Следите за расходами постоянно, а не только в кризис

430
Колесникова Юлия
финансовый директор ООО «Ariston Thermo Rus»
Финансовый директор управляет системой кровообращения компании — денежными потоками. И, несомненно, его роль в системе управления кризисом достаточно весома. Наш сегодняшний собеседник расскажет, как грамотно сократить расходы предприятия без риска для бизнеса.

— Сейчас непростые времена для бизнеса, обычно в такие периоды компании стараются минимизировать расходы. Кто этим должен заниматься? И с чего следует начать?

— В такие трудные времена в любой компании выявляются лидеры – те люди, которые призывают не паниковать, а собраться в кулак, сосредоточиться и начать борьбу – если не за выживание, то за сохранение компании, ее команды, и, конечно же, за покупателей. И мне кажется – что одним из таких лидеров должен стать финансовый директор.

Итак, с чего следует начать? В первую очередь — не паниковать, выслушать внимательно руководство – принять их пожелания к сведению, собрать все умные и неумные идеи на одном листе бумаги. А после этого надо организовать мозговой штурм и попробовать воплотить пожелания руководства в разумные сроки и с наименьшим ущербом компании. И, конечно же, следить за расходами нужно постоянно, а не только в кризис.

Существуют ли какие-то расходы, которые надо урезать в первую очередь?

— Если речь идет о выживании, решение о сокращении затрат должно приниматься быстро. До перехода к конкретным статьям следует проанализировать бюджет. Это наиболее простой и популярный метод, который всем кажется наименее логичным, но на практике самый применимый — поиск и сокращение наиболее крупных статей бюджета. Без анализа эффективности, без прогнозов последствий, просто в лоб. 

Логика простая, меньше продаж  —  меньше должны стать расходы непосредственно связанные с объемом продаж: транспортные расходы, расходы на аренду склада, на рекламу. Хотя последняя группа все-таки требует более тщательного анализа перед принятием решения о сокращении.

— А если речь не идет о спасении компании, а об оптимизации существующих бизнес-процессов, действовать надо иначе?

— Да, здесь иной, более интеллектуальный метод сокращения бюджетных статей. Выглядит он так: проходим по каждой расходной статье и задаем вопросы: «Насколько это необходимо сделать именно сейчас?» и «А можно ли это сделать позже?» Если ответ «да», то либо режем (сокращаем), либо переносим на более поздний период. В результате получаем еще более урезанный бюджет с соответствующим горизонтом планирования.

—  Вы сказали, что расходы на рекламу стоит сокращать очень осмотрительно. Почему?

Все зависит от того, что производит компания. Если вы печете хлеб или производите конфеты, наверное, не стоит сворачивать рекламу на телевидении, какой бы дорогой она ни была. А если производите холодильники, то, может быть, стоит «заморозить» акции на телевидении, уйти в магазины бытовой техники, сделать рекламу более адресной. В любом случае надо обязательно прислушаться к мнению маркетологов, ибо сокращение «не тех» рекламных расходов может привести к катастрофическим потерям рынка.

— Один из способов оптимизации расходов — это сокращение расходов на сотрудников. Как это сделать максимально безболезненно?

— В первую очередь надо честно объяснить сотрудникам – что их ждет. Отсутствие информации порождает самые нелепые слухи.

Первым по популярности источником оптимизации затрат на персонал является снижение расходов на социальные программы. Сокращение расходов возможно в том случае, если нет законодательного или иного обязательного требования к проведению таких программ, например, компания обязана приобретать средства индивидуальной защиты и проводить обучение по технике безопасности. Несоблюдение этих требований грозит большими штрафами.

Также популярен перевод сотрудников на домашнюю удаленную работу. Он поможет сократить расходы на аренду офисов. Кроме этого, возможно изменение системы оплаты труда: пересмотр системы премирования, системы должностных доплат и надбавок, снижение окладов и тарифных ставок за счет увеличения доли переменной оплаты труда. Пересмотрите локально нормативную базу, ликвидируйте дополнительные гарантии — ДМС,  оплата спортзала.

— Некоторые компании идут на крайние меры — увольняют работников. Как вы считаете, является ли этот метод эффективным сокращением расходов?

—  Далеко не всегда. Данная мера является наиболее радикальной, с одной стороны она позволяет снизить затраты на оплату труда, связанные налоги, одновременно уменьшить затраты на социальное обеспечение. В тоже время необходимо провести достаточно значительные единовременные выплаты, которые в совокупности могут составлять от одного до трех среднемесячных заработков работника, плюс к этому, уведомляя сотрудников об увольнении по сокращению штатов согласно законодательству за два месяца, компания вынуждена оплачивать труд людей, немотивированных на работу. Обученные сотрудники уходят вместе с компетенциями, а через год–два при увеличении объемов деятельности организация вынуждена снова нанимать и обучать людей и нести при этом затраты.

Как правило, для компании, предлагающей работникам стандартный социальный пакет, экономии затрат на управление персоналом в пределах 20–30 процентов возможно достичь без сокращения численности и перехода на режим неполного рабочего времени, при этом речь идет об экономии десятков миллионов рублей.

— Что посоветуете тем, кто все же решится на сокращение штата?

Не забудьте привлечь к работе грамотного юриста – специалиста по трудовому законодательству. Затраты на него окупятся с лихвой в случае возникновения претензий уволенных сотрудников, обратившихся в суд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль