Основные изменения в налоговом законодательстве

1791
С 1 января 2007 года вступают в силу изменения в первую и вторую части Налогового кодекса. Наиболее существенные нововведения затронули порядок налогового администрирования: правила исчисления сроков, исполнения обязанности по уплате налога и проведения налоговых проверок, представления налоговой отчетности и еще целый ряд важных для налогоплательщиков вопросов. Кроме того, внесены изменения, касающиеся уплаты некоторых налогов, на которые налогоплательщикам важно обратить внимание.

Нововведения в налоговом администрировании

Анна Легейда, юрисконсульт департамента налогов и права ФБК

Большинство изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.06 № 137-ФЗ (далее – Закон № 137-ФЗ) в первую часть Налогового кодекса, вступили в силу с 1 января 2007 года. Рассмотрим наиболее существенные изменения, внесенные в порядок налогового администрирования.

Правила исчисления сроков

В прежней редакции ст. 6.1 НК РФ, в которой описан порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, при определении сроков в днях не было четкого указания на то, о каких днях – рабочих или календарных – идет речь. Такая неясность становилась причиной споров между налоговиками и предприятиями. С 1 января 2007 года данная статья действует в новой редакции, согласно которой указанные сроки исчисляются в рабочих днях. Если срок установлен в календарных днях, то это должно быть специально оговорено.

Кроме того, с этого года не предусмотрено определение сроков в неделях – они теперь считаются в днях. Так, двухнедельный срок, в течение которого налогоплательщик вправе представить возражения по результатам налоговой проверки, заменен сроком, равным 15 дням (ст. 100 НК РФ).

Сроки, исчисление которых началось до 1 января 2007 года и продолжается в новом году, рассчитываются в прежнем порядке (п. 6 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).

Статус разъяснений по вопросам налогообложения

Важные изменения коснулись статуса письменных разъяснений Минфина России.

Во-первых, новая редакция ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Теперь несоблюдение этого требования может стать основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Об этом сказано в п. 14 ст. 101 Налогового кодекса.

Во-вторых, согласно п. 8, внесенному в ст. 75 НК РФ, организации, которые руководствовались письменными разъяснениями, будут освобождаться от уплаты не только штрафов, но и пеней. Напомним, что указанный пункт применяется в отношении письменных разъяснений, данных Минфином России после 31 декабря 2006 года (п. 7 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).

Приостановление операций по счетам

Если налогоплательщик не выполняет требование об уплате налога в установленный срок или не сдает налоговую декларацию, то налоговый орган принимает решение о взыскании налога и может приостановить операции по счетам компании. В результате согласно старой редакции ст. 76 Налогового кодекса налогоплательщик, имеющий даже небольшую задолженность перед бюджетом, мог лишиться права распоряжаться всеми денежными средствами на счетах в банках.

В новой редакции ст. 76 указано, что, если сумма денежных средств на всех счетах, операции по которым приостановлены, превысит сумму задолженности, налогоплательщик вправе подать заявление о снятии наложенного ограничения в отношении тех сумм, которые превышают имеющуюся налоговую задолженность. В заявлении нужно указать счета, на которых достаточно денежных средств для ее погашения. На основании этого заявления налоговый орган должен снять ограничение со счетов в отношении сумм, превышающих задолженность организации. Для ускорения такого решения к заявлению целесообразно приложить выписки об остатках денежных средств на счетах организации, так как налоговый орган вправе послать в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам организации в части превышения суммы задолженности.

Порядок проведения зачета и возврата переплат по налогам, пеням, штрафам

Согласно новой редакции ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и сумме переплаты в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. Раньше этот срок был равен одному месяцу.

Кроме того, решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей налоговый орган должен принять в течение десяти рабочих дней (вместо пяти дней согласно старой редакции ст. 78). Как и прежде, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Еще одно важное нововведение касается возможности зачета суммы переплаты по налогу в счет задолженности по штрафу (п. 5 ст. 78 НК РФ). Однако, учитывая возможность взыскания штрафа только в судебном порядке, такой зачет должен осуществляться либо по заявлению организации, либо на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании штрафа.

С 1 января 2008 года станет возможным проведение зачетов по видам налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что в 2007 году зачет излишне уплаченного налога как в счет предстоящих платежей, так и в счет погашения недоимки по налогам и пеням осуществляется только в рамках одного бюджета. Например, если у организации есть переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и недоимка по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, то зачет произвести нельзя, и придется платить налог в бюджет субъекта РФ.

Обратите внимание, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии с новой редакцией ст. 78, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до 2007 года (п. 9 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).

Пени по авансовым платежам

Согласно новой редакции ст. 58 НК РФ пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, будут начисляться при уплате авансовых платежей в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Поэтому с 1 января 2007 года правомерность начисления пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного периода не должна вызывать вопросов.

Представление налоговых деклараций

Налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде (ст. 80 НК РФ). При этом до 2007 года налого плательщик сам выбирал форму представления отчетности. В новой редакции ст. 80 НК РФ вводится обязанность некоторых категорий налогоплательщиков представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде. Причем с 1 января 2007 года по 1 января 2008 года данное правило распространяется на организации, в которых среднесписочная численность сотрудников превышает 250 человек (п. 8 ст. 7 Закона № 137-ФЗ), а с 1 января 2008 года – на организации, где среднесписочная численность более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Важное изменение касается тех, кто использует специальные режимы налогообложения. Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налогоплательщики не обязаны представлять «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых они освобождены в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговые проверки

Основные изменения, внесенные в первую часть Налогового кодекса Законом № 137-ФЗ, затронули налоговые проверки, в частности их виды, порядок проведения камеральных и выездных, а также повторных проверок, обеспечительные меры, правила истребования документов (информации) о налогоплательщике или конкретных сделках. Согласно новой редакции ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. С 2007 года встречные проверки не являются одним из видов проверок1.

Камеральные проверки. Порядок проведения камеральной проверки регулируется ст. 88 НК РФ. С 2007 года она действует в новой редакции.

До 2007 года в Налоговом кодексе предусматривалось исчисление трехмесячного срока на проведение камеральной проверки с момента представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. На практике это зачастую приводило к тому, что, получив декларацию, налоговый орган отправлял налогоплательщику требование о предоставлении документов и только после их получения начинал исчислять указанный трехмесячный срок. В итоге реальные сроки проведения камеральных проверок составляли четыре и более месяцев.

С 2007 года камеральная проверка будет проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации. Таким образом, сроки представления каких-либо дополнительных документов уже не будут оказывать влияния на продолжительность камеральных проверок.

Прежняя редакция ст. 88 НК РФ фактически не ограничивала право должностных лиц налоговых органов требовать представления дополнительных документов при камеральной проверке.

С 2007 года эта ситуация изменилась. Теперь, если при камеральной проверке налоговый орган установит наличие в декларации несоответствий или ошибок, он обязан предложить налогоплательщику приложить пояснения. К этим пояснениям организация вправе, но не обязана приложить любые документы, которые сочтет необходимыми для подтверждения своей позиции (п. 4 ст. 88 НК РФ), а налоговый орган обязан эти документы принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 88 НК РФ). В связи с этим в пп. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда организация должна представить дополнительные документы по требованию лиц, проводящих камеральную проверку:
– если организация заявляет в декларации налоговые льготы, то могут быть истребованы документы, подтверждающие право организации на использование этих льгот;
– если организация представила декларацию по НДС и согласно этой декларации предполагается возмещение НДС из бюджета, то могут быть истребованы документы, подтверждающие заявленные в этой декларации вычеты;
– при проверке правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты данного вида налогов.

С 2007 года положения новой редакции ст. 100 НК РФ распространяются не только на выездные проверки, но и на оформление результатов камеральной проверки. В случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе камеральной проверки налоговые органы в течение десяти дней с момента ее окончания составляют акты. Организации могут представлять свои возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте. Таким образом, налогоплательщики получили дополнительную возможность обосновать свою позицию и представить документы, которые могут быть учтены при принятии налоговым органом решения по результатам проверки.

Выездная налоговая проверка. С 2007 года действует новая редакция ст. 89 НК РФ, устанавливающая порядок проведения выездной налоговой проверки.

Предыдущая редакция ст. 89 НК РФ предполагала проведение выездной проверки на территории организации. Но не все налогоплательщики могли предоставить инспекторам помещение для работы. Поэтому в ряде случаев инспекторы сами предлагали организациям привозить документы для проведения проверки в инспекцию и фактически проводили проверку на ее территории. С 2007 года проведение выездных проверок на территории инспекции разрешено официально (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Проверкой могут быть охвачены только три года деятельности организации, предшествующие году проверки. До 2007 года существовала неясность в вопросе относительно того, какую дату считать началом проверки – дату вынесения решения о ее назначении или дату фактического выхода инспекторов на территорию организации. Налоговые органы придерживались позиции, что датой начала проверки является дата вынесения решения вне зависимости от того, когда непосредственно начаты контрольные мероприятия.

Поэтому зачастую решения о проведении выездных проверок принимались в конце текущего года, а фактически контрольные мероприятия начинались только в следующем году. Такой подход позволял инспекторам назначить проверку, например, в конце 2006 года и проверить период с 2003 по 2005 годы. Если бы проверка была назначена в начале 2007 года, то проводить контрольные мероприятия за 2003 год было бы уже нельзя.

Несмотря на то что споры по этому вопросу рассматривались судами многократно, единой арбитражной практики так и не сложилось.

С 2007 года поводов для этих споров не будет, поскольку в п. 8 ст. 89 НК РФ установлено, что срок начала проверки необходимо исчислять со дня вынесения решения о ее назначении. На первый взгляд, спорный вопрос разрешился не в пользу налогоплательщиков, но, учитывая новые правила исчисления сроков проведения проверки, говорить об ухудшении ситуации было бы неверно.

С 2007 года срок проведения выездной проверки составляет два месяца с возможностью продления его до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). По окончании проверки должна быть составлена справка. То есть по новым правилам срок проверки – это уже не сумма периодов нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, как было прежде, а временной период в целом от даты решения о назначении проверки до даты выдачи справки об ее окончании. Иначе говоря, в срок проведения проверки теперь не будет входить период, в течение которого налогоплательщик выполняет требования о предоставлении документов. А именно это в значительной степени удлиняло продолжительность проверки.

В некоторых случаях, перечисленных в п. 9 ст. 89 НК РФ, проверка может быть приостановлена, но не более чем на шесть месяцев. Если возникла необходимость в истребовании документов от иностранных государств, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца.

В случае приостановления проверки проверяющие должны прекратить все мероприятия налогового контроля на территории налогоплательщика и вернуть изъятые подлинники документов.

В новой редакции ст. 89 НК РФ в п. 10 рассматриваются случаи проведения повторных выездных проверок. С 2007 года еще одним основанием для проведения повторной проверки станет представление организацией уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с заявленной ранее. В результате сдачи такой декларации повторная выездная проверка может быть назначена за период, по которому внесены уточнения. Таким образом, по каждой уточненной декларации, в которой сумма налога будет заявлена к уменьшению, возможно проведение повторной выездной проверки организации.

Ограничение по количеству выездных проверок, которые могут быть проведены у налогоплательщика (не более двух за год), на повторные проверки не распространяется (п. 5 ст. 89 НК РФ).

В случае выявления ранее не замеченных нарушений при повторной проверке налоговые санкции к организации применяться не будут, если не будет доказано, что нарушение не было замечено в результате сговора налогоплательщика с должностными лицами налогового органа.

Истребование документов. С 2007 года изменен срок представления документов в налоговый орган: с пяти рабочих дней он увеличен до десяти. Кроме того, предусмотрена возможность продления сроков, если запрашивается большое количество документов. Для этого организация должна на следующий день после получения требования направить в инспекцию письмо, уведомляющее налоговый орган о невозможности подготовить все документы в установленный срок, и указать срок, в который сможет собрать документы.

В течение двух дней после получения письма от организации руководитель инспекции или его заместитель вправе вынести решение о продлении срока представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Еще одно важное нововведение связано с запретом истребовать у организаций документы, которые уже были представлены в инспекцию ранее при проведении проверок. Однако это правило начнет действовать только с 1 января 2010 года (п. 3 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).

Рассмотрение материалов проверки. С 2007 года увеличен срок для представления возражений на акты камеральных и выездных налоговых проверок с двух недель до 15 рабочих дней (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В новой редакции ст. 101 НК РФ установлена обязанность налоговых органов извещать организацию о времени рассмотрения материалов проверки, а также принимать документы и выслушивать объяснения налогоплательщика независимо от того, представлял он возражения на акт или нет. В этой же статье введен срок, в течение которого налоговый орган обязан назначить рассмотрение материалов проверки, – 10 дней с момента окончания срока на представление возражений. Это нововведение важно, поскольку в практике встречались случаи, когда организации очень долго ожидали рассмотрения материалов проверки.

Вступление решений по результатам налоговых проверок в силу. До 2007 года решения налоговых органов вступали в силу с момента их вынесения.

С 2007 года согласно п. 10 ст. 101 НК РФ решение налогового органа вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его налогоплательщику (если им не была подана апелляционная жалоба). Данное изменение, безусловно, носит положительный характер, поскольку до вступления в силу решения не могут быть взысканы доначисленные по результатам проверки налоги и пени. Кроме того, у налого плательщика будет время для подготовки жалобы и дополнительного обоснования своей позиции в налоговом споре.

Обжалование решений налоговых органов. Начиная с 2007 года будет действовать новый порядок апелляционного обжалования в вышестоящий орган не вступившего в силу решения (ст. 101.2 НК РФ). По результатам рассмотрения жалобы решение инспекции может быть отменено, изменено или оставлено в силе.

Напомним, что сохранен порядок обжалования решений, уже вступивших в силу.

Существенные изменения произойдут при обжаловании решений в судебном порядке. Сейчас можно одновременно подавать жалобы как в вышестоящий орган, так и в суд. С 1 января 2009 года будет введена обязательная стадия обжалования решения в вышестоящий орган. То есть пока решение инспекции не будет проверено вышестоящим органом, налогоплательщик не будет вправе обращаться в суд (п. 16 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).

Таким образом, процесс рассмотрения решения во всех инстанциях займет более продолжительное время. Однако у налогоплательщика появятся возможность и время собрать документы, выработать позицию и лучше подготовиться к суду.

Обеспечительные меры. С 2007 года инспекции получат право принимать обеспечительные меры по своим решениям, которые не вступили в силу. Порядок применения обеспечительных мер описан в пп. 10–12 ст. 101 НК РФ.

Данная норма направлена на пресечение возможных недобросовестных действий налогоплательщиков по выведению активов в период до вступления решения налогового органа в силу, то есть в период, когда налоговый орган еще не вправе взыскивать доначисленные налоги и пени. Обеспечительные меры могут быть приняты в виде запрета организации отчуждать имущество, а также в виде приостановления операций по счетам в банке.

По просьбе организации принятые обеспечительные меры могут быть заменены на предоставленную организацией банковскую гарантию, залог ценных бумаг, поручительство. Причем инспекция не вправе отказать налогоплательщику в такой замене при предоставлении банковской гарантии солидного банка.

Несмотря на то что изменения, внесенные Законом № 137-ФЗ в первую часть НК РФ, являются самыми масштабными с момента вступления ее в силу, оценить их эффективность можно будет только после применения новых положений на практике.

Изменения по уплате отдельных налогов

Валентин Ларин, руководитель аналитического отдела Центра налогового планирования «Корпус права»

С 2007 года вступают в силу изменения, внесенные во вторую часть НК РФ несколькими федеральными законами2. Хотя поправки коснулись большинства налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, государственная пошлина, НДПИ, ЕСХН, земельный налог), немногие из них затрагивают интересы всех компаний-налогоплательщиков. Поэтому мы рассмотрим лишь самые существенные из них.

Акцизы

С 2007 года вступают в силу поправки, внесенные в главу 22 НК РФ Федеральным законом от 26.07.06 № 134-ФЗ. Среди них можно отметить изменения, относящиеся к обороту нефтепродуктов. В частности, исключена ст. 179.1, устанавливавшая условия выдачи, содержание, порядок приостановления и аннулирования свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Кроме того, глава была дополнена новой ст. 179.3, регулирующей аналогичные вопросы для лиц, совершающих операции с прямогонным бензином. Также были внесены кардинальные изменения в ст. 182 НК РФ, устанавливающую перечень операций, признаваемых объектом обложения акцизами. В связи с данными изменениями соответствующим образом скорректированы прочие положения Кодекса, в которых есть ссылки на указанные статьи.

НДПИ

Одним из наиболее заметных изменений налогового законодательства, которые затронут организации, осуществляющие добычу нефти и газа, являются изменения порядка исчисления НДПИ с 1 января 2007 года. Данные изменения внесены в главу 26 НК РФ Федеральным законом от 27.07.06 № 151-ФЗ и направлены на:
– снижение налогового бремени при освоении новых месторождений на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края (путем установления нулевой ставки НДПИ до достижения определенного накопленного объема добычи нефти);
– продление срока рентабельной разработки месторождений, характеризующихся высокой степенью выработанности и соответственно высокой себестоимостью добычи, путем установления понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки;
– введение льготного режима налогообложения по ставке 0% при добыче сверхвязкой нефти.

Следует отметить, что изменения коснулись только порядка исчисления НДПИ по нефти, не затронув порядок исчисления налога по прочим видам добытых полезных ископаемых.

Налог на добавленную стоимость3

Одно из важных изменений коснулось порядка принятия к вычету суммы НДС при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, использовании в расчетах ценных бумаг. Согласно общему правилу сумма НДС принимается к вычету при наличии счета-фактуры, использовании приобретенных товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС, и принятии их к учету (ст. 172 НК РФ). При этом фактическая оплата товаров значения не имеет. С этого года при использовании неденежных форм расчетов вычет по НДС принимается после фактической уплаты налога поставщику на основании платежного поручения. Это новое положение внесено в п. 4 ст. 168 НК РФ Федеральным законом от 22.07.05 № 119-ФЗ.

Этот же закон внес поправки в ст. 176 НК РФ, регулирующую порядок возмещения НДС. Законом № 137-ФЗ была утверждена новая редакция данной статьи, которой должен руководствоваться налогоплательщик. Согласно ст. 176 НК РФ с 2007 года предусмотрена единая процедура возврата налога как для организаций, работающих на внутреннем рынке, так и для организаций-экспортеров. Теперь налогоплательщик имеет право на возврат налога только после проведения камеральной проверки, в ходе которой налоговый орган устанавливает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. Если в результате проведения камеральной проверки нарушения выявлены не были, то в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении суммы налога. В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах составляется акт (согласно ст. 100 НК РФ), который рассматривается руководителем налогового органа в порядке, предусмотренном в ст. 101 НК РФ, и выносится решение.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Налогоплательщик может письменно заявить, что сумма, подлежащая возврату, направляется на погашение предстоящих платежей по НДС и другим федеральным налогам.

В статье 176 предусмотрено, что если налоговый орган принял решение о возмещении НДС, а в период между датой подачи декларации и датой возмещения у организации образуется недоимка по НДС, не превышающая возмещаемую сумму налога, то пени на сумму недоимки не начисляются. Кроме того, при нарушении сроков возврата суммы налога начиная с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центробанка.

Описанная процедура возмещения НДС действует в отношении налоговых деклараций, поданных после 31 декабря 2006 года. Напомним, что, начиная с отчетности за январь и первый квартал 2007 года, применяется новая единая форма декларации, в которой отражаются суммы налога как по внутренним, так и по экспортным операциям (утв. приказом Минфина России от 07.11.06 № 136н).

1 Подробнее об этом см. статью «Особенности встречных налоговых проверок» («Финансовый директор», 2006, № 10, с. 40). - Примеч. редакции.
2 Федеральные законы: от 22.07.05 № 119-ФЗ; от 26.07.06 № 134-ФЗ; от 27.07.06 № 137-ФЗ, 144-ФЗ, 151-ФЗ, 153-ФЗ; от 03.11.06 № 176-ФЗ, 177-ФЗ,178-ФЗ; от 10.11.06 № 191-ФЗ.
3 Раздел подготовлен редактором-экспертом нашего журнала Мариной Гореловой.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль