, в регистрирующий орган предоставляется согласие Кабинета министров Узбекистана.

Если учредителем предприятия от  узбекской стороны  выступает  предприятие с  государственной формой собственности, дополнительно представляется в регистрирующий орган решение Госкомимущества  Республики Узбекистан или его территориальных органов о передаче и оценке государственного имущества, передаваемого предприятию.

Предприятие с иностранными инвестициями после государственной регистрации в течение трех дней должно быть включено в государственный реестр участников внешнеэкономических связей в Министерстве внешнеэкономических связей.

Ограничения

Присутствие иностранных компаний в Узбекистане сдерживается существующими в стране ограничениями  на конвертацию валюты, а также требованиями по обязательной продаже части валютной  выручки. Из-за чего зарубежные компании сталкиваются с проблемой  репатриации своей прибыли, а это приводит в свою очередь к невозможности импорта  необходимых для их деятельности товаров и сырьевых материалов. Многообразие местных и республиканских налогов ограничивает  положительный эффект  от иностранных инвестиций, уменьшает привлекательность инвестиционных возможностей страны.

Так, по международным стандартам,  НДС не является налогом на бизнес, а только налогом на потребление, а в Узбекистане он взимается  в размере 20% при покупке инвестиционного оборудования, необходимого для  производственной деятельности. Также иностранные инвесторы считают слишком обременительным  и ставки налога на  прибыль, действующие  в республике.  По их мнению, подоходный налог с физических лиц и взносы в пенсионный фонд сильно увеличивают затраты  на привлечение рабочей силы.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль