Книжное обозрение

1525
Редакция нашего журнала предложила финансовым директорам российских компаний подготовить рецензии на книги, посвященные актуальным для современного бизнеса темам.
Книжное обозрениеБартон У., Шенкир У.
Комплексный подход
к риск менеджменту:
стоит ли этим заниматься.

 М.: Вильямс, 2003. 207 с.
Книжное обозрениеОльве Н. Г., Рой Ж., Веттер М.
Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. 
М.: Вильямс, 2004. 303 с.
Рецензия от финансового директора компании ООО «Дженсер Сервис» (Москва) Игоря Пономарёва

Это издание – обзор риск-менеджмента в пяти ведущих компаниях США из различных областей деятельности. Основным достоинством этой небольшой книги является постоянное указание на то, что «главный риск-менеджер любой корпорации – ее президент». Это категорическое утверждение очень важно для российских компаний, где до сих пор дискутируется, кто должен отвечать за риск-менеджмент – финансовый директор или специально выделенный риск-менеджер. Оказывается, ни тот ни другой. В целом книга будет малополезной для финансовых директоров, так как является довольно поверхностной на фоне последних книг по риск-менеджменту.

Однако она вполне может заменить каких-нибудь Акунина или Донцову на отдыхе, во всяком случае читается не менее захватывающе (на страницах присутствует даже убийство на дуэли). Или может стать дополнением к большому количеству академических изданий по данной теме, так как представляет собой замечательные практические иллюстрации риск-менеджмента, которых так не достает многим академическим изданиям. Но вот кому эта книга обязательна для прочтения, так это генеральным директорам и президентам независимо от размера их компаний.

К недостаткам книги, пожалуй, я отнес бы только два момента. Во-первых, издание является довольно устаревшим (все примеры относятся к концу 1999 года). А ведь значительное развитие риск-менеджмента произошло именно в последние пять лет под воздействием азиатского и российского кризисов и кризиса «дот-комов» (интернет-компаний. – Примеч. редакции).

Поэтому странно читать о применении в крупнейших компаниях США стресс-тестинга, моделирования методом Монте-Карло или расчета VаR как о последних достижениях в области риск-менеджмента, когда они уже стали привычными для российских фирм даже среднего уровня. На фоне дискуссий о применении элементов фрактальной математики или нейронных сетях в риск-менеджменте все это выглядит довольно архаично.

Во-вторых, специфика рисков в каждой стране своя, и для российских читателей отнесение к важнейшим рискам в деятельности предприятия «сексуальных домогательств по отношению к служащим» или «расовой дискриминации служащих со стороны руководства» относится скорее к разряду «их нравы», а филиппика «ослабление государственного регулирования в основных отраслях экономики» вообще иллюстрирует известный принцип, что у «кого суп жидкий, а у кого бриллианты мелкие». Должен также заметить, что немало потешит самолюбие российского читателя тот эсхатологический ужас, с которым авторы описывают российский кризис – «бессмысленный и беспощадный».

Совет, который я могу дать финансовым директорам по поводу данной книги, – купить два экземпляра и после изучения одного из них подарить на ближайшем корпоративном празднике по экземпляру председателю совета директоров и генеральному директору. После прочтения книги можно, указав на то, что вы выполняете их работу в области риск-менеджмента, предложить поделиться заработной платой.
Рецензия от заместителя финансового директора ЗАО «НИКПА» (Москва) Вячеслава Гвоздева1

В книге представлен способ согласования целей деятельности и контроля за их достижением в рамках жизненного цикла компании на примере внедрения стратегических карт.

К плюсам книги можно отнести следующие моменты. Помимо основной идеи – рассмотрения BSC – на примерах реально действующих бизнесов представлены также альтернативные способы оценки эффективности деятельности компании.

В книге приводятся конкретные показатели, характеризующие такие неоднозначные, нефинансовые категории, как отношения с потребителями, человеческий капитал. Сформулированы общие принципы возможной декомпозиции стратегических целей компании на более низкие уровни в иерархии управления, а также представлены способы установления причинно-следственных связей между величинами стратегических показателей четырех основных аспектов деятельности любого предприятия (финансы, потребители, бизнес-процессы, сотрудники). Краткая характеристика информационных систем для целей BSC лишь дополняет ценность представленных материалов.

К минусам книги можно отнести следующие моменты. Использование описанной технологии предполагает наличие сформулированных качественно и количественно стратегии и миссии компании, а также декомпозиции этой стратегии на функциональные подразделения компании. Большинство российских компаний малого и среднего бизнеса не владеют данной технологией и решают в основном краткосрочные задачи, ориентируясь лишь на финансовые показатели. Такие компании в основной своей массе имеют частных акционеров, одновременно выполняющих функции топ-менеджеров. Это приводит к тому, что профессиональная система мотивации труда не нужна.

В рассматриваемой книге обязательным является наличие профессиональной системы мотивации, которая включает оценку труда работника как по финансовым, так и по нефинансовым показателям при условии 100%-ного достижения ключевых показателей деятельности. Именно этот фактор указывает на жизнеспособность представленного инструмента, иначе им не будут пользоваться, считая обузой. В этом и заключается главная проблема применения на практике рассматриваемой технологии.

Уровень формализации бизнес-процессов должен быть достаточно высоким, чтобы можно было устанавливать причинно-следственные связи между разными показателями, а этого практически нет в компаниях, никогда не внедрявших более-менее серьезную корпоративную информационную систему. Именно таких компаний в России большинство.

Я бы рекомендовал данную книгу генеральным, исполнительным директорам, директорам по развитию, руководителям по стратегии в компаниях, цель которых – максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе.

Книги для рецензирования предоставлены издательским домом «Вильямс»

1 В настоящее время в данной компании не работает.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль