«Неправильно считать, что после IPO жизнь компании только начинается»

2114
Чернецкая Анна
главный редактор журнала "Финансовый директор"
По оценкам аналитиков, сектор электроэнергетики на фондовом рынке последние месяцы активно растет, что во многом объясняется реформой в отрасли и успешным IPO ОГК-1. В результате интерес к работе оптово-генерирующих компаний существенно возрос. О том, какая работа по реорганизации структуры управления и внедрению новых бизнес-процессов проводится в ОГК-1, рассказал финансовый директор компании.
«Неправильно считать, что после IPO жизнь компании только начинается»Интервью с финансовым директором ОАО «ОГК-1»
Сергеем Кировым

 

– Каким образом Вы оптимизируете структуру управления в ОГК-1?

– Как известно, компания у нас очень молодая, образованная в ходе реформирования РАО «ЕЭС России». Цель реформирования – создание в России конкурентного рынка реализации электроэнергии, а в рамках этого – привлечение дополнительных денежных средств в виде инвестиций на развитие производства электроэнергии. Поэтому прежде чем оптимизировать структуру управления, мы по-новому взглянули на нее, можно сказать, глазами частных инвесторов.

Инвестору, перед тем как вложить деньги и получать отдачу на вложенный капитал, необходимо четко понимать перспективы развития компании, что все процессы в ней управляемы, построены системы контроля и управления рисками. Поэтому мы занимаемся приведением всех корпоративных процедур управления компанией в соответствие с необходимыми стандартами.

– Что уже сделано в компании в этом направлении?

– Компания решила внедрить процессно-ориентированную структуру управления. Мы уже описали все основные бизнес-процессы, после чего будем их анализировать на предмет наличия дублирующих функций, распределения полномочий и ответственности, принимать решение об их оптимизации и реинжиниринге. Описание бизнес-процессов компания осуществляла собственными силами, но в будущем мы планируем привлечь консалтинговую компанию для независимого аудита наших предложений по перестройке бизнес-процессов.

На сегодняшний день у нас отстроены системы бизнес-планирования и бюджетирования, а также внедрены некоторые аспекты управленческого учета и внутреннего контроля. Вместе с тем основная работа по внедрению систем управленческого учета, внутреннего контроля и риск-менеджмента еще только предстоит.

– Внедрением систем внутреннего контроля и риск-менеджмента занимается в компании финансовый департамент?

– Инициатором данного процесса действительно был наш департамент. Уже внедрены определенные элементы системы контроля в части учетной политики, регламента прохождения договоров, в частности контроля соответствия платежей бюджету. Сейчас идет речь о том, чтобы увязать их в единое целое. Масштабный проект по внедрению данных систем находится пока в стадии запуска, и только по его окончании будет понятно, войдут ли соответствующие службы в состав ФЭС, или курировать их работу будет отдельный заместитель генерального директора. Главное – избежать конфликта интересов между различными службами внутри компании.

Справка о компании

ОАО «ОГК-1» зарегистрировано как производитель и поставщик электрической и тепловой энергии 23 мaрта 2005 года. В состав ОГК-1 сегодня входят шесть ГРЭС – Ириклинская, Нижневартовская, Каширская, Пермская, Уренгойская, Верхнетагильская. Общая численность сотрудников в 2006 году – 6167 человек. Выручка компании от реализации продукции в 2006 году составила 13 048 млн рублей.

– Какова сегодня структура финансово-экономической службы?

– В финансово-экономическую службу входят четыре департамента. Это департамент финансов, который подразделяется на финансовый отдел и казначейство; департамент экономики, куда входят отделы ценообразования и бизнес-планирования; департамент управленческого учета, который включает отделы управленческого учета и финансового контроля, и, наконец, департамент учета, объединяющий отделы бухгалтерского учета (по РСБУ), налогового учета и составления отчетности по МСФО.

– Составление первой отчетности по МСФО всегда связано с определенными проблемами. С какими трудностями пришлось столкнуться вашей компании в ходе этой работы?

– Первая отчетность по МСФО формировалась нашей компанией по итогам 2005 года. Основная проблема была связана с тем, что в 2005 году еще не была окончательно сформирована юридическая структура компании – не все ГРЭС были присоединены к ОГК-1. На первом этапе создания компании – 23 марта 2005 года – в уставный капитал со стороны единственного акционера, РАО «ЕЭС России», были внесены акции Пермской ГРЭС и имущество Верхнетагильской ГРЭС. По остальным станциям функции управления были переданы 27 октября 2005 года.

Перед формированием отчетности за 2005 год у руководства компании возникли вопросы относительно определения группы консолидируемых предприятий, метода консолидации, оценки переданных в уставный капитал активов. Сложность задачи возрастала из-за изменения существующих и появления новых международных стандартов финансовой отчетности. В 2005 году для решения этих задач привлекались консультанты и аудиторы, которые должны были осуществлять непосредственно трансформацию отчетности.

Однако и они не смогли быстро решить все проблемы. Поэтому подготовка финансовой отчетности за 2005 год затянулась на достаточно длительный период. В результате отчетность группы ОГК-1 была сформирована по Пермской и Верхнетагильской ГРЭС, другие станции не отвечали определению подконтрольности. В отношении остальных ГРЭС в примечаниях было раскрыто влияние их присоединения на чистые активы ОГК-1, как если бы объединение произошло до 31 декабря 2005 года.

Отчетность за 2006 год будет включать результаты деятельности всех шести станций, поскольку произошло их юридическое присоединение к ОГК-1. Сравнительные данные за 2005 год будут пересчитаны в соответствии с методом объединения интересов и включат сведения по шести станциям. Мы решили, что отчетность по МСФО за 2006 год будем составлять собственными силами.

– Почему было принято такое решение, и каким образом будет осуществляться трансформация?

– С одной стороны, мы стремились снизить свои затраты, а с другой – нарастить уровень компетенции собственных специалистов. В компании уже появился некий опыт формирования отчетности по МСФО, а также люди, которые умеют и знают, как это делать. Специально для трансформации отчетности у нас создан отдел в составе трех человек. При этом мы понимаем те методологические сложности, которые возникают при формировании сопоставимых данных. Однако мы попытались по возможности минимизировать их.

Уже в 2005 году, когда организовалась компания, мы начали разработку единой учетной политики, а в 2006 году она стала обязательной для применения всеми станциями. Это в определенном смысле облегчило нашу работу по консолидации данных, потому что принципы учета были одинаковыми. Пока мы получаем отчетность методом последующей трансформации. Из-за этого, конечно же, процедура подготовки отчетности занимает достаточно продолжительное время – четыре месяца. Из этих четырех месяцев один потребуется на проведение аудита отчетности. Таким образом, мы планируем выпустить проаудированную отчетность за 2006 год к 1 мая нынешнего года.

– Планируете ли Вы сократить сроки подготовки отчетности по международным стандартам?

– Да, планы у нас амбициозные. Во-первых, с 2007 года мы планируем формировать по международным стандартам не только годовую отчетность, но и отчетность за 6 и 9 месяцев. Во-вторых, с 2008 года компания собирается формировать ежемесячную отчетность путем параллельной, а не последующей, как сегодня, трансформации. Ну и, наконец, в-третьих, примерно в то же время мы планируем реализовать проект по быстрому закрытию периода: для ежемесячной отчетности – это 10–15 число месяца, следующего за отчетным, для годовой – чуть более продолжительный период.

– Какие рекомендации Вы могли бы дать коллегам, впервые составляющим отчетность по МСФО?

– Я думаю, что при составлении первой отчетности по МСФО лучше воспользоваться опытом консультантов, привлечь специалистов, которые уже делали это неоднократно. Лучше, если это будут аудиторы из «большой четверки», потому что уровень их компетенции по международным стандартам существенно выше, чем у остальных компаний.

– На базе какой информационной платформы Вы сегодня работаете?

– Пока мы работаем на базе программы «1С». Это связано с тем, что при создании ОГК мы получили сеть филиалов с различными информационными системами – где-то это был SAP, где-то Oracle, где-то «1С», а где-то вообще Excel. Поэтому программу «1С» мы решили использовать как самый простой и наименее затратный вариант на переходный период – примерно на год-полтора. Сейчас компания находится в стадии принятия решения, какая информационная система будет обслуживать наш бизнес в дальнейшем. В частности, у нас есть достаточно успешный опыт работ с системой Oracle Business Suite на Пермской ГРЭС.

– Сергей, последний вопрос: на что следует обращать внимание финансовым руководителям компаний при подготовке к первичному размещению. Оправдан ли этот механизм привлечения денежных средств для среднего бизнеса?

– На мой взгляд, ошибка некоторых компаний в том, что для них IPO - это некая самоцель. Однако я убежден, что нельзя рассматривать IPO как точку отсчета, с которой жизнь начинается или на которой, наоборот, жизнь заканчивается. При этом IPO - не самый дешевый способ привлечения денежных средств, поэтому нужно тщательно соотнести предполагаемые выгоды от IPO с затратами на этот процесс, после чего принимать окончательное решение.

1 См. «Финансовый директор», 2007, № 3.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль