Основные тенденции второго полугодия 2006 года

1241
Предлагаем перечень экономических тенденций второй половины 2006 года, ранжированных по степени их значимости для бизнеса финансовыми руководителями компаний.

1. В ближайшие три года ставки НДС и ЕСН меняться не будут

С начала года не прекращаются дискуссии в правительстве и Государственной Думе о снижении ставки НДС, изменении правил его администрирования и даже замене на налог с продаж. По результатам опроса, проведенного общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» среди российских компаний, почти каждый третий опрошенный (28,6% респондентов) считает, что действующая ставка НДС и порядок его администрирования вынуждают предпринимателей применять нелегальные схемы ухода от налогов, а почти каждый второй (51%) – что уходу от налогов способствуют высокие ставки ЕСН. Журнал «Финансовый директор» поинтересовался у своих читателей, какой налог является наиболее существенным для их компаний. Полученные ответы практически совпали с результатами исследования.

По словам Алексея Азанова, начальника финансового отдела ОАО «ПАВА» (Барнаул), в его компании наиболее существенную налоговую нагрузку составляют НДС и ЕСН: «НДС при больших объемах реализации продукции и довольно низкой рентабельности зерноперера-батывающей отрасли составляет существенную долю по сравнению с доходами нашей компании. Высокие расходы на ЕСН вызваны большим штатом персонала, а также тем, что мы стремимся нанимать наиболее квалифицированный персонал и обеспечивать ему достойную заработную плату».

Между тем, по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в ближайшие три года ставки НДС, ЕСН и подоходного налога меняться не будут. «Новость о том, что на ближайшие три года ставки налогов фиксируются, можно оценить как условно положительную, свидетельствующую о стабильности, – по крайней мере, они не будут повышаться», – считает Олег Мосеев, финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр» (Москва).

2. В России появится рынок альтернативных инвестиций

В России появится рынок альтернативных инвестиций для финансирования компаний малой и средней капитализации, аналогичный AIM (Alternative Investment Market) на Лондонской фондовой бирже. О готовности предоставить площадки для развивающихся компаний заявили РТС и ММВБ. Точной информации о том каким образом будет организована торговля на подобных площадках, пока нет. Предполагается, что для выпуска акций компаниям не нужно будет проходить регистрационные процедуры, а оценкой стоимости компаний, подготовкой всей отчетности для акционеров и продвижением акций займутся специальные консультанты.

«Перспективы развития подобного рынка высоки. Но, к сожалению, это направление будет развиваться медленно, поскольку потребуется время на разработку нормативной базы и технологии работы рынка альтернативных инвестиций. К тому же «малые площадки» для российских бирж не настолько приоритетны, чтобы они ускорили процесс их создания», - считает Игорь Миронов, руководитель службы внутреннего аудита ООО «ТрансМарк» и ООО «Калужская пивоваренная компания», дочерних компаний SABMiller plc . (Москва). Наталия Старцева, вице-президент ГК «Гамма менеджмент групп» (Калининград), сомневается, что серьезные инвесторы будут принимать решения о покупке акций, основываясь на информации, полученной от «специальных консультантов». Однако, по ее мнению, при поддержке крупных бирж эта модель может стать реальным средством привлечения инвестиций для средних компаний

3. Каждая шестая российская компания применяет МСФО

Все больше российских компаний переходят на составление отчетности по МСФО. По данным исследования, проведенного «РОМИР-Мониторинг», сейчас таких компаний около 16%, тогда как в 2004 году их было не больше 11%. Из опрошенных в ходе исследования респондентов 85% заявили, что применение МСФО повышает качество финансовой отчетности российских компаний, а 61% высказались за полное принятие международных стандартов.

Большинство опрошенных нами финансовых руководителей считают, что составление отчетности по МСФО повышает инвестиционную привлекательность компании. «Наличие международной отчетности, подтвержденной аудиторской компанией, снижает цену заемных средств», – отмечает Олег Мосеев, финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр» (Москва). С ним согласен Алексей Азанов, начальник финансового отдела ОАО «ПАВА» (Барнаул). По его мнению, переход российских компаний на составление отчетности по МСФО позволит им активней привлекать иностранных инвесторов и получать более точную оценку состояния своих предприятий.

4. Российские компании активно реструктурируют активы

По данным исследования «Реструктуризация бизнеса: опыт и подходы российских компаний», проведенного консалтинговой компанией KPMG, 52% респондентов регулярно проводят реструктуризацию бизнеса или отдельных предприятий, а 67% ожидают усиления роли реструктуризации в будущем. Как показал опрос, первоочередной причиной реструктуризации для российских компаний стала потребность в повышении эффективности бизнес-процессов (67% ответов). Среди других причин – необходимость интеграции вновь приобретенных компаний или недостаточный контроль дочерних предприятий (52%), неудовлетворенность акционеров финансовыми результатами компании (33%), а также отсутствие в компании четкой стратегии (24%).

Между тем, как подчеркивается в отчете о проведенном исследовании, ни одна из опрошенных компаний не назвала в качестве причины проведения реструктуризации сильную уязвимость перед неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры. Как считают большинство опрошенных нами экспертов, исследование подтверждает стремление российского бизнеса к оптимизации своей деятельности, поиску внутренних резервов для развития, а также свидетельствует о повышении уровня менеджмента в компаниях. «Раньше в условиях сверхдоходности бизнеса можно было не задумываться о том, какие потери несет компания из-за нелогичной структуры или отсутствия четко прописанных бизнес-процессов. Сейчас, когда доходность бизнеса автомобильных дилеров приближается к европейскому уровню, становится актуальной задача реорганизации структуры и описания бизнес-процессов, иначе на рынке не удержаться», – отмечает Олег Мосеев, финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр» (Москва).

5. Соцпакет обходится работодателю все дороже

Как свидетельствует анализ рынка труда, чтобы привлечь высококвалифицированного специалиста, работодателю мало предложить ему заработную плату не ниже рыночного уровня. Все чаще соискатели интересуются, что войдет в их социальный пакет – медицинская страховка, бесплатное питание, оплата мобильной связи и др. Общая доля социальных льгот в компенсационных пакетах крупных российских компаниях растет, достигая иногда 50%. По данным исследования, проведенного сообществом E-xecutive в 2006 году, в Москве и Московской области добровольное медицинское страхование (ДМС) сотрудников оплачивают 71,1% компаний, в Санкт-Петербурге – 77,8%, в других городах России – 39,1%.

Однако проведенный нами опрос свидетельствует о том, что введение соцпакета еще не стало привычной практикой для российских компаний. Около половины опрошенных финансовых руководителей отметили, что в их компаниях либо соцпакет отсутствует, либо набор льгот, входящих в него, существенно ограничен. По мнению большинства экспертов, главным мотивирующим фактором для сотрудников остается размер заработной платы. «В нашей компании соцпакета нет, так как предполагается, что затраты на медобслуживание включены работодателем в зарплату и персонал может самостоятельно решать, как расходовать эти деньги», – говорит Денис Иванов, генеральный директор ЗАО «Финансовый резерв» (Москва).

В составлении рейтинга принимали участие:

Алексей Азанов, начальник финансового отдела ОАО «ПАВА» (Барнаул);
Максим Гвоздев, генеральный директор ООО «Стратегическое решение» (Москва);
Денис Иванов, генеральный директор ЗАО «Финансовый резерв» (Москва);
Игорь Миронов, руководитель службы внутреннего аудита ООО «ТрансМарк» и ООО «Калужская пивоваренная компания», дочерних компаний SABMiller plc. (Москва);
Олег Мосеев, финансовый директор ГК «АвтоСпецЦентр» (Москва);
Сергей Муратов, генеральный директор консалтинговой компании MCT Lab (Москва);
Наталия Старцева, вице-президент по финансам ГК «Гамма менеджмент групп» (Калининград).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль