Региональное бизнес-образование: проблемы и перспективы

2756
Чернецкая Анна
главный редактор журнала "Финансовый директор"
Как известно, бизнес делается в регионах. В связи с активным ростом региональных компаний многие топ-менеджеры, работающие в них, в том числе финансовые директора, стремятся повышать свой профессиональный уровень. Если раньше для получения дополнительного образования, как правило, нужно было периодически покидать свой регион, что не всегда возможно, то теперь многие региональные бизнес.школы стали предлагать программы МВА. Однако топ.менеджеры опасаются, что уровень таких программ пока не полностью соответствует требованиям рынка.

География бизнес-школ в регионах России

К сожалению, пока не все финансовые директора могут обучаться в своих регионах. Наиболее широко бизнес-образование представлено в Екатеринбурге (8 бизнес-школ), Нижнем Новгороде (4 бизнес-школы), Калининграде и Ульяновске (по три бизнес-школы) (см. подверстку).

По данным компании BEGIN GROUP, которая проводила исследование «Тенденции спроса на рынке бизнес-образования в регионах России», первые школы бизнеса в регионах России были открыты в 1996 году. Очень большое количество программ появилось в 2005 году, и следует ожидать развития этой тенденции. Можно отметить, что в основном бизнес-школы возникают в городах с активной бизнес-средой (Екатеринбург, Нижний Новгород), в крупных сырьевых центрах (Пермь, Красноярск), а также в городах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база (Новосибирск, Томск).

Личный опыт
Ольга Дубовицкая, заведующая кафедрой менеджмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)

Что касается бизнесменов Екатеринбурга, то обучение в Москве, Лондоне и т. д. выбирают в основном очень крупные собственники (например, Тимур Горяев, концерн «Калина»). Остальные – директора, руководители подразделений, топ-менеджеры малого, среднего и иногда крупного бизнеса выбирают, сравнивают, спрашивают знакомых и всетаки предпочитают учиться на родине, в Екатеринбурге. В других регионах ситуация иная, зачастую там действительно негде получить бизнес-образование должного уровня, и многие выбирают Москву.

Рассмотрим, какие преимущества получают финансовые руководители, решившие получать образование в региональной бизнесшколе.

Преимущества регионального образования

Возможность учебы без отрыва от работы. Естественно, выбирая образовательный центр в своем регионе, финансовый директор прежде всего руководствуется принципом удобства – покинуть компанию даже на некоторое время часто проблематично, а при учебе по месту работы таких проблем не возникает.

Личный опыт
Михаил Акишин, финансовый директор ООО «Рыбные заводы Олафа Мориса» (Челябинск)

В данный момент я прохожу обучение в ЮжноУральском государственном университете по программе «Мастер делового администрирования». Информацию о программах собирал года три и, взвесив все «за» и «против», решил поступить именно туда. Основными аргументами при принятии решения в пользу этого университета стали время занятий и отсутствие командировок для сдачи сессии. Обучение происходит без отрыва от работы.

Более низкая стоимость обучения. Стоимость бизнес-образования в регионах в среднем ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Для финансовых директоров, основная задача которых – экономить деньги, это немаловажный аргумент. Так, по словам Дмитрия Зенина, директора Пермского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ с учетом значительной разницы в цене между центром и регионами целесообразнее выбрать региональную школу, если есть такая возможность.

Согласно исследованию компании BEGIN GROUP (см. таблицу на с. 88), бизнес-образование дороже всего в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре (от 9,2 тыс. долл. США более), а самое доступное – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске Тольятти (до 6 тыс. долл. США).

В Москве разброс цен на модульные программы, на которых могут учиться слушатели из регионов, значительно меньше, а стоимость в среднем выше. Большая часть программ (74%) стоит более 10 тыс. долл. США.

Достойный уровень преподавания. Не секрет, что многие топ-менеджеры, предпочитающие получать образование в столице, прежде всего опасаются, что уровень регионального образования недостаточно высок. По словам Алексея Гребенюка, руководителя департамента инвестиций и проектного финансирования компании ProjectLine, бизнес-образование – достаточно новое направление образования в России и, видимо, в регионах оно еще не развито.

Однако проводимые исследования, а также наш опрос представителей компаний и бизнес-школ свидетельствует о том, что уровень регионального бизнес-образования постоянно повышается, причем во многом благодаря тому, что местные школы начинают все активнее привлекать столичных преподавателей, а также практиков из других регионов.

Личный опыт
Ольга Дубовицкая, заведующая кафедрой менед- жмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)

Для регионального бизнес-образования характерен дефицит местных преподавателей. Тех, которые читают у нас, мы формировали самостоятельно – они росли с нами долго и упорно. Они знают, что означает преподавание по программе MBA, что значит работать с руководителями. И либо они занимаются каким-то серьезным бизнес-консалтингом, либо являются руководителями-практиками. Но все равно их мало. Пока мы приглашаем часть преподавателей из Италии, Германии, Голландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Нижнего Новгорода и т. д.

Дмитрий Зенин, директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»

Я получал степень МВА в Региональном межотраслевом центре переподготовки кадров (РМЦПК) в Перми. Если бы пришлось выбирать заново, то я бы не изменил своего выбора. Те же преподаватели, которые читают в Москве, приезжали в Пермь. За два года моего обучения порядка 80% преподавателей были из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска.

Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК»

Бывают случаи, когда из региональных центров «ЛИНК» нас просят присылать только московских преподавателей. Но в последнее время это становится редкостью – в большинстве городов мы подготовили отличных преподавателей.

Таблица Средняя стоимость обучения на программах MBA в регионах России*

Город   Средняя стоимость обучения за полный курс, долл. США  
Сургут**   13 450 
Пермь   9900  
Екатеринбург   9300  
Самара   9275 
Иркутск   7500 
Калининград   7000  
Казань   6640 
Томск   6400  
Ульяновск  5500  
Нижний Новгород   5250  
Новосибирск  4300 
Саратов  4050 

* По данным исследования BEGIN GROUP, 2006 г.
** В Сургуте есть программы Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург), а также работает бизнес-школа «Институт мировой экономики «Планета», которая не является членом РАБО на данный момент.

Почему выбирают Москву

Несмотря на существование бизнес-школ в регионах, многие местные топ-менеджеры предпочитают получать образование в столице. Доля таких слушателей составляет около четверти от общего числа обучающихся по модульным программам. По данным BEGIN GROUP, из российских регионов больше всего слушателей приезжают в Москву из Екатеринбурга, Владивостока и Казани. В московских бизнес-школах также учатся слушатели из Челябинска, Тюмени, Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Краснодара. Так почему же представители регионов, в которых есть свои бизнесшколы, стремятся в Москву?

Престиж учебного заведения. Опрошенные нами региональные финансовые директора, говоря о том, почему они предпочитают столичные бизнес-школы региональным, отмечали, что либо пока местные программы не могут конкурировать со столичными, либо у них нет достаточной информации о региональных школах (см. врезку на подложке).

Личное мнение
Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС

Мы достаточно часто общаемся с коллегами из других городов в рамках профессиональных сообществ. Есть действительно сильные программы МВА и сильные школы бизнеса. Но, на наш взгляд, некорректно сравнивать столичные и региональные школы, потому что очевидно, что ресурсы для реализации программы МВА в Москве совершенно другие. И финансовые, и материальные, и человеческие, и технические, и информационные.

Большое значение для развития системы бизнесобразования имеют общественное мнение, в частности позиция средств массовой информации, и главное – качественная информация. Не рекламная, а помогающая составить свое мнение о бизнес-образовании, его роли в профессиональном росте менеджеров, влиянии на развитие карьеры, то есть информация, формирующая потребность в образовании и непрерывном повышении квалификации.

Налаживание деловых связей. По словам Татьяны Иванищевой, проректора по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС, один из самых важных критериев выбора программы МВА – установление деловых связей. Для многих региональных топ-менеджеров это имеет решающее значение при выборе программы. Личные связи, устанавливаемые параллельно с профессиональными, способны повысить результативность работы.

«Исходя из нашего опыта реализации программы МВА, нередко совместное обучение переходит в совместную работу, – отмечает Татьяна Иванищева. – Поэтому у каждого слушателя есть возможность в течение обучения создать потенциальную команду профессионалов в различных областях, которые способны работать слаженно для реализации общих целей. Очень часто по окончании МВА выпускники привлекают своих бывших товарищей по группе к совместным проектам в бизнесе, поскольку возможности друг друга им хорошо известны».

В заключение следует отметить, что при выборе бизнес-школы нужно руководствоваться целями, ради которых топ-менеджер, в том числе финансовый директор, будет получать образование. Если он планирует продолжить карьеру на Западе, то очевидно, что имеет смысл получать западное образование, а если в столичном бизнесе, то, скорее всего, стоит выбрать московскую бизнес-школу.

Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК», отмечает, что Москва дает определенные преимущества для тех, кому важно приобрести деловые связи или изучить конкретную образовательную программу. «Бывает, что в городе просто нет подходящей по уровню школы бизнеса, и тогда обучение в столице также оправданно, – отмечает Виктор Орехов. – Хотя обучение в другом городе – это огромные дополнительные затраты времени. Региональные школы бизнеса вступили в стадию развития, но пока идет только накопление потенциала и до качественного скачка еще пройдет значительное время».

Личное мнение
Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ, доктор экон. наук

И в Москве, и в регионах есть и сильные, и достаточно слабые школы. В Москве просто больше бизнес-школ и, соответственно, больше хороших школ, чем в любом другом регионе России. И некоторые немосковские школы, например ИМИСП в СанктПетербурге или лучшие школы в Нижнем Новгороде, Иркутске, Перми, вряд ли уступают столичным грандам.

В Москве шире круг высококлассных преподавателей, владеющих не только теорией управления, но и практическими инструментами ее применения. Бизнес-образование в российских столицах начало развиваться раньше, и у старых московских школ больше опыта.

В перспективе, и очень недалекой, отмеченные различия между элитными столичными и региональными школами бизнеса будут ослабевать.

Каково Ваше мнение о региональном бизнесобразовании?

Сергей Дмитриев, финансовый директор ООО «Алюдеко-К» (Костромская обл.)
Планирую поступать в сентябре этого года в бизнес-школу Москвы. Считаю, что уровень подготовки кадров в нашем регионе не соответствует мировым стандартам образования и проигрывает по сравнению с общеобразовательными учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга.

Сергей Клыков, замгендиректора по экономике и финансам ОАО «МЖК «Краснодарский» (Краснодар)
В моем регионе выбора бизнес-школ практически нет. Да и уровень образования несопоставим с московскими бизнес-школами. Если бы я решил получать степень МВА, то скорее выбрал бы московскую школу (из высшего рейтинга), например Высшую школу менеджмента ГУ–ВШЭ, школы при АНХ, МИРБИС и др.

Дмитрий Ефимов, финансовый директор ОАО «Нижфарм» (Нижний Новгород)
Mне известно о существовании нескольких бизнесшкол в нашем регионе. К сожалению, ничего определенного сказать об их уровне не могу, поскольку не имел прямых контактов ни со школами как таковыми, ни с их выпускниками.

Дмитрий Зенин, директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
Различия между московскими и региональными бизнес-школами сегодня нивелируются, так как идет процесс интеграции школ в различного рода неформальные и формальные объединения. Региональное образование имеет уже достаточно высокий уровень.

Региональные бизнес-школы – члены Российской ассоциации бизнес-образования

Екатеринбург
1. НОУ ВУЗ «Институт менеджмента и рынка».
2. Уральский филиал Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
3. НОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая экономическая школа».
4. НОУ ДПО «Урало-Сибирский институт бизнеса».
5. Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета.
6. Уральский государственный экономический университет.
7. Институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ».
8. СПО «Уральский экономический колледж».

Нижний Новгород
1. НОУ «Институт развития бизнеса».
2. ФГОУ ДПО «Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК».
3. Нижегородский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики (НФ ГУ– ВШЭ).
4. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Калининград
1. АНО «Калининградский институт международного бизнеса».
2. Академия акмеологии, менеджмента и бизнес-образования.
3. АНО Институт «Калининградская высшая школа управления».

Ульяновск
1. ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет».
2. ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».
3. Открытая школа бизнеса Ульяновского государственного технического университета.

Киров
1. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет».
2. ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Красноярск
1. Красноярский государственный технический университет, Институт управления и бизнес-технологий.
2. Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦMиЗ).

Новосибирск
1. Новосибирский государственный технический университет.
2. ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет».

Пермь
1. Пермский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики.
2. Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета.

Ростов-на-Дону
1. НОУ «Институт управления, бизнеса и права».
2. Ростовский государственный университет (РГУ).

Томск
1. Высшая школа бизнеса Томского государственного университета.
2. Томский политехнический университет.

Тюмень
1. Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.
2. Тюменский государственный нефтегазовый университет (институт повышения квалификации и переподготовки кадров).

Архангельск
Высшая школа делового администрирования Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Барнаул
Алтайский государственный аграрный университет.

Волгоград
Волгоградский государственный университет.

Воронеж
Экономический факультет Воронежского государственного университета (ВГУ).

Ижевск
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Иркутск
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Казань
Казанский государственный финансово-экономический институт.

Обнинск (Калужская обл.)
НОУ ВО «Франко-Российский институт делового администрирования» (ФРИДАС).

Омск
НОУ «Институт ЛиДеР».

Петрозаводск
Карельский региональный институт управления, экономики и права.

Самара
Самарский государственный экономический университет.

Саранск
Экономический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Саратов
Институт бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета.

Таганрог
Таганрогский государственный радиотехнический университет.

Тольятти
НОУ «Тольяттинская академия управления».

Чебоксары
Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет).

Челябинск
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

По данным сайта www.rabe.ru

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль