Особенности встречных налоговых проверок

15731
Атавова Альбина
заместитель главного редактора журнала «Финансовый директор»
Из всех форм налогового контроля, пожалуй, наиболее слабо урегулирована законодательством процедура встречных налоговых проверок. Вместе с тем налогоплательщику необходимо четко представлять, какие документы и в какие сроки у него могут потребовать в ходе встречной проверки, а также учитывать сложившуюся арбитражную практику по наиболее спорным вопросам. Несмотря на то что с 2007 года термин «встречная проверка» в НК РФ фигурировать не будет, схема действий налоговых органов во многом останется прежней.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок инспекции понадобится информация о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, она может истребовать у них документы, относящиеся к деятельности проверяемой компании (ст. 87 НК РФ). Собственно, это и есть встречная проверка, предметом которой являются взаимоотношения налогоплательщика с контрагентом.

Когда проводится встречная проверка

Ни Налоговый кодекс РФ, ни другой нормативно-правовой акт о налогах и сборах не обязывают налоговые органы проводить встречные проверки. Из этого правила существует единственное исключение – руководители территориальных налоговых управлений должны в десятидневный срок организовать оперативное проведение встречных налоговых проверок в отношении компаний – поставщиков экспортеров (п. 12 приказа МНС России от 27.12.2000 № БГ-3-03/461; в ред. приказа ФНС России от 21.10.04 № САЭ-3-03/5@). При этом основанием для такой проверки является запрос налогового органа, проверяющего экспортера.

Обычно встречные проверки проводятся, если имеются основания предполагать, что полученные по сделкам с контрагентами товары не оприходованы, сокрыта выручка от их реализации, не отражены на счетах бухгалтерского учета результаты товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требования и т.д. Могут запросить документы и у контрагентов, продукция которых приобретена (или отгружена им) по документам, оформленным с исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями или печатями организаций, без договоров, заключенных в письменной форме и с прочими нарушениями.

Вероятность проведения встречных проверок повышается, если:

  • контрагентом компании является крупнейший налогоплательщик;
  • организация ликвидируется;
  • у налоговой инспекции имеется поручение правоохранительного органа;
  • компания предъявила к вычету крупные суммы НДС.

Личный опыт
Дмитрий Ширяев, юрисконсульт департамента налогов и права ООО «ФБК» (Москва)
Как правило, встречные налоговые проверки проводятся, когда налоговым органам требуется дополнительная информация для оценки обоснованности налоговых вычетов по НДС (особенно по экспортным операциям) и расходов, принимаемых в уменьшение налога на прибыль. В ходе встречных проверок данные, имеющиеся у налогоплательщика, сопоставляются с данными его контрагента на предмет обнаружения в них несоответствий. Например, при наличии исправлений в счетах-фактурах проверяется идентичность экземпляров налогоплательщика и его контрагента. Достаточно часто основной или сопутствующей целью встречной проверки является тест на «проблемность» контрагентов проверяемого налогоплательщика, к примеру на нахождение их по указанным в регистрационных документах адресам и на фактическое ведение хозяйственной деятельности.

Юрий Воробьев, адвокат компании «Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс» (Москва)
Встречная проверка необходима для того, чтобы сотрудники налоговой инспекции могли удостовериться в реальном существовании документов у налогоплательщика, а также в соответствии реквизитов документов налогоплательщика и контрагента. Однако в последнее время основной целью встречной проверки все чаще становится проверка существования и добросовестности контрагента. Если выясняется, что контрагент зарегистрирован с «дефектами» (например, по утерянному паспорту), не находится по месту регистрации, не платит налоги, то проверяемому налогоплательщику отказывают в возмещении НДС или в принятии расходов.

    Встречные проверки могут проводиться как инспекцией, непосредственно осуществляющей выездную или камеральную проверку, так и по мотивированному запросу того налогового органа, в котором поставлено на учет лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Это не только оправданно, поскольку налогоплательщик и его контрагенты часто стоят на учете в разных налоговых органах, но и имеет под собой правовую базу1.Сроки проверки

    Налоговый кодекс РФ не ограничивает сроки встречной налоговой проверки, но поскольку она проводится в рамках камеральной или выездной проверки, то ее продолжительность должна «вписываться» в общие сроки их проведения.

    Так, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом срок ее проведения включает только время фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика (ст. 89 НК РФ). Периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и подачей им запрошенных документов в данный срок не засчиты-ваются. Нельзя исключить, что выездная проверка может быть приостановлена на время, пока не будут получены материалы встречной проверки2.

    Порядок истребования документов у налогоплательщика

    Налоговое законодательство не обязывает инспекцию выносить специальное решение о назначении встречной проверки, с которым следует ознакомить налогоплательщика (как, например, в случае с выездной проверкой). Поскольку встречная проверка проводится путем истребования документов, то на основании ст. 31 НК РФ организации направляется требование о представлении документов. Такое требование и является формальным подтверждением необходимости встречной проверки. Отметим, что какой-либо жесткой формы у этого документа нет.

    Вместе с тем налогоплательщик должен получить требование, а для этого налоговый орган может отдать его лично представителю налогоплательщика или отправить по почте с уведомлением о вручении. Несоблюдение данного правила может повлечь отмену решения о наложении штрафа за непредставление налоговому органу запрошенных сведений. Так, ФАС Волго-Вятского округа отказался привлечь за это к ответственности организацию. Выяснилось, что налоговая инспекция направила организации требование о представлении документов без уведомления о вручении и не располагала при этом дополнительными доказательствами того, что требование было ею получено (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.05 № А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1).

    Личный опыт
    Евгения Красноборова, советник налоговой службы II ранга, аудитор «МЦФЭР-консалтинг» (Москва)
    Компания вправе не представлять документы налоговым органам при отсутствии оснований для проведения встречной проверки. Иными словами, запрос должен быть мотивированным, содержать конкретный перечень документов и сведений. Кроме того, у контрагента должна проводиться камеральная или выездная проверка, а деятельность компании должна быть непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
    Когда налоговый орган повторно запрашивает документы и сведения, которые уже были представлены, достаточно сослаться на номер и дату сопроводительного письма к этим документам. Прямой запрет на повторное истребование документов, ранее представленных в налоговые органы, устанавливается с 2010 года в соответствии с поправками, внесенными в НК РФ (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ).

      Состав запрашиваемых документов

      Если в требовании налогового органа не содержится четкого перечня запрашиваемых документов, то оно может быть признано судом недействительным (даже если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган или нарушил сроки их подачи). Например, установив, что направленные налогоплательщику требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, а необходимость их истребования не была пояснена, суд отказал налоговой инспекции в иске, предусматривавшем штраф за несвоевременное представление документов (постановление ФАС Уральского округа от 17.03.04 № Ф09-939/04-АК).

      Существуют и противоположные судебные решения. Так, ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по требованию налоговой инспекции, в котором перечень документов не конкретизирован, допустимо, если она не обладала и не могла обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.05 № Ф04-4652/2005(13222-А27-3).

      При разрешении спорных вопросов, связанных с проведением встречных проверок, арбитражные суды отмечают, что налоговый орган вправе требовать только документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Если это условие не выполняется, результаты проверки могут быть признаны недействительными. К примеру, ФАС Северо-Западного округа указал налоговой инспекции на то, что она превысила полномочия: потребовала сведения о компаниях, в отношении которых налоговая проверка не проводилась. Следовательно, представлять подобные сведения организация вовсе не обязана (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.03 № А26-2708/03-211).

      Личный опыт
      Юрий Воробьев, адвокат компании «Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс» (Москва)
      С моей точки зрения, в ходе встречной проверки могут быть истребованы любые документы, относящиеся к деятельности проверяемой компании, в частности все документы, которыми оформлены совершенные сделки: договоры, акты, счета, счета-фактуры и пр.
      Напротив, внутренняя документация организации, которой предъявлены требования в рамках встречной проверки (учредительные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность), а также документы, касающиеся договоров, заключенных с другими лицами, не имеют отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика и не могут влиять на его права и обязанности.

      Дмитрий Ширяев, юрисконсульт департамента налогов и права ООО «ФБК» (Москва)
      При встречных проверках нередко истребуются документы, касающиеся исключительно самого субъекта такой проверки, в том числе относительно его собственных налоговых обязательств. Поэтому если в требование включены подобные документы и сведения, то их можно не представлять.
      В качестве общей рекомендации по встречным проверкам можно посоветовать следующее. Получив требование о представлении документов, свяжитесь с проверяемым контрагентом. Это позволит понять причину проверки и ее возможные последствия для обеих сторон.

      Жанна Морозова, руководитель отдела методологии и консультирования департамента аудита юридической фирмы «Клифф» (Москва)
      Хотелось бы обратить внимание на два момента. Прежде чем передавать запрашиваемые документы в ИФНС, рекомендуем созвониться с финансовой службой контрагента, документы по которому запрошены вашей налоговой инспекцией. Это необходимо для того, чтобы ваш контрагент был в курсе дела: не исключено, что его в скором времени тоже будут проверять. Следует учесть, что после встречных проверок вашу организацию могут проверить еще раз по этому же налогу за тот же период, но уже в ходе выездной проверки. И начислить штрафы за нарушения, которые не были выявлены в ходе встречной проверки.

        Сроки представления документов

        Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 НК РФ). Нарушение налогоплательщиком этого положения влечет за собой уплату штрафа в размере 5 тыс. руб. за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (п. 2 ст. 126 НК РФ). Последнее может выражаться в отказе организации представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике, а также в ином уклонении от представления таких документов либо подаче документов с заведомо недостоверными сведениями (к банкам, отказавшимся представить сведения о финансово-хозяйственной деятельности клиентов, применяется ст. 135.1 НК РФ).

        Личный опыт
        Алексей Лобанов, советник налоговой службы I ранга, директор департамента управленческого и финансового консалтинга «МЦФЭР-консалтинг» (Москва)
        По опыту, налоговые инспекции чаще всего соглашаются на продление установленного в НК РФ срока в пределах разумного по ходатайству лица, у которого запрошены документы (с 01.01.07 эта возможность прямо закреплена в ст. 93.1 НК РФ). При этом может быть выдвинуто предложение о представлении запрошенных документов по частям. Ходатайство необходимо мотивировать. Например, если запрашивается большое количество документов, просьбу о продлении срока можно аргументировать значительными трудозатратами на ксерокопирование. Если истребуемые документы находятся в иногороднем филиале, то потребуется время на их доставку и т.п.
        В любом случае нужно учитывать, что, с одной стороны, налоговый орган не имеет ничего против лица, у которого он запросил документы (проверяют-то не его). С другой стороны, задержка в представлении документов, возможно, приостанавливает работу инспекции по проверке другого налогоплательщика. Это стимулирует инспекцию настаивать на скорейшем представлении запрошенных документов и информации.

          Остановимся на принципиальном вопросе: как исчисляется срок, предусмотренный ст. 93 НК РФ, – в рабочих или календарных днях? Казалось бы, налицо «неустранимое сомнение, противоречие и неясность акта законодательства о налогах и сборах» из п. 7 ст. 3 НК РФ – те самые, которые должны толковаться в пользу налогоплательщика. Существует и соответствующая позиция судов по данной проблеме. Например, ФАС Западно-Сибирского округа счел, что пятидневный срок исчисляется в рабочих днях и сослался при этом на ст. 3 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.03 №Ф04/3562-1013/А46-2003).

          Однако позиция налоговых органов заключается в том, что неустранимого противоречия нет. В данном случае следует руководствоваться ст. 6.1 НК РФ, исчисляя указанный срок в календарных днях. При этом если последний день срока – нерабочий, то окончанием срока считается следующий за ним рабочий день (см., например, письмо Минфина России от 10.04.03 № 04-01-10/2-23). И эта точка зрения тоже нашла отражение в решениях судов (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.06 № Ф04-3834/2006(23860-А27-35).

          Кроме того, арбитражные суды указывают, что пятидневный срок представления документов по требованию налогового органа отсчитывается со следующего дня после вручения требования независимо от того, является ли он выходным, праздничным или нерабочим днем (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.05 № Ф04-5661/2005(14234-А81-27).

          Налогоплательщикам следует учитывать, что на практике налоговые органы действительно применяют два разных подхода к определению начала срока представления документов и его окончания, и стремиться минимизировать собственные риски.

          Личный опыт
          Дмитрий Ширяев, юрисконсульт департамента налогов и права ООО «ФБК» (Москва)
          Арбитражная практика по вопросу о том, в календарных или в рабочих днях исчислять сроки представления документов, противоречива. Одни и те же суды выносили в разные годы прямо противоположные решения. Эту ситуацию можно считать урегулированной с 1 января 2007 года. В обновленной редакции ст. 6.1 НК РФ прямо установлено, что срок на представление документов по требованию исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ в ред. от 27.07.06 № 137-ФЗ). К тому же теперь прямо предусмотрена возможность как продления срока представления документов по ходатайству налогоплательщика, так и указания им на то, что он не располагает запрошенными документами.

            Заверение копий «должным образом»

            Истребованные в рамках встречной проверки документы представляются в виде должным образом заверенных копий (ст. 93 НК РФ). При этом ни НК РФ, ни другие акты законодательства о налогах и сборах понятия «должным образом заверенной копии» не раскрывают. Очевидно, что это порождает трудности у налогоплательщика – что считать копией документа и каким образом ее нужно заверять.

            Особенности встречных налоговых проверокВ письме ФНС России от 02.08.05 № 01-2-04/1087 указано, что в данном случае необходимо руководствоваться ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»3.

            Так, копией является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и все (или часть) его внешних признаков, не имеющий юридической силы (п. 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98). Заверенной считается копия, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98). На практике на документах проставляются печать компании и подписи полномочных должностных лиц, придающие документам юридическую силу.

            Кроме этого, возможен нотариальный порядок засвидетельствования копий документов в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (см. письмо ФНС России от 02.08.05 № 01-2-04/108).

            Можно порекомендовать при заверении копий документов руководствоваться ГОСТ P 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»4. К примеру, в соответствии с п. 3.26 этого документа при заверении соответствия копии подлиннику ниже реквизита «Подпись» ставят заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату заверения.

            Наконец, в арбитражной практике встречаются дела, в которых суды подтверждают правомерность применения процедуры заверения документов, предусмотренной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.83 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 20.06.04 № А68-АП-122/Я-04).

            Необходимость представления налоговому органу заверенных копий документов, безусловно, влечет расходы на ксерокопирование. Помимо этого, сотрудники организации на какое-то время отвлекаются на непроизводственную деятельность. Поэтому закономерен вопрос о компенсации налоговым органом понесенных налого плательщиком расходов. К разочарованию налогоплательщиков, п. 4 ст. 103 НК РФ установлено, что убытки, причиненные налогоплательщику, на логовому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат. Таким образом, при соблюдении установленных процедур налоговым органом на возмещение расходов компаниям рассчитывать не стоит.

            Личный опыт
            Юрий Воробьев, адвокат компании «Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс» (Москва)
            Нужно отметить, что в НК РФ никак не ограничены количество и продолжительность встречных проверок. Тем не менее некоторые рамки для них можно установить. Как известно, встречная проверка всегда привязана к проверке налогоплательщика. Это означает, что она должна проходить в период основной проверки и затрагивать проверяемые налоги. Например, если выездная налоговая проверка завершена, то налоговый орган более не может истребовать документы для ее проведения. Или, например, если проводится проверка налога на прибыль, то невозможно истребовать документы, относящиеся к другим налогам (например, счета-фактуры).
            Необходимо также помнить, что при встречной проверке ответственность за непредставление документов установлена в твердом размере независимо от количества непредставленных документов. И, наконец, несмотря на то что выездные налоговые проверки достаточно часто сопровождаются нарушениями со стороны налоговых органов, я бы не советовал полностью игнорировать их запросы, поскольку это может вызвать дополнительные проблемы у вашего контрагента.

              Новое в регламентации встречных проверок

              Владимир Соловьев, управляющий партнер компании Tax Legal Consalting (Москва), канд. юрид. наук

              Как и ожидалось, глава 14 НК РФ, посвященная налоговому контролю, претерпела значительные изменения с принятием Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ. Переработав правовую регламентацию как камеральных, так и выездных налоговых проверок, законодатели внесли существенные изменения и в правое регулирование иных контрольных мероприятий. Так, из ст. 87 НК РФ исключено упоминание о «встречной проверке», которой именовалась процедура истребования документов у контрагентов налогоплательщика.

              Процедура истребования документов как у налогоплательщиков, так и у иных лиц вне рамок выездных проверок вызывала наибольшее количество нареканий со стороны предпринимателей. Они совершенно справедливо указывали на то, что зачастую налоговые органы просто разоряют организации, требуя любые документы в неограниченном объеме и в произвольное время. Поэтому не стоит удивляться тому, что наиболее жаркие споры относительно правовой регламентации контрольных мероприятий в Государственной Думе разгорелись именно вокруг процедур истребования документов, включая «встречные проверки».

              Очевидно, что налоговые органы не могли смириться с грозящим ограничением их прав по истребованию документов. Несмотря на то что из НК РФ исчезло упоминание о встречной проверке как виде налогового контроля, сама идея истребования документов у лиц, не являющихся налогоплательщиками, не только не исключена из Кодекса, но и наполнилась новым содержанием.

              Наряду со ст. 93 НК РФ, регулирующей порядок истребования документов у проверяемого налогоплательщика, в НК РФ появилась новая статья – 93.1, регламентирующая порядок истребования документов, имеющих отношение к проверяемому налогоплательщику. Согласно этой статье налоговые органы получили два новых контрольных полномочия: истребовать документы, содержащие данные о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), и документы, в которых отражены данные о конкретной сделке.

              Первое полномочие и есть то право налоговых органов, которое прежде именовалось «встречной проверкой», с той лишь разницей, что это право несколько изменилось по своему объему, а процедура его реализации стала более четкой.

              В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностные лица налоговых органов, проводящих налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов или иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемых налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). Как и ранее при встречной проверке, это допускается только при проведении камеральной или выездной проверки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), что лишает налоговиков права истребовать документы (информацию) «просто так». Автору приходилось сталкиваться с ситуациями, когда налоговые органы предлагали крупным транспортным компаниям на постоянной основе направлять в налоговый орган информацию обо всех своих клиентах.

              Вместе с тем в отличие от прежнего порядка проведения встречной проверки такое требование теперь можно будет направить не только контрагенту налогоплательщика, но и любым лицам, «располагающим документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)». И не только по тем обстоятельствам, которые связаны с конкретной сделкой, но и по любым обстоятельствам деятельности проверяемого налогоплательщика, известным данному лицу.

              Иными словами, теперь у транспортной компании можно запросить информацию относительно условий не только организации транспортной перевозки, но и сделки грузоотправителя с грузополучателем, сведениями по которой транспортные организации почти всегда располагают. У охранных предприятий можно истребовать информацию об охраняемых ими объектах, принадлежащих налогоплательщику, а у риелторов поинтересоваться, по какому поводу к ним обращался налогоплательщик. Слабым утешением является то, что адвокаты и аудиторы смогут избежать подобной процедуры, сославшись на профессиональную тайну.

              Таким образом, объем информации, которую можно получить в рамках «истребования документов и информации», теперь не идет ни в какое сравнение с ранее существовавшим при проведении встречной проверки. Более того, согласно п. 9 ст. 89 НК РФ истребование документов в ходе выездной проверки может явиться основанием для ее приостановления.

              Ситуация усугубляется тем, что не совсем ясно, какое содержание вкладывает законодатель в понятие «информация». Кажется очевидным, что любая информация представляется в письменном виде. В то же время не ясно, если «информация» на момент запроса не облечена в документальную форму, то нужно ли специально для этого составлять документ (вроде протокола опроса сведущего лица) или речь идет только об информации, зафиксированной на каком-либо носителе. Видимо, ответ на этот вопрос будет найден в ходе судебной практики.

              Интересна также норма п. 2 ст. 93.1 НК РФ о том, что налоговые органы вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц, располагающих информацией. В данном случае уже не требуется ссылка на проводимую камеральную или выездную проверку налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента): налоговый орган вправе потребовать информацию о конкретной сделке в любой момент, вне рамок проверки.

              Налоговый орган, решивший прибегнуть к истребованию документов, не сам обращается к «информированному лицу», а направляет соответствующий запрос в территориальный налоговый орган, где это лицо состоит на учете. В свою очередь территориальный налоговый орган направляет «информированному лицу» требование о представлении документов (информации) (п. 3 ст. 93. 1 НК РФ). Следовательно, всякое обращение к организации или физическому лицу осуществляется исключительно через его «домашнюю» налоговую инспекцию. Предполагается, что данная процедура позволит упорядочить процесс сбора информации, избавив организации и физических лиц от необходимости вступать в контакт с «чужими» налоговыми инспекциями. Это приобретает особое значение в условиях достаточно жестких сроков представления документов (информации) налоговому органу. Очевидно, что значительно проще передать в пятидневный срок документы (информацию) своему налоговому органу, чем искать адрес налоговой инспекции из другого региона.

              Подводя итог анализу изменений, отметим, что права налоговых органов существенно расширились. Вместе с тем реали-зовывать их предстоит в рамках достаточно жестких процедур, что может стать определенным препятствием на пути возможных нарушений со стороны налоговых органов.

              1 Статья 1 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 1 ст. 30 НК РФ.
              2 О том, как противодействовать затягиванию срока проверки налоговым органом, см. статью «Как бороться со злоупотреблениями налоговых органов» («Финансовый директор», 2006, № 4, с. 34). – Примеч. редакции.
              3 Утвержден постановлением Госстандарта России от 27.02.98 № 28.
              4 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.03 № 65-ст.

              Методические рекомендации по управлению финансами компании



              Подписка на статьи

              Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

              Школа

              Школа

              Проверь свои знания и приобрети новые

              Записаться

              Самое выгодное предложение

              Самое выгодное предложение

              Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

              Живое общение с редакцией

              А еще...


              Рассылка




              © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

              «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

              Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
              информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
              Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
              Все права защищены. email: fd@fd.ru

              
              • Мы в соцсетях
              ×
              Зарегистрируйтесь на сайте,
              чтобы скачать образец документа

              В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Я тут впервые
              И получить доступ на сайт
              Займет минуту!
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль
              Зарегистрируйтесь на сайте,
              чтобы продолжить чтение статьи

              Еще Вы сможете бесплатно:
              Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Я тут впервые
              И получить доступ на сайт
              Займет минуту!
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль