Альтернативные источники финансирования: как выбрать подходящий именно вашей компании

192
Пономарева Татьяна
финансовый директор производственной компании
В статье поговорим о наиболее доступных для каждой компании альтернативных источниках финансирования, выделим их преимущества и недостатки и расскажем, как выбрать подходящий вид финансирования.

Прежде чего говорить об альтернативных источниках финансирования, рассмотрим те варианты получения заемных средств, которые, относят к основным источникам финансирования компании, таким как получение банковских кредитов и финансирование в форме коммерческих кредитов от контрагентов, как в форме авансирования сделок, так и в виде предоставления отсрочки оплаты поставок.

Стандартные источники финансирования бизнеса

Банковские кредиты

Банковские кредиты привлекательны для компании понятностью применяемых правил, четкими критериями получения заемных средств и большим разнообразием предлагаемых кредитных продуктов, гибкостью в определении сроков, ставок и сумм финансирования. Также, в силу существования развитого рынка кредитных банковских услуг, компания с высокой вероятностью сможет подобрать оптимальный для нее банковский кредит и выбрать наилучшие условия из нескольких предложенных вариантов в разных банковских организациях.

Коммерческие кредиты

Коммерческие кредиты в той или иной форме используются в деятельности любой организации. Компания как получает, так и предоставляет их в форме авансов и отсрочек исполнения обязательств. Идеальным, но на практике редко реализуемым вариантом, является получение коммерческих кредитов от поставщиков и покупателей в больших объемах и на более длительные сроки, чем их авансирование. В этом случае дополнительное финансирование может понадобиться только для реализации крупных проектов.

Оценка потребности в альтернативных источниках финансирования

Для того чтобы оценить потребность в альтернативных источниках финансирования и необходимость их получения, определим, какие ограничения и критерии их оценки необходимо использовать при принятии решения о преимущественном выборе одного или нескольких из них:

  • сумма, которую можно получить, используя данный вариант финансирования;
  • стоимость этого источника;
  • срок заимствования;
  • дополнительные условия и ограничения;
  • сложность получения доступа к данному источнику финансирования;
  • наличие рынка предоставления услуг по выбранному виду заимствования.

Все вышеперечисленные критерии в принципе похожи на условия получения основных видов финансирования, что позволяет финансовому директору провести сравнительный анализ эффективности использования альтернативных источников, если возможен выбор источника привлечения финансирования как основного, так и альтернативного.

Важно отметить

Не всегда основным преимуществом варианта заимствования являются объективные критерии, часто финансовому директору приходится обращаться к тем источникам, которые доступны в сложившейся ситуации.

Альтернативные источники финансирования чрезвычайно разнообразны и распространены в нашей стране в различной степени. К ним относятся такие всем известные виды финансирования как лизинг, факторинг, выход на рынок долговых ценных бумаг (эмиссия облигаций и векселей), поиск внешних инвесторов, в том числе такие сравнительно новые виды привлечения ресурсов как краудфандинг и бизнес-ангелы.

ВИДЕО: Способы привлечения долгосрочного финансирования

Альтернативные источники финансирования бизнеса

Рассмотрим наиболее доступные для каждой компании альтернативные источники финансирования.

Лизинг

Лизинг рассматривается как замена кредиту на приобретение различного оборудования или транспортных средств. Как и кредит предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности. Лизинг на практике часто имеет более высокую стоимость обслуживания, которая может компенсироваться снижением налоговой нагрузки лизингополучателя. Также лизинговое оборудование требует обязательного страхования, страховка увеличивает стоимость пользования таким оборудованием.

Еще одной характерной особенностью лизинга для компании лизингополучателя является отсутствие необходимости в предоставлении обеспечения. В качестве обеспечения выступает приобретаемое оборудование. С другой стороны, право собственности на приобретаемое в лизинг оборудование переходит только после выплаты полной стоимости по договору лизинга. Это создает риск изъятия имущества лизингодателем при возникновении просроченной задолженности по договору лизинга.

В отличие от банковского кредита финансовый лизинг имеет более узкую сферу применения, при этом не стоит забывать, что при использовании лизинга как источника финансирования, компания ограничена в выборе, поскольку лизинговые компании готовы финансировать только определенный перечень техники.

Вывод

Лизинг как альтернатива кредиту может быть применим и более эффективен, если компания планирует приобретать оборудование, технику, транспортные средства, но это же является значительным ограничением в его применении.

Пример

Наша компания приобрела в лизинг деревообрабатывающие станки производства Италии в 2013 году. Условия по договору лизинга были очень привлекательными. В сравнении со стоимостью обслуживания кредита мы выигрывали 4–5 процентных пункта. Кроме того, остаточная стоимость при выкупе практически была равна 0. Договор лизинга был заключен на 5 лет и номинирован в условных единицах, привязанных к евро. Ни один банк на такой срок не готов был нас прокредитовать. Как можно догадаться, в результате кризиса конца 2014 года все экономические преимущества лизинговой сделки были потеряны в результате скачка курса валют, и длительный срок финансирования оказался негативным фактором.

Факторинг

Факторинговые сделки распространены на российском рынке в значительно меньшей степени, чем лизинговые операции. Тем не менее, этот инструмент привлечения финансирования используется многими компаниями для решения вопроса покрытия кассового разрыва за счет передачи прав требования по долгам своих контрагентов (дебиторов) третьей стороне.

Как и лизинг, договор факторинга является трехсторонней сделкой. В ней участвуют:

  • фактор – сторона, которая покупает права требования по долгам;
  • дебитор (заемщик) – сторона, чьи долги приобретает фактор;
  • клиент – сторона, которая уступает права требования по долгам фактору.

В качестве фактора обычно выступают факторинговые компании и банки, которые предлагают услуги факторинга своим клиентам наряду с кредитными продуктами. Очевидным преимуществом этого альтернативного источника финансирования компании является более быстрое получение денежных средств в случае уступки долга по сравнению с погашением задолженности контрагентом-дебитором. За скорость погашения задолженности перед клиентом и за принятие риска непогашения долга факторинговая компания оплачивает клиенту, как правило, от 70 до 90% от суммы долга.

Факторинг является частным случаем договора цессии – уступки прав требования по долгам. Его основное отличие в том, что при факторинговой сделке уступаются текущие, а не просроченные (сомнительные для взыскания) долги.

По сравнению с другими источниками финансирования бизнеса, факторинг обладает одним существенным преимуществом – сумма по договору факторинга зависит только от объема дебиторской задолженности, а не от показателей финансового состояния компании.

Вывод

Факторинг применим в том случае, когда компания имеет значительный объем дебиторской задолженности с довольно длительным сроком погашения, при этом она стоит перед выбором: искать заемные средства на период до срока погашения дебиторской задолженности или уступить ее с дисконтом.

Важно отметить

Прежде чем обращаться в факторинговую компанию, необходимо провести переговоры с дебитором на предмет предоставления дополнительной скидки при досрочной оплате задолженности. В этом случае, скорее всего, компании удастся «сэкономить» на скидке по сравнению со стоимостью услуг фактора.

Финансирование за счет привлечения инвестора

В этом направлении существует большое разнообразие видов финансирования, вот некоторые из них:

  • получение финансирования от собственников компании;
  • выход на рынки долгового капитала;
  • краудфандинг.

Собственники компании

Каждый руководитель знает, что собственники выделяют средства для финансирования деятельности компании, которая должна приносить прибыль, крайне неохотно. Необходимы веские аргументы для обращения к владельцам компании с таким обращением.

Вместе с тем существует несколько вариантов получения финансирования от собственников:

  • принятие решения об отказе от дивидендов – в этом случае снижается отток денежных средств, что можно рассматривать как альтернативный способ финансирования;
  • предоставление займа;
  • дополнительная эмиссия акций, в случае, когда мы имеем дело с акционерным обществом;
  • привлечение внешнего инвестора, в том числе с условием выделения доли в бизнесе.

В случае отказа от дивидендов и финансирования деятельности компании за счет внесения собственных средств, руководство компании готовит обоснование для владельцев компании, почему выбран именно такой способ получения фондирования и чем хуже другие варианты. При этом собственники могут поставить достаточно жесткие условия по стоимости такого фондирования и условиях возврата привлеченных по этой схеме средств.

Эмиссия собственных акций и привлечение внешнего инвестора, также как и выход на рынок долгового финансирования с целью размещения облигационных займов, очень трудоемкие, затратные и длительные процессы, которые может позволить себе далеко не каждая компания.

Пример

В своей практике приходилось обращаться к собственникам компании за финансированием. В качестве аргументов в пользу такого решения приводились следующие:

  • дополнительные вложения необходимы для запуска нового направления;
  • финансирование необходимо для технологического обновления компании, которое позволит в будущем увеличить доходность компании;
  • финансирование связано с возникшим на фоне экономического кризиса длительным кассовым разрывом, который угрожает привести к критическому состоянию бизнеса в целом.

Вывод

Обращение за финансированием к собственникам компании, как правило, используется либо в критической ситуации, либо в случае реализации масштабных инвестиционных проектов.

Краудфандинг

Один из самых необычных способов привлечения внешнего финансирования, тесно связанный с использованием информационных технологий. Crowdfunding – это термин, означающий привлечение финансирования от большого количества людей для решения различного рода задач от реализации благотворительных и социальных проектов до финансирования бизнес-проектов и бизнес-идей. Он может осуществляться как в форме пожертвования, т.е. безвозмездно, так и с условием выплаты финансового вознаграждения – краудинвестинг. Считается, что термин «краудфандинг» появился в 2006 году, и его автором является писатель Джефф Хауи (Jeff Howe), то есть это финансовый продукт 21-го века.

Краудфандинг реализуется через специальные интернет-платформы. Наиболее известные среди них международные платформы Kickstarter и Indiegogo.

Пример

В своей практике мне приходилось прибегать к этому инструменту сбора средств только для реализации социальных проектов. Нам удалось собрать средства на подарки выпускникам детского дома в сумме, превышающей изначально запланированную. Это очень интересный практический опыт, который позволяет предполагать, что у таких новых финансовых инструментов большое будущее.

Альтернативные источники финансирования как способ скорректировать балансовые показатели компании

Кроме достижения основной цели – получения финансирования для осуществления деятельности компании – альтернативные источники являются инструментами для корректировки баланса.

Если привлечение банковского и коммерческого кредитов увеличивает пассивы компании, то учет лизинговых и факторинговых сделок ведется на забалансовых счетах и не влияет на рост кредиторской задолженности. Также при приобретении оборудования в лизинг не увеличиваются внеоборотные активы компании, поскольку предмет лизинга не переходит в собственность.

При использовании факторинга организация снижает дебиторскую задолженность, что может быть особенно важно, если эта задолженность переходит в разряд сомнительной.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Какие вопросы вам задают на защите годового отчета директор и акционеры? Выберите, пожалуйста, все возможные варианты.

  • Почему столько ушло на налоги? 50%
  • Почему такая выручка? 22.41%
  • Если есть прибыль, то где деньги? 60.34%
  • Какие дивиденды получим? 18.97%
  • Какой результат будет в следующем году? 44.83%
  • Почему мы платим премии сотрудникам отдела «Н» если план компании не выполнен? 24.14%
  • У нас прибыль, зачем брать еще кредит? 18.97%
  • Почему не все расходы учли в налоговом учете? 18.97%
  • А почему такая большая кредиторская задолженность? 29.31%
  • А почему в августе нет выручки, ведь были заказы в работе и оплаты приходили? 12.07%
  • Какие премии в этом году вы планируете выплатить топ-менеджерам и почему? 12.07%
  • Какие результаты будут у компании через 5-10 лет. Ваши прогнозы? 24.14%
  • Если у нас убытки, может просто закрыть фирму или продать? 39.66%
  • Как мне понять, что годовой отчет составлен верно, что в нем нет манипуляций? 32.76%
  • Как обстоят дела у других предприятий конкурентов? 15.52%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль