Как оценить готовность компании к IPO

4329
Афанасьев Александр
главный редактор журнала «Финансовый директор»
По сравнению с первыми публичными размещениями акций на зарубежных площадках многим компаниям из стран СНГ, которые выходят на IPO сегодня, будет сложнее так же успешно привлекать средства. Максим Любомудров считает, что компания, правильно оценившая свою готовность к IPO, может за два-три года устранить существующие недостатки и получить в ходе размещения значительно больше средств.

Интервью с партнером компании «Делойт» Максимом Любомудровым

– Максим, скажите, от чего зависит готовность компании к проведению IPO?

– Выходя на биржу, компания становится публичной, и такая публичность – навсегда. Делая этот шаг, бизнесу надо оценить свои возможности и готовность к IPO, чтобы не испортить свою репутацию в глазах потенциальных инвесторов. Есть ряд формальных требований, выполнение которых необходимо для размещения компании на фондовой бирже, однако на практике самооценка степени готовности компании к IPO во многом определяется субъективными ожиданиями акционеров и определенными ими целями. Например, мне приходилось сталкиваться с тем, что владельцы бизнеса ставят перед собой цель – выйти на IPO через год. И компания, наверное, сможет сделать это, если у нее есть аудированная отчетность по МСФО за три года, создана система управления и выполнены все формальные требования той площадки, на которой она планирует разместиться. Однако это не гарантирует максимальную эффективность

IPO. Иначе говоря, компания получит в результате размещения значительно меньше средств, чем могла бы. По нашим оценкам, разница в объеме средств, привлеченных в результате проведения IPO, в зависимости от того, были ли выполнены только формальные требования или действительно созданы все необходимые условия для понимания инвесторами полной картины бизнеса, может достигать 35–38%.

Конечно, несколько иная ситуация была, когда на рынок капитала выходили первые российские компании. У западных инвесторов было мало возможностей для сравнения, как и информации о рынке и самой компании, поэтому у них не было другого выбора, кроме как верить инвестиционному банку, участвующему в IPO, в ситуации, когда интерес к этому региону был высок. И в ходе первых размещений удалось привлечь значительно больше средств, чем если бы некоторые из этих компаний выходили на биржу сейчас.

Сегодня российские компании проводят IPO в основном для того, чтобы получить до-

ступ к дешевым источникам долгосрочного финансирования, повысить капитализацию или обеспечить выход ряда акционеров из бизнеса с максимальной выгодой. И такие цели потребуют от компании большой работы, связанной с подготовкой к выходу на IPO.

– Сколько времени потребуется на подготовку к IPO?

– По нашему опыту, на это может уйти от года до трех лет. Наиболее интенсивная работа идет в последние шесть месяцев перед размещением, когда задействованы инвестиционные банкиры и юристы, составляются проспекты эмиссии, регистрируется выпуск, собираются всевозможные разрешения и идет общение с потенциальными инвесторами. Данная фаза подготовки наиболее заметна. Но для этого необходимо на протяжении предшествующих лет работать над имиджем компании. Даже только для того, чтобы продемонстрировать инвесторам финансовую отчетность по МСФО, нужно ее готовить на протяжении трех лет и аудировать. Необходимо создавать систему корпоративного управления, в которой будут задействованы независимые директора. Причем это должно быть сделано далеко не за два месяца до IPO. Предстоит показать инвесторам, что независимые директора действительно участвуют в процессе управления предприятием, то есть продемонстрировать записи заседаний и принятых решений. То же касается стратегии развития бизнеса. Она должна существовать не только в умах собственников и топ-менеджмента, но и на бумаге, то есть необходим документ, который может быть представлен инвесторам и в соответствии с которым на практике осуществляется стратегическое управление компанией.

 

Что может помешать компании выйти на IPO

Среди наиболее серьезных препятствий, с которыми может столкнуться компания на пути к IPO, можно выделить следующие: – незавершенные судебные разбирательства; – существование некорректно структурированных схем предоставления сотрудникам опционов на покупку акций;

– претензии со стороны налоговых органов; – оговорки в аудиторских заключениях; – состав совета директоров, в который входят лица, ранее судимые;

– менеджмент не принимает участия в проведении road-show;

– неэффективные механизмы формирования отчетности или недостаточность данных для составления отчетности по МСФО (US GAAP, UK GAAP) и т.д.

 

Иначе говоря, просто раскрыть существующую структуру управления и сказать, что завтра она будет совершенно другая, более прозрачная, и с этим идти на IPO – недостаточно. Инвесторам необходимо удостовериться, что переход к большей прозрач-

ности бизнеса происходит заблаговременно и новая система управления действительно работает, а не существует в планах.

Возвращаясь к вопросу о сроках, правильно будет сказать, что они зависят в первую очередь от текущего уровня развития бизнеса, его прозрачности и эффективности управления.

– Что нужно бизнесу для успешного размещения на фондовой бирже?

– Мы выделяем несколько ключевых блоков, от которых будет зависеть успешность IPO. Это корпоративные финансы и управление, бухгалтерский учет и аудит, процедуры подготовки финансовой отчетности, кадровые ресурсы, налогообложение.

Один из основных вопросов, на который предстоит ответить компании в ходе подготовки IPO: «Какую сумму мы можем получить при публичном размещении». Решение этой задачи должно быть получено при выполнении работ, которые относятся к блоку «Корпоративные финансы», а именно про-

Транзакционные услуги / Корпоративные финансы
Консультационные услуги по оценке Обзор стратегических вариантов Привлечение финансирования перед IPO Детальный отчет (Long Form Report) Отчет об оборотном капитале Независимая оценка/ Отчеты независимых экспертов Слияния и поглощения
Налоговая поддержка
Анализ налогового состояния Индивидуальное налоговое планирование Разработка оптимальной корпоративной структуры Разработка стратегий выхода для акционеров Разработка / анализ предложенной структуры IPO
Отчетность и аудит
Трансформация отчетности Аудит финансовой отчетности за 3 года Бухгалтерский отчет (Accountants Report)
Корпоративное управление
Управление рисками Система внутреннего контроля Целостность и надежность данных Разработка структуры комитетов Корпоративная социальная ответственность Обучение руководства Внутренний аудит
Процедуры подготовки финансовой отчетности
Финансовая отчетность / Быстрое закрытие Подготовка бюджета и прогнозирование Управленческая отчетность IТ-поддержка Внедрение систем
Кадровые ресурсы
Привлечение ключевых руководителей Развитие кадровых ресурсов Вознаграждение и мотивация Обзор корпоративной оргструктуры
Поддержка организационных изменений
Распространение информации Обучение Эффективное сотрудничество с инвесторами Соответствие бизнес-целям
Уполномоченный консультант/спонсор выпуска
Консультирование при определении цены IPO / по нормативным требованиям Взаимодействие с биржей Координация работы других консультантов Координация процесса подготовки проспекта эмиссии и отчета о финансовом состоянии компании Независимое стратегическое консультирование
Брокер
Брокерское сопровождение сделки - Регистрация заявок инвесторов Аналитические исследования Выездные презентации (Road Show)
Правовая поддержка
Правовая экспертиза Проверка изменений в уставе и договора с руководством Поддержка при корпоративном реструктурировании и привлечении капитала Надзор за подготовкой и проверкой заявки на допуск
Управление проектом / изменениями
Техническая поддержка
Управление рисками
© 2006 Делойт и Туш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед. Все права защищены. «ДО» IPO «ПОСЛЕ» Управление ожиданиями акционеров

Рисунок Выход на биржу - общий план

ведение due-dilligence, анализ всех существующих рисков и, как следствие, прогноз результата проведения IPO. Затем проводится приблизительная оценка стоимости компании исходя из данных ее финансовой отчетности и рисков, выявленных в ходе предынвестиционного анализа.

Корпоративное управление предполагает использование в компании эффективных инструментов принятия управленческих решений. Иначе говоря, нужно, чтобы стратегические решения принимались менеджментом при активном участии комитета независимых директоров, а не только основным собственником бизнеса, что типично для российских предприятий.

Требования к процедурам подготовки финансовой отчетности в основном связаны со сроками подготовки отчетности. Информация о состоянии дел в компании нужна рынку своевременно, а не спустя шесть месяцев. Нужны сведения и о том, как бизнес

будет развиваться в перспективе, и их можно раскрыть, внедрив эффективную систему подготовки управленческой отчетности и бюджетирования. Все это предполагает наличие необходимых программных решений и обученного персонала.

Что касается налоговой политики компании, то ее основная задача при IPO – свести к минимуму риск претензий со стороны налоговых органов. Не должны также использоваться схемы распределения прибыли среди акционеров, кроме выплаты дивидендов. Это гарантирует новым инвесторам, что они получат свою долю прибыли на инвестированные средства.

Не следует забывать и о поддержке внедрения изменений в таких важных блоках вопросов, как консультирование, брокерское сопровождение и правовая поддержка (см. рисунок).

Для того чтобы понять, какой объем работы предстоит проделать компании по каж-

 

Когда провести IPO

Компании смогут привлечь максимальный объем средств в ходе IPO в том случае, если выполнены следующие условия:

– компания стабильно растет, обладает хорошей финансовой устойчивостью и рентабельностью; – у компании было достаточно времени, чтобы совершенствовать свои бизнес-процессы, систему управления, реструктурировать активы, подготовить отчетность и т.д.;

– фондовый рынок на стадии роста, инвесторы готовы приобретать акции новых компаний; – в стране эмитента – стабильная политическая обстановка, последовательная государственная фискальная политика;

– отрасль, к которой принадлежит компания-эмитент, стабильно развивается.

 

дому из перечисленных блоков, необходимо провести детальный анализ бизнес-процессов компании и разработать программы их совершенствования.

В ходе такого анализа собирается вся необходимая информация о компании (финансовая отчетность, учетная политика, данные о структуре активов, сведения о менеджменте), проводятся интервью и совещания с менеджментом. После этого разрабатываются сценарии подготовки компании к выходу на IPO. Сценарии поведения компании определяются исходя из сроков подготовки (год, два или три года). Затем для наиболее вероятного сценария разрабатывается подробная программа работ по размещению на публичном рынке.

Стоит отметить, что для этой работы рекомендуется привлекать консультантов, так как зачастую менеджмент, который уже много лет работает в этом бизнесе, скорее всего, не увидит существующих проблем. Компания работает, приносит неплохую прибыль – зачем что-то менять? Такое мнение у руководства и собственников широко распространено. Однако у инвесторов

может быть иной взгляд на существующие бизнес-процессы и риски компании.

- Можно ли говорить о том, что, если компания усовершенствовала перечисленные Вами процессы, настало время для IPO?

- Успешность IPO, как я уже сказал, определяется объемом средств, привлеченных компанией, и зависит не только от состояния бизнеса, его прозрачности и эффективного управления. Немаловажную роль играют внешние факторы и тенденции, которым подвержены фондовые рынки. Например, если фабрика по переработке мяса птицы полностью готова к IPO, но акции будут размещены во время вспышки птичьего гриппа, хороших результатов ждать не стоит.

- В заключение нашей беседы какой совет Вы могли бы дать компаниям, которые сейчас решают вопрос о возможности проведения IPO?

- Обеспечение большей прозрачности и совершенствование процессов управления необходимо любой компании независимо от того, на какой площадке она планирует проводить IPO, будь то одна из российских фондовых бирж, лондонская или нью-йоркская. Во-первых, стандарты российских бирж постоянно совершенствуются и постепенно приводятся в соответствие с требованиями западных площадок. Во-вторых, гораздо большее значение имеет не столько соответствие формальным требованиям, сколько предоставление полной и достоверной информации инвесторам, чтобы они смогли правильно оценить все существующие риски и были готовы вкладывать средства. Я предлагаю отнестись к подготовке компании к проведению IPO как к сложному и долгосрочному проекту, успех которого во многом зависит от качественного планирования, грамотного управления имеющимися ресурсами и эффективного использования того опыта, который приобрели другие участники рынка.

Беседовал Александр Афанасьев

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль