Как доказать контрагентам состоятельность своей компании

200
Чтобы убедить контрагентов в финансовой состоятельности компании, докажите, что к ней нет существенных имущественных претензий, что ее ключевые показатели в норме. Какой отчет для этого пригодится и как его подготовить – подробнее в наших рекомендациях.

Чтобы убедить контрагентов в том, что компания состоятельна, разработайте отчет «Заключение о финансовом состоянии компании», где отразите, что у компании:

  • нет существенных имущественных претензий;
  • ключевые показатели деятельности в допустимых пределах;
  • документы, подтверждающие данные в заключении, достоверны.

Чтобы контрагенты признали отчет о деятельности вашей компании полноценным, включите в него:

  • сведения об отсутствии существенных имущественных претензий со стороны третьих лиц;
  • оценку трех–четырех групп показателей за три периода, включая отчетный;
  • пояснения по каждому показателю, обоснованные цифрами (графиками);
  • приложения (документы), подтверждающие информацию в заключении.

Готовя отчет о финансовом состоянии компании для контрагентов, учтите, что:

  • он должен быть не только содержательным, но и кратким. Например, на двух–трех листах без учета приложений;
  • все цифры и факты должны быть подтверждены документами.

Не перегружайте отчет финансовыми терминами и лишними цифрами, так контрагент разберется в каждом пункте самостоятельно, без дополнительных комментариев.

Как подтвердить контрагенту отсутствие существенных имущественных претензий к компании

В первом разделе заключения о финансовом состоянии компании для контрагентов приведите данные о наличии или отсутствии серьезных имущественных претензий.

Если на момент подготовки заключения в базе арбитражного суда или судебных приставов можно найти претензии к вашей компании, в заключении о них лучше упомянуть. Скрывать эти данные бессмысленно, при необходимости контрагенты смогут их проверить на публичных сайтах. Исказив сведения, вы подорвете доверие. Укажите, какую сумму составляют имущественные претензии к вашей компании, есть ли арестованное имущество. Поясните, как вы планируете их закрывать, избежав банкротства.

Какие показатели включить в заключение о финансовом состоянии компании для контрагентов

Во второй раздел заключения о финансовом состоянии компании включите оценку ключевых показателей:

Оцените их минимум за три периода, включая отчетный.

Платежеспособность. Чтобы подтвердить возможность компании своевременно оплачивать долги, рассчитайте показатели:

Коэффициенты отразите в таблице по периодам. Для удобства в той же таблице укажите нормативное значение для каждого индикатора.

Если на последнюю отчетную дату не все показатели в пределах нормы, определите прогнозную платежеспособность с помощью коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.

Формула. Расчет коэффициента восстановления платежеспособности

NPV формула

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

NPV формула

Коэффициент восстановления платежеспособности

ед.

Результат расчета

NPV формула

Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода

ед.

Расчет по формуле (исходные данные из баланса на конец отчетного периода)

NPV формула

Коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода

ед.

Расчет по формуле (исходные данные из баланса на начало отчетного периода)

NPV формула

Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности

ед.

Может быть принято от 1 до 2,5

NPV формула

Длина отчетного периода

мес.

Отчетный период – год или 12 месяцев

Значение прогнозного индикатора выше единицы подтвердит минимальный риск банкротства вашей компании в ближайшие три–шесть месяцев. Отразите результаты расчетов в отчете в той же таблице.

Финансовая устойчивость. В качестве индикатора финансовой устойчивости вычислите чистые активы. Впишите их сумму за несколько периодов также в таблицу вместе с уставным капиталом. Контрагент должен видеть, что чистые активы на протяжении нескольких периодов были в пределах нормы, то есть не ниже уставного капитала.

Запас прочности по точке безубыточности. Этот индикатор позволит доказать контрагентам устойчивость компании к колебаниям выручки. Для его расчета определите:

  • выручку (бухгалтерский баланс, стр. 2110);
  • точку безубыточности (с учетом постоянных и переменных затрат);
  • отклонение от точки безубыточности.

Устойчивость финансовых результатов компании к существенным колебаниям выручки подтвердит запас прочности не меньше 30–50 процентов. Внесите в отдельную таблицу все показатели последовательно за несколько периодов.

Рентабельность. В отдельной таблице впишите построчно показатели за каждый рассматриваемый период:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов.

Чтобы убедить контрагента, что прибыль компании не ниже, чем у конкурентов, рядом с расчетными значениями рентабельности укажите среднеотраслевые за каждый отчетный период.

Какие пояснения отразить в заключении о финансовом состоянии компании для контрагента

Отчет о финансовом состоянии компании для контрагента без пояснений и обоснований не информативен. Прокомментируйте текущие и прогнозные значения всех показателей. По каждой группе индикаторов сформулируйте общий вывод. Все комментарии впишите во второй раздел после каждой таблицы с финансовыми показателями.

Внимание! Не пишите в заключении того, чего нет в действительности. Контрагент это легко вычислит. Комментируя динамику показателей, старайтесь акцентировать внимание на положительных моментах. Если показатели недостаточно хороши и логично обосновать причину их ухудшения не получается, уточните, какие действия планируете предпринять, чтобы исправить ситуацию. Укажите подробный порядок действий (например, план антикризисных мероприятий).

Платежеспособность. Основные выводы об индикаторах этой группы:

  • своевременно ли компания погашала обязательства в прошлых периодах;
  • была ли платежеспособна она на последнюю отчетную дату;
  • сможет ли предприятие в ближайшие три–шесть месяцев оплачивать долги за счет собственных средств. Какой риск банкротства в этот период.

Финансовая устойчивость. В этой части заключения обоснуйте значение чистых активов. Поясните, что, если их сумма превышает уставный капитал, у компании достаточно собственных средств для расчета с кредиторами. Это подтверждает отсутствие признаков банкротства. Тогда как отрицательная сумма чистых активов на протяжении нескольких месяцев, напротив, подтверждает их.

Запас прочности по точке безубыточности. Поясняя значение этого показателя, обратите внимание контрагента на то, что компания устойчива к колебаниям выручки. Уточните, что, даже если объем продаж сократится на уровень запаса прочности (например, на 20–30%), компания сможет полностью покрыть свои расходы за счет выручки, избежав убытков.

Рентабельность. Формулируя выводы о рентабельности продаж и активов, акцентируйте внимание контрагентов на том, что ваши показатели не ниже среднеотраслевых. Если же это не так, уточните причину расхождений. Так, если разница незначительная – не более 10 процентов – укажите, что это предельно допустимая рентабельность. И с таким значением рентабельности компания даже не попадет в план выездных налоговых проверок. Если же разница существенная, поясните причину.

Невысокую рентабельность продаж можно обосновать запуском нового направления (производства) в рамках основной деятельности, который и привел к существенным расходам. Если новых видов деятельности у вас нет, поясните, что уже запланировали закрытие нерентабельных направлений или смену их на более прибыльные. Уточните, что уже работаете над сокращением затрат. Обозначьте статьи, по которым планируете снизить расходы.

Поясняя невысокую рентабельность активов, можно указать, что показатель снизился не из-за сокращения прибыли, а потому что увеличилась сумма совокупных активов. Например, после обновления производственного фонда новое оборудование поставили на учет, а выбытие старого еще не успели оформить. Или же причина увеличения совокупных активов – переоценка их стоимости (дооценка).

Если низкая рентабельность связана со снижением прибыли, поясните, например, что причина в сезонных колебаниях выручки.

Какие документы приложить к заключению о финансовом состоянии компании для контрагента

Чтобы убедить контрагента в достоверности сведений в заключении о финансовом состоянии компании, приложите к отчету подтверждающие документы. Прикладывайте только оригиналы или их копии, заверенные руководством компании или государственными учреждениями (например, бухгалтерские балансы с отметкой налоговой). Убедитесь, что в них нет искажений и ошибок. Удостоверьтесь, что информация в них не противоречит цифрам и комментариям в отчете. Подтвердить достоверность сведений в заключении о финансовом состоянии компании контрагенту помогут:

  • бухгалтерские балансы;
  • отчеты о финансовых результатах;
  • заключения об оценке имущества;
  • аудиторские заключения;
  • заключения и отчеты ревизионной комиссии;
  • справки об остатках на счетах;
  • список дебиторов и кредиторов с долгом выше 5 процентов от общей суммы задолженности;
  • справки о задолженности перед бюджетом;
  • список основных средств на последнюю отчетную дату;
  • подтверждения оплаты текущей задолженности на момент подготовки заключения;
  • план антикризисных мер (если компания просит дополнительное финансирование).

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Какие вопросы вам задают на защите годового отчета директор и акционеры? Выберите, пожалуйста, все возможные варианты.

  • Почему столько ушло на налоги? 49.12%
  • Почему такая выручка? 22.81%
  • Если есть прибыль, то где деньги? 59.65%
  • Какие дивиденды получим? 19.3%
  • Какой результат будет в следующем году? 45.61%
  • Почему мы платим премии сотрудникам отдела «Н» если план компании не выполнен? 24.56%
  • У нас прибыль, зачем брать еще кредит? 19.3%
  • Почему не все расходы учли в налоговом учете? 19.3%
  • А почему такая большая кредиторская задолженность? 29.82%
  • А почему в августе нет выручки, ведь были заказы в работе и оплаты приходили? 12.28%
  • Какие премии в этом году вы планируете выплатить топ-менеджерам и почему? 12.28%
  • Какие результаты будут у компании через 5-10 лет. Ваши прогнозы? 24.56%
  • Если у нас убытки, может просто закрыть фирму или продать? 40.35%
  • Как мне понять, что годовой отчет составлен верно, что в нем нет манипуляций? 33.33%
  • Как обстоят дела у других предприятий конкурентов? 15.79%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль