Страны СНГ в ВТО: проблемы и последствия

11186
Попова Ольга
консультант

Алексей Шурубович, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

Как известно, переговорный процесс между Россией и странами – участниками Всемирной торговой организации длится уже много лет. На протяжении всего времени не прекращаются дискуссии – хорошо это для российского бизнеса или нет, будет ли способствовать развитию компаний или, наоборот, приведет к их медленному умиранию. Мы решили проанализировать опыт наших соседей – государств постсоветского пространства, которые уже вступили в ВТО, чтобы понять, чем же действительно может «грозить» ВТО.

Киргизия – член ВТО с 1998 года

Переговорный процесс

Процедура присоединения Киргизии к ВТО была одной из самых быстрых в истории организации и заняла всего два с половиной года, тогда как в среднем переговорный процесс длится четыре – шесть лет. Руководство Киргизии стремилось как можно быстрее добиться присоединения страны к ВТО, поэтому переговоры проходили без серьезных затруднений и характеризовались значительными уступками партнерам со стороны Киргизии.

За короткий срок – с 1992 по 1998 год – было принято около 150 законодательных актов в сфере внешнеторгового регулирования, необходимых для соответствия требованиям ВТО, в частности Закон «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс. При обсуждении обязательств относительно торговли товарами и оказания услуг Киргизия пошла на значительные уступки (основные обязательства стран по вступлению в ВТО см. в таблице на с. 98. – Примеч. редакции). Были «связаны» тарифные позиции по всем товарам, что формально не является обязательным условием. Нерезидентам был предоставлен неограниченный доступ практически на весь рынок услуг, в том числе банковских, за исключением государственного образования, воздушно-транспортных перевозок внутри страны, электроснабжения, адвокатских и патентных услуг.

Мнение эксперта
Роман Могилевский, директор Центра социально-экономических исследований CASE-Киргизстан (Бишкек)
То, что Киргизия фактически отказалась от попыток защитить от внешнего проникновения те отрасли, которые считаются важными для любой страны, - сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, финансовый сектор и телекоммуникации, иногда дает повод для критики за поспешное вступление в ВТО и слишком большое количество уступок. Но, во-первых, на тот момент стране, пережившей экономический спад, нечего было защищать на внутреннем рынке - экспорт был преимущественно сырьевым, а перерабатывающая промышленность не развита. Во-вторых, в условиях низкой эффективности работы пограничной и таможенной служб не было смысла отстаивать в переговорах высокие таможенные тарифы, которые привели бы лишь к росту контрабанды. В-третьих, режим киргизской внешней торговли уже был достаточно либеральным. До вступления в ВТО в Киргизии существовала единая ставка импортного тарифа в 10% независимо от вида товаров (исключения делались для развивающихся стран - 5%, стран СНГ и наименее развитых стран - 0%). Но из-за большой доли стран СНГ в импорте Киргизии и распространенности беспошлинных импортных контрактов эффективная ставка импортного тарифа1 была еще ниже, например в 1998 году она составила 2,2%. В-четвертых, в Киргизии не было каких-либо экспортных субсидий и практически отсутствовала бюджетная поддержка сельского хозяйства (менее 1% от общей стоимости сельскохозяйственного производства). Таким образом, вступая в ВТО, Киргизии не пришлось идти на экстренные меры по открытию своего рынка или соглашаться на какие-то обременительные условия. Более того, ей была предоставлена расширенная финансовая помощь от международных организаций.

Эффект от присоединения к ВТО

Влияние вступления в ВТО на экономику Киргизии трудно оценить однозначно. Для киргизской продукции открылись рынки многих зарубежных стран, в том числе высокоразвитых. Однако, по данным Национального статистического комитета республики, за период с 1998 по 2005 год объем экспорта вырос незначительно – с 513,6 млн до 672 млн долл. США, причем доля в нем экспорта в страны СНГ возросла с 35,4% в 2001 году до 45% в 2005. За период с 1998 по 2005 год объем прямых иностранных инвестиций (без учета оттока) увеличился с 136 млн до 210 млн долл. США. Причем если в 1998 году средства преимущественно инвестировались в торговлю (42%) и обрабатывающую промышленность (20,5%), то в 2005 году по объему инвестиций лидирует уже обрабатывающая промышленность (45%), за ней следуют финансовая деятельность (19,5%) и горнодобывающая промышленность (11,6%), а на торговлю приходится лишь 10,4% инвестиций.

В результате вступления в ВТО неконтролируемый поток сравнительно недорогих товаров зарубежного производства вытеснил с внутреннего рынка многие отечественные товары сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности. Киргизские предприятия оказались неконкурентоспособными, особенно сильно пострадало сельское хозяйство.

Необходимо отметить, что еще до переговоров о вступлении в ВТО Киргизия заключила со своими основными торговыми партнерами за пределами СНГ договоры о предоставлении режима наибольшего благоприятствования (РНБ), поэтому либерализация внешнеторгового режима, связанная с требованиями ВТО, мало отразилась на объемах внешнеторгового оборота страны. Не сыграло существенной положительной роли и снижение нетарифных ограничений на ее продукцию: среди товаров, экспортируемых Киргизией на Запад, преобладали металлы и химикаты, которые не конкурируют с западной продукцией и поэтому не подпадают под нетарифные ограничения.

Мнение эксперта
Роман Могилевский, директор Центра социально-экономических исследований CASE-Киргизстан (Бишкек)
В настоящее время трудно оценить, какие преимущества получила страна от вступления в ВТО. Значительного роста иностранных инвестиций и увеличения объема экспорта не произошло. Как оказалось, относительно благоприятный внешнеторговый режим не способен компенсировать значительные транспортные расходы на экспорт киргизских товаров в страны – члены ВТО. Инвесторов пока мало интересует небольшой внутренний рынок страны. Можно предположить, что вступление в ВТО было полезно для страны с точки зрения дальнейшего реформирования экономики, а также усиления либеральной ориентации внешнеэкономической политики государства. Думаю, значение членства в ВТО может возрасти в будущем, когда большинство стран – соседей Киргизии и ее торговых партнеров (прежде всего Россия, Казахстан и Узбекистан) также вступят в эту организацию.

Словарь терминов

«Связывание» тарифов (уровень связывания) – принимаемое страной обязательство не поднимать ставку импортного тарифа (ввозной таможенной пошлины) выше определенного предела (уровня).
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – режим, в соответствии с которым страна – участница ВТО обязана предоставить любому другому члену ВТО режим доступа на свой рынок не хуже того, который она предоставляет любой третьей стране (в том числе не входящей в ВТО). Обычно РНБ предоставляется в договорном порядке путем оформления взаимных международных обязательств (источник: Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. М.: Центр торговой политики и права, 2004. 80 с.).
Нетарифные ограничения (барьеры) – торгово-политические, административные и другие меры, используемые при регулировании внешней торговли и выходящие за рамки таможенно-тарифной политики. К ним, в частности, относятся лицензирование, квотирование, экспортные сборы, технические требования (к таре, упаковке) и др.
Специальные меры по защите внутреннего рынка (СЗМ) – временное ограничение объемов ввоза в страну определенного товара в случае резкого роста его импорта, способного нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям, – осуществляются в форме дополнительных пошлин или квот на импорт. Антидемпинговые меры принимаются против товара, ввозимого в страну по демпинговым ценам, если его импорт угрожает нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям, осуществляются в форме пошлины. Компенсационные меры принимаются против импортируемого товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме, осуществляются в форме субсидий.
Секторальные инициативы – соглашения между несколькими странами о снижении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные группы товаров до определенного достаточно низкого уровня или нуля (нулевые инициативы), юридически не обязательные для выполнения инициативы, проявленные отдельными странами – членами ВТО в отношении отдельных групп товаров.

Грузия – член ВТО с 2000 года

Переговорный процесс

Грузия заявила о желании присоединиться к ВТО в июле 1996 года, а в июне 2000 стала полноправным членом этой организации. Необходимо отметить, что поспешность, с которой Грузия согласилась на предложенные ей условия, привела к трудностям при выполнении взятых ею на себя обязательств. К примеру, из-за противоречий с МВФ в стране так и не были реализованы секторальные инициативы, то есть не были введены особые таможенные тарифы на сырье, сельхозоборудование, компьютерную технику, гражданскую авиацию и фармацевтику.

Грузия не смогла выполнить и другое обязательство – полный переход страны на систему международных стандартов финансовой отчетности и сертификации продукции. Страна оказалась неспособной реализовы-вать антидемпинговые мероприятия, так как не были заранее сформированы соответствующие организационные и административные структуры. По-прежнему в числе задач, требующих срочного решения, остается защита интеллектуальной собственности. Защита торговых марок имеет огромное значение для Грузии, поскольку продукция виноделия и другие напитки – одна из основных статей экспорта и валютных поступлений в страну.

Эффект от присоединения к ВТО

Поскольку экономические преимущества от вступления в ВТО проявляются в долгосрочной перспективе как минимум через десять лет, то трудно дать однозначную оценку воздействия шестилетнего членства в ВТО на грузинскую экономику. Значительного роста иностранных инвестиций не произошло, хотя в первом полугодии 2001 года резко – с 11 до 41% – увеличилась доля иностранных фирм и совместных предприятий в общей структуре инвестиций. Несмотря на растущий с каждым годом оборот внешнеторговых операций, сальдо по-прежнему остается отрицательным, причем если в 2000 году оно составляло 385 млн долл. США, то в 2005 году – 1624 млн долл. США.

ВТО – краткая информация

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена в 1995 году, став преемником действовавшего с 1947 года Секретариата Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира организации расположена в Женеве (Швейцария). В функции ВТО входят организация и обеспечение торговых переговоров среди членов организации, контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между ними, наблюдение за их торговой политикой, а также разрешение торговых споров между ними.
По состоянию на август 2006 года в состав ВТО входило 149 стран2. В настоящее время переговоры об условиях присоединения к ВТО ведут, в частности, Российская Федерация, Казахстан и Украина.
Основные принципы ГАТТ/ВТО:

  • взаимное предоставление всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения (страны не имеют права предоставлять лучший торговый режим как национальным товарам, так и отдельным странам – торговым партнерам);
  • регулирование внешней торговли (в частности, импорта) преимущественно тарифными методами, отказ от протекционизма и каких-либо количественных и иных ограничений; защита внутреннего рынка при помощи специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • предсказуемость торговой политики, ее проведение в соответствии с установленными в организации правилами, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Какие преимущества дает странам членство в ВТО:
  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг, предсказуемость и стабильность развития торговых отношений со странами – членами ВТО;
  • устранение дискриминации во внешней торговле.

 

Молдавия – член ВТО с 2001 года

Переговорный процесс

Процесс присоединения Молдавии к ВТО был более длительным, чем у Грузии и Киргизии, и занял восемь лет, что можно объяснить как отсутствием четкой экономической политики правительства Молдавии, так и тем, что против членства в ВТО выступали представители молдавского бизнеса. Переговоры были трудными, в частности сложным оказался вопрос о бюджетной поддержке сельского хозяйства – важнейшей отрасли молдавской экономики. Молдавия смогла отстоять необходимость субсидирования сельского хозяйства, но обязалась в течение четырех лет сократить его объем на 16% – c 15,18 до 12,78 млн SDR3.

Молдавия под давлением развитых стран подписала ряд соглашений, формально не регулируемых ВТО и необязательных для всех стран-участниц: присоединилась к большинству секторальных инициатив, кроме касающихся мебели, а также алкогольной продукции, представляющей собой как ключевую экспортную статью, так и основную продукцию промышленности республики.

В сфере банковских услуг республика сохранила жесткую регламентацию: иностранные банки могут осуществлять свою деятельность на ее территории в форме филиалов или дочерних компаний при условии получения лицензии Национального банка Молдавии (НБМ); для открытия представительств иностранных банков лицензия НБМ не нужна, но они не могут быть вовлечены в финансовую деятельность; банки с участием иностранного капитала должны быть организованы как акционерные общества (по данным www.wto.org. – Примеч. редакции). В ходе переговоров о вступлении в ВТО Молдавии удалось выторговать нулевую пошлину практически на все товары, поставляемые в страны ЕС. Вопрос теперь в том, насколько ей удастся в полной мере воспользоваться этим преимуществом.

Эффект от вступления в ВТО

В первые годы после вступления в ВТО ухудшилось положение в сельском хозяйстве: темпы роста отрасли замедлились, а в 2003 году объем производства даже сократился на 14%, но с 2004 года ситуация в отрасли стабилизировалась – рост составил 21%, а в 2005 году – 1%. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику замедлился – как известно, одновременное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров и инвестиций, как правило, приводит к наплыву именно первых, но никак не вторых. Вступая в ВТО, молдавское руководство прежде всего планировало получить более широкий доступ на мировые рынки продукции агропромышленного комплекса, в частности главного продукта – алкоголя.

В значительной мере эти расчеты оправдались. Экспорт республики возрос с 452 млн долл. США в 2000 году до 1091 млн долл. США в 2005 году, причем особенно заметно – с 222 млн до 540 млн долл. США – увеличился экспорт в страны за пределами СНГ. Значительную часть импорта составила готовая продукция пищевой отрасли (например, в 2005 году – 41,5%).

Армения – член ВТО с 2003 года

Переговорный процесс

Переговоры о вступлении Армении в ВТО начались в 1996 году и продолжались более шести лет. Переговорный процесс был облегчен тем обстоятельством, что с самого начала рыночных реформ в стране проводился либеральный экономический курс. Внешнеторговый режим был сверхлиберальным - максимальный размер импортных пошлин составлял 10%. Единственным протекционистским барьером, не соответствующим требованиям ВТО, было то, что армянская сельхозпродукция не облагалась НДС. В результате переговоров Армения обязалась устранить эту льготу через шесть лет, заменив на государственные субсидии, вводимые с 2009 года. Однако в настоящее время условия и механизм предоставления таких субсидий еще не разработаны.

Мнение эксперта
Гагик Габриелян, эксперт по международным торгово-экономическим вопросам консалтинговой компании «Америя» (Ереван)
Процесс вступления Армении в ВТО был относительно долгим - более девяти лет. Он потребовал от правительства страны серьезных усилий информационного, законодательного, технического и организационного характера. Чтобы соответствовать принципам и требованиям ВТО, правительство Армении осуществило многообъемлющие законодательные и институциональные реформы, которые в основном касались таких сфер, как таможенное дело, налоговая система, технические барьеры торговли (стандарты и технические регламенты, лицензирование и сертификация и т.д.), защита интеллектуальной собственности. Очень важную роль в процессе вступления в ВТО играют организационные вопросы. Начиная с 1997 года частые изменения в составе правительства Армении и последовательная смена глав переговорных делегаций привели к дополнительным сложностям и замедлению переговорного процесса. Кроме того, переговоры осложнялись переосмыслением целесообразности вступления в ВТО вообще, а также пересмотром переговорных позиций.
В переговорах о торговле товарами исходное предложение Армении по максимальному уровню ставок ввозных пошлин (тарифов) составляло 22%. Однако было очень трудно отстоять эту позицию, учитывая то, что действующие ставки таможенных пошлин были намного ниже. В результате переговоров страна согласилась на 15% на адвалорной базе (пошлины рассчитываются на основе таможенной стоимости импортируемых товаров), без специфичных или комбинированных ставок. Необходимо отметить, что и во время переговоров, и сегодня в Армении действует более либеральный таможенных режим со ставками таможенных пошлин от 0 до 10%.
Относительно рынка услуг самыми долгими и трудными были переговоры по сектору телекоммуникационных услуг. Требования стран – членов ВТО полностью открыть этот рынок было невозможно удовлетворить, так как эксклюзивному поставщику телекоммуникационных услуг в Армении – компании «АрмеТел» – правительство предоставило право на монополию (как по основной, так и по сотовой связи) со сроком 15 лет до 2013 года. В результате переговоров Армения обязалась открыть рынок телекоммуникационных услуг по истечении срока монополии или до этого, если право на монополию будет прекращено до срока истечения.

Эффект от вступления в ВТО

С момента вступления Армении в ВТО прошло пока лишь три с лишним года, поэтому еще рано делать далеко идущие выводы о его воздействии на экономику страны. В краткосрочном плане вступление в ВТО не оказало существенного влияния ни на привлечение иностранных инвестиций, ни на рост экспорта республики. За период с 2002 по 2005 год увеличилось отрицательное внешнеторговое сальдо с 482 млн до 818 млн долл. США, что можно объяснить либеральным режимом импорта и одновременно отсутствием отечественных товаров, конкурентоспособных на внешних рынках. Однако в перспективе Армения рассчитывает получить от членства в ВТО немалые экономические и политические выгоды, в частности возможность активнее интегрироваться в мировой рынок за счет тех отраслей, которые не требуют больших расходов на транспортировку (сектор услуг, информационных технологий, пищевая и легкая промышленность). В результате проведения требуемых ВТО структурных реформ армянские средние и малые предприятия смогут, как предполагается, реализовать свои конкурентные преимущества – дешевую рабочую силу и низкие издержки.

Вместе с тем в ближайшем будущем Армения может столкнуться с серьезными проблемами, связанными с членством в ВТО. Так, либеральный режим импорта и предстоящее в 2009 году введение НДС на сельхозпродукцию могут привести к вытеснению продукции отечественного сельского хозяйства с внутреннего рынка, а также снижению конкурентоспособности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Мнение эксперта
Гагик Габриелян, эксперт по международным торгово-экономическим вопросам консалтинговой компании «Америя» (Ереван)
Изменения в структуре внешней торговли или размера иностранных инвестиций за прошедшие три года нельзя увязать напрямую со вступлением Армении в ВТО. Возможно, есть какая-то косвенная связь: несколько изменился имидж страны, теперь ее торговые партнеры знают, что Армения - член ВТО. Но невозможно измерить количественно, как отразилось это членство на внешнеторговом обороте страны. К тому же гораздо раньше многие страны - члены ВТО предоставили Армении как развивающейся стране льготный торговый режим, поэтому вступление в ВТО не сделало торговый режим с этим странами более либеральным
Остановимся только на нескольких уроках, которые другие страны могут извлечь из опыта Армении. Один из самых важных - это необходимость всестороннего осмысления и осознания глубины законодательных и институциональных реформ, осуществляемых в рамках вступления в ВТО. Очень важно правильно оценить масштабы реформ и их возможных последствий, а также финансовые, институциональные, человеческие и культурные возможности страны и требовать от стран – членов ВТО переходный период с нужной продолжительностью для выполнения обязательств. Как правило, участники ВТО проявляют больше гибкости при переговорах о переходных периодах. В рамках ВТО реформы касаются почти всех сфер и аспектов экономики страны. Делать правильные оценки здесь намного сложнее, чем в случае ставок таможенных пошлин или режима торговли услугами, где все проще и прямолинейнее. Очень важно иметь квалифицированную команду, которая служит основной силой переговорного процесса и не изменяется на всем протяжении переговоров, так как работы в рамках ВТО требуют очень высокого уровня профессионализма. Частые изменения состава команды и смена глав делегаций приводят к дополнительным сложностям (в некоторых случаях – неоправданным изменениям переговорных позиций) и замедлению процесса.

Опыт Киргизии, Грузии, Молдавии или Армении имеет для России весьма ограниченное значение. Эти страны экономически слабее России, структура их экономики и экспортный потенциал несопоставимы с российскими. Но, например, опыт Киргизии, которая, стремясь к скорейшему вступлению в ВТО, пошла на серьезнейшие уступки партнерам и не получила от этого пока никаких весомых выгод, и опыт Молдавии, отстоявшей свои позиции по сельскому хозяйству и присутствию иностранных банков, могут служить аргументами для России в пользу более тщательного подхода к переговорам, а также более жесткого отстаивании своих позиций по принципиальным вопросам.

Таблица Уступки и обязательства присоединившихся к ВТО стран
Год вступления Тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам Тарифные уступки по другим товарам Участие в секторальных инициативах Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства<1>
Киргизия
1998 В основном от 5 до 20%, в среднем –11,7% без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти – 5 лет, неприменение СЗМ В основном ниже 10%, в среднем 6,7%, переходный период – 7 лет Большинство «нулевых» инициатив, химическая гармонизация, ИТА<2> 5% от ВНП сельского хозяйства
Эстония
1999 В основном от 10 до 30%, в среднем – 17,7%, переходный период – 5 лет, неприменение СЗМ В основном ниже 15%, в среднем – 6,6%, переходный период – 6 лет Большинство «нулевых» инициатив, химическая гармонизация, ИТА 5% от ВНП сельского хозяйства
Латвия
1999 В основном от 10 до 40%, в среднем – 33,6%, переходный период – 9 лет, неприменение СЗМ В основном ниже 15%, в среднем – 9,3%, переходный период – 9 лет Большинство «нулевых» инициатив, химическая гармонизация, ИТА 5% от ВНП сельского хозяйства; использование 24 млн СПЗ (SDR) как минимум до 1 января 2003 года
Грузия
2000 В основном от 12 до 20%, в среднем 12,1%, переходный период – 5 лет, неприменение СЗМ В основном от 0 до 12%, в среднем – 5,8%, переходный период – 5 лет Большинство «нулевых» инициатив, кроме рынка алкогольных напитков, химическая гармонизация, ИТА 10% от ВНП сельского хозяйства
Литва
2001 В основном от 15 до 35%, максимально – 50%, переходный период – 8 лет, неприменение СЗМ В основном от 10 до 20%, максимально 30%, переходный период – 4 года Большинство «нулевых» инициатив, химическая гармонизация, ИТА Снижение на 17% за 5 лет
Молдавия
2001 В основном от 10 до 15%, максимально 40%, переходный период – 4 года, неприменение СЗМ В основном от 10 до 20%, максимально 40%, переходный период – 4 года Большинство «нулевых инициатив, кроме алкогольных напитков и мебели, химическая гармонизация, ИТА Снижение на 16% за 4 года
Армения
2003 В среднем 15%, нет переходного периода В основном от 4 до 15%, переходный период – 4 года Большинство «нулевых» инициатив кроме алкогольных напитков, химическая гармонизация, ИТА 10% от ВНП сельского хозяйства, с 1999 года – 5%
<1> Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства – максимально допустимое значение суммарной государственной поддержки, включающее поддержку определенного товара и отрасли в целом. – Примеч. редакции.
<2> ИТА – Соглашение ВТО по информационным технологиям, подразумевающее снижение до нуля всех импортных пошлин и остальных тарифных торговых барьеров на оговоренную в нем продукцию в сфере IT. – Примеч. редакции.
По данным www.wto.ru и СЭФИР

Мнения экспертов

Андрей Кушниренко, заместитель директора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ

Семь стран постсоветского пространства по характеру переговоров по присоединению к ВТО условно можно разделить на три группы.

Первая группа – страны Балтии, которые раньше всех начали процесс переговоров о присоединении к ВТО. На первом этапе переговоры шли не просто, эти страны настойчиво защищали свой внутренний рынок, в первую очередь аграрный. Например, Литва настаивала на достаточно высоком уровне тарифной защиты сельского хозяйства и сохранении экспортных субсидий. Переговоры заметно ускорились, как только интересы стран Балтии, как своих будущих членов, стал поддерживать ЕС. В результате Литва, Латвия и Эстония пошли на некоторые уступки, понизили таможенные пошлины, но в остальном отстояли свои позиции. Например, Латвия сохранила достаточно большой объем государственной поддержки сельского хозяйства, превышающий стандартный размер, таможенные пошлины на сельское хозяйство остались достаточно высокими (от 10 до 40%). Однако и непосредственные последствия для экономики этих стран от вступления в ВТО были минимальными, так как они в скором времени стали членами ЕС и их обязательства перед ВТО были аннулированы, то есть на них распространились обязательства ЕС перед ВТО. Европейский рынок открылся для них даже еще раньше, пока они были ассоциированными членами ЕС. Таким образом, экономика Литвы, Латвии и Эстонии получила бoльший позитивный импульс для развития своих экономик от присоединения к ЕС, чем к ВТО. В этой связи опыт стран Балтии относительно ВТО для России малоинтересен.

Вторая группа (Грузия, Молдавия и Киргизия) вошли в ВТО на достаточно жестких условиях, что в некоторой степени можно объяснить поспешностью в проведении переговоров. Переговорный процесс этих стран подталкивался США и ЕС с целью поддержки экономических преобразований в них и скорейшего отхода от централизованно планируемой экономики.

Третья группа (Армения) вступила в ВТО, как представляется, на самых жестких среди этих семи стран условиях. Ее переговорный процесс никем не поддерживался и не лоббировался. Страны из рабочей группы предъявляли к ней достаточно высокие требования. В том числе они потребовали снизить до нуля ее помощь сельскому хозяйству, которая на тот момент составляла лишь 4,5 млн долл. США в год.

Из всех вышеупомянутых стран для России может быть интересен опыт последних четырех. Трудно оценить эффект от их вступления в ВТО, так как это небольшие, не очень богатые страны, с внутренним рынком малой емкости, им пока нечего особенно предложить для экспорта. Для них вступление в ВТО носило скорее политический, чем экономический характер. Из их опыта главный урок для России – внимательнее относиться к переговорному процессу, а после вступления в ВТО занимать активную позицию, участвовать в дальнейшей разработке правил международной торговли, отстаивать стратегические экономические интересы страны, блокироваться с другими странами для решения вопросов либерализации торговли теми или иными товарами. Вступление в ВТО – получение знака качества для страны, но необходимо уметь воспользоваться этим преимуществом. Членство во Всемирной торговой организации фактически означает, что для инвесторов снижаются политические и экономические риски, но оно не ведет автоматически к росту иностранных инвестиций.

В настоящее время основная дискуссия в отношении присоединения России к ВТО сосредоточена на формате тех обязательств общего характера («системных»), которые должна будет взять Россия по своему внешнеторговому режиму. Россия готова принять на себя стандартные обязательства. Ряд членов ВТО настаивают на принятии ею больших обязательств («ВТО плюс»), надеясь таким образом получить от России то, что они не смогли приобрести в ходе двусторонних переговоров, и стремясь снизить конкурентоспособность российской экономики, видя в ней не без оснований в перспективе достаточно сильного конкурента. Одновременно негласно идет проверка будущих позиций России в ВТО: с чем она войдет в эту организацию, с кем будет блокироваться, не изменит ли непрогнозируемым для основных игроков в мировой торговле образом сложившийся баланс сил и интересов. Тем не менее есть все основания полагать, что после завершения двусторонних переговоров решение вопросов о системных обязательствах может быть достигнуто в течение шести – восьми месяцев на основе соблюдения стратегических интересов Российской Федерации.

Татьяна Монэгэн, генеральный секретарь ICC Russia (Российского национального комитета Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса)

Если для бывших советских республик вступление в ВТО было скорее политическим, чем экономическим шагом, то для России – это возможность участвовать в разработке «правил игры» на международном рынке. Россия активно участвует в мировой торговле: более трети ее ВВП формируется за счет внешней торговли, экспортируется более 50% производимых металлов, 75% удобрений, около 30–40% продукции целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Если у страны вдруг появятся трудности со сбытом на внешних рынках, то это моментально отразится на темпах экономического роста, приведет к возникновению социальных проблем. Мы вступаем в ВТО, чтобы этого избежать.

Переговорный процесс о вступлении России в ВТО продолжается больше 12 лет – с 1993 года. В настоящее время он почти завершен, по подавляющему большинству вопросов у нас нет фундаментальных разногласий с партнерами. Договоренности достигнуты с 30 странами, на которые приходится 85% всего импорта товаров и услуг в Российскую Федерацию.

Одним из наиболее сложных вопросов в переговорных процессах стран – членов ВТО и России является разрешенный объем аграрных субсидий. Для сравнения, уровень субсидий в расчете на 1 га в Америке составляет 107 долл. США, в ЕС – 705 долл. США, в Венгрии – 242 долл. США, а в России – всего 7,2 долл. США на гектар. Допустимый уровень поддержки сельского хозяйства в ЕС составляет 90 млрд долл. США ежегодно, реальные траты – около 45 млрд долл. США. В то же время отстаиваемая Россией разрешенная сумма на бюджетную поддержку сельского хозяйства составляет 10 млрд долл. США (в настоящее время в российский бюджет закладывается на эти цели 2–2,5 млрд долл. США). Другой сложный вопрос, в котором Россия не идет на уступки, – возможность открытия на ее территории филиалов зарубежных банков.

Я думаю, что до конца 2006 года Россия вступит в ВТО. Конечно, Россия и ВТО могут существовать друг без друга. Но если Россия не примет участия в этом сообществе, то будет отстранена от обсуждения и принятия решений в области торговли на международном уровне.

Редакция выражает благодарность за помощь в работе над статьей ЗАО «Америя» (Ереван)

1 С учетом фактической собираемости импортных пошлин в бюджет. – Примеч. редакции.
2 Перечень всех стран – членов ВТО смотрите на сайте www.fd.ru. – Примеч. редакции.
3 СПЗ (Special Drawing Rights, SDR) – специальные меры заимствования – искусственная денежная единица на основе корзины пяти ведущих западных валют, созданная Международным валютным фондом. СПЗ являются международным резервным активом и используются членами МВФ в качестве счетной и учетной единицы, а также для расчетов между собой. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36.29%
  • Подумываю об этом 26.61%
  • Нет, пока никаких перемен 27.42%
  • Это секрет! 9.68%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль